Телефонная связь Донецка: век XIX — начало ХХ-гоТелефонная связь Донецка:
век XIX — начало ХХ-го
© Николая КАПУСТЫ


Главным нормативным актом, законодательно оформившим существование телефонной связи в Российской империи, были утвержденные императором 25 сентября 1881 года «Основные условия устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений». Согласно «Условиям» телефонная связь признавалась правительственной монополией, но право строительства и эксплуатации сетей общего пользования получали и частные предприниматели (отдельные лица, акционерные общества и компании) по контрактам с телеграфным департаментом Министерства внутренних дел сроком на 20 лет, по истечении которых телефонные сети должны были передаваться правительству. Первыми городами, получившими городскую телефонную связь 1 июля 1882 года, стали Варшава, Одесса и Рига. Несколько позже, 30 октября того же года, заработали станции Москвы и Петербурга, а в последующие годы строительство телефонных сетей развернулось практически во всех крупных городах.

Один из первых таксофоновОдин из первых
таксофонов.
rian.ru

Первый контракт был заключен 1 ноября 1881 г. между Министерством внутренних дел, в ведении которого находились средства связи, с одной стороны, и частным предпринимателем, инженером фон-Барановым, с другой. Однако строить сеть фон-Баранов не стал, а продал свои права Международной компании телефонов Белла. С ней связана вся начальная история телефонии в России. Компания Белла многие годы была монополистом в эксплуатации телефонных станций в крупных городах. Ввод в строй первых станций состоялся в 1882 г. почти одновременно в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. Через несколько лет, в 1885-1886 гг., были оборудованы и открыты телефонные сети в Нижнем Новгороде, Либаве, Ревеле, Ростове-на-Дону и Баку.

Пользуясь своим монопольным правом, компания Белла установила небывало высокую плату за пользование телефоном — 250 руб. в год и, обеспечив себя сверхвысокой прибылью, не стремилась вкладывать средства в усовершенствование построенной системы, даже несмотря на многочисленные жалобы. Нередко абонент не мог соединиться с вызываемым лицом в течение нескольких часов. Первых абонентов даже учили, как говорить по телефону: не снимая трубки с крючка, несколькими оборотами ручки индуктора по часовой стрелке дать на станцию звонок. После этого снять с крючка трубку и поднести к уху. При поступлении вызова телефонистка вручную обеспечивала соединение, вставляя штепсель между ламелями коммутатора. Если требовалось подключение к другому коммутатору, то через обслуживающую его телефонистку устанавливали, свободен ли просимый номер, и первая телефонистка производила соединение.

Девушка разговаривает по телефонуДевушка разговаривает по телефону

Кроме сетей общего пользования, еще с 1881 года активно строились и телефонные сети на промышленных предприятиях. Именно такая сеть и была построена во второй половине 1891 года в Юзовке «Новороссийским обществом каменноугольного, железного, стального и рельсового производства». По неизвестным причинам разрешение на постройку станции было получено не в Екатеринославском почтово-телеграфном округе, к которому относилась Юзовка, а в Ростовском-на-Дону, 6 августа 1891 года. Тогда телефонным сообщением были соединены Новосмолениковский рудник, рудник «Ветка», завод и главная контора «Новороссийского общества». Судя по тексту ответа на запрос начальника Юзовской почтово-телеграфной конторы, телефоны были установлены и в конторах некоторых служащих.

Почтовая марка СССРПочтовая марка СССР

К февралю 1915 года юзовская телефонная сеть обслуживала уже 296 абонентов, превратившись из чисто заводской в сеть общего пользования. Протяженность ее линий составляла 86 верст протяженность проводов, — 343 версты (на многих линиях к одному столбу подвешивалось несколько проводов). Кабельные линии имели длину 750 метров и были выполнены сорокапарным кабелем. Телефонные аппараты, стоявшие в конторах и квартирах жителей Юзовки, были преимущественно производства заводов «Эриксон» и в меньшем количестве — «Сименс и Гальске». Учитывая время открытия Юзовской телефонной станции, можно с большой уверенностью предположить, что она, подобно подавляющему большинству Российских ГТС того времени, была системы МБ и построена по однопроводной схеме с преобладанием воздушных линий из неизолированных 3-х и 4-х мм железных проводов.

Стоечные телефонные линии на здании ресторана, 1904 годСтоечные телефонные линии на
здании ресторана, 1904 год
yartelecom.yaroslavl.ru

В начале 1900-х годов к уже существующим на юзовских улицах телефонным столбам и линиям «Новороссийского общества» добавились новые, теперь уже принадлежащие уездному земству. Открытая в 1902 году Бахмутская земская телефонная сеть к 1912 году стала крупнейшей земской сетью Екатеринославской губернии, насчитывая 375 абонентов при 422 аппаратах с протяженностью проводов 3810 (а по другим сведениям, 8649) верст. Одна из 11 ее станций была смонтирована в Юзовке. С 1903 года Бахмутская земская телефонная сеть соединяла практически все крупные населенные пункты уезда между собой и давала выход на соседние города, такие как Харьков, Мариуполь, Екатеринослав, Славянск, Павлоград и другие.

Телефонистки за коммутаторами. Ярославль, 1904 годТелефонистки за коммутаторами.
Ярославль, 1904 год
yartelecom.yaroslavl.ru

Нужно отметить, что Бахмутское уездное земство было едва ли не первым, кто начал строить и эксплуатировать междугородные телефонные линии местного значения. Подтверждением этого факта является высочайше утвержденное 15 февраля 1903 года «Положение Кабинета министров», согласно которому земству в виде опыта разрешалось «впредь до издания общего телефонного устава организовать для всех желающих платные переговоры и обмен депешами по его телефонной сети, допуская включение в означенную сеть и абонентов». Опыт удался, и это положение с незначительными изменениями послужило образцом для устройства еще около полутора сотен земских телефонных сетей.

Старинный телефонСтаринный телефон

Однако в начале ХХ века пользоваться телефонной связью могли позволить себе только весьма состоятельные абоненты, особенно в Бахмутском уезде. Будучи старейшей и обширнейшей земской телефонной сетью, Бахмутская была при этом и самой дорогой в губернии, взимая с платных абонентов (а таких к 1 января 1912 года было 304 из 375) абонплату в 150 рублей в год, не считая платы за междугородные разговоры. Для сравнения: в Екатеринославской, Мариупольской и Новомосковской земских телефонных сетях абонплата не превышала 50-60 рублей, а в Александровской она была дифференцированной — от 30 до 180 рублей в зависимости от длины линии. Но несмотря на довольно высокую абонплату телефонная связь в Юзовке развивалась достаточно быстрыми темпами, и к середине второго десятилетия ХХ века Юзовка, являясь всего лишь заводским поселком, по обеспеченности новейшими средствами связи превосходила многие населенные пункты, имеющие статус городов.



Войдите, чтобы оставить комментарий