Васнецов Виктор МихайловичВаснецов Виктор Михайлович

Замечательный художник В.М.Васнецов в самом начале творческого пути нуждался как в материальной поддержке, так и в личном, духовном общении. С Саввой Ивановичем его познакомил Репин в 1878 году. О их первой встрече Васнецов вспоминал: «…Он поразил меня и привлёк даже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная, богатырская…, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что уже давно был с ним знаком…»

Три картины Васнецова посвящены донецкому краю, не только посвящены, но и заказаны специально для Правления Донецкой каменноугольной железной дороги ее строителем Саввой Мамонтовым.

Мамонтов постоянно давал Васнецову заказы: рисунки для школы, которая была выстроена и открыта Мамонтовым в Абрамцеве, картины для неё же, многое для Абрамцевской церкви. «Мои там работы: …образ «Богоматери»…, «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов. Своей рукой я расписал клиросы, …пришлось набирать мозаику пола с рабочими…» Васнецов многие годы ощущал к себе внимание, отношение чистого, неравнодушного сердца. Он хранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: «Если ты бодр, здоров и весел, это всё, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если ты станешь… предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя… Знай, что ты прочно сидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведь это сознание — хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним…» Спустя годы Васнецов напишет о Мамонтове, что его роль во многих «областях общественной жизни значительна, как личности одарённой, творческой… Кто знал его или только раз встретился с ним, тот его уже не забудет… Он …привлекал к себе… особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живёт художник… С ним было легко работать…»

Весной 1880 года молодой художник Виктор Васнецов переживал тяжелый кризис: творческий конфликт и разрыв с передвижниками, одиночество, безденежье, сомнения в собственной творческой состоятельности.

Верный своему принципу собирать вокруг себя не картины, но таланты, которым нужно лишь помочь раскрыться, предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов приободрил молодого мастера, предложил сюжеты для его новых картин и оплатил их авансом.

Речь шла о мамонтовской дороге – Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 году, связав Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт. Со строительством железнодорожного пути чрезвычайно перспективный район юга России вышел на качественно новый уровень развития. Хотя и эта стройка обрела немало критиков, Савва Иванович знал что делал. Потому хотел, чтобы перспективы этой магистрали были раскрыты в соответствующих картинах-символах, которые, по его замыслу, должны были украсить залы Правления Донецкой железной дороги. И Васнецов пишет три картины-панно: «Битва русских со скифами» (прошлое донецкого края), «Три царевны подземного царства» (богатство донецких недр) и «Ковер-самолет» (образ новой магистрали, символ новых скоростей).

Мамонтов не зря «занимался украшательством» своей магистрали, веря, что со временем страна по достоинству оценит то, что он сделал.

«Бой скифов со славянами». Васнецов В.М.«Бой скифов со славянами».
Васнецов В.М.
www.museum.com.ua

Увы… В России, правда, Васнецова ценят, о Мамонтове начинают вспоминать все чаще, подыскивая новым предпринимателям и меценатам образец для подражания. В Украине же про Мамонтова почти ничего и не знают, а Васнецова вспоминают только в связи с его росписями Владимирского собора в Киеве.

А что же Донетчина? Нет у нас ни одного памятника, ни тому, ни другому. Почему-то не украшают стены великолепного обновленного вокзала станции Донецк хотя бы копии написанных Васнецовым специально для нас картин. На сайте недавно созданного музея дороги вы найдете фотографии паровозов и передовиков соцсоревнования, но не увидите портрета Саввы Мамонтова.

Наряду с историческими полотнами, среди которых «Побоище», «Бой скифов со славянами» и эпический «Витязь на распутье» (1882), в творчество Васнецова в те же 1880-е годы естественно и свободно входит тема русской народной сказки с ее «мудрыми глубинами человеческого инстинкта», в которых, по словам Ивана Ильина, «завязываются узлы национального бытия и национального характера». Именно такое понимание сказки и присуще Васнецову. Его полотна «Ковер-самолет» (1880), «Три царевны подземного царства» (1884), «Иван-царевич на сером волке» (1889), наконец, широкоизвестные театральные эскизы к «Снегурочке», ознаменовавшие решительный переворот не только в русской, но и в мировой сценографии, абсолютно лишены иллюстративной описательности. Его сказочные произведения не просто дань национальному фольклору — это его поэтическое прозрение.

«Ковер-самолет». Васнецов В.М.«Ковер-самолет».
Васнецов В.М.

«Ковер-самолет» – самая первая сказочная картина В.М. Васнецова, написаннная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».

С легкой руки Саввы Ивановича Мамонтова исполнил Виктор Михайлович Васнецов свою первую истинно сказочную картину «Ковер-самолет». Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил «давнюю мечту» народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание.

В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой — победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

Прагматичные денежные тузы не приняли картины — сказка им казалась неуместной. «Ковер-самолет» приобрел Савва Иванович и повесил в столовой своего дома.

«Три царевны подземного царства». Первый вариант. Васнецов В.М.«Три царевны подземного царства». Первый вариант.
Васнецов В.М.
http://gallery.alldesign.org/Vasnetsov/

Картина «Три царевны подземного царства» предназначалась для кабинета правления, но туда не попала. Члены правления не оценили открытый Васнецовым новый, сказочный, жанр в живописи, и картину приобрел брат Мамонтова. Теперь она находится в Третьяковской галерее.

Картина должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине — каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Васнецов представил их в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Они вышли из подземного царства и словцо окаменели.

«Три царевны подземного царства». Второй вариант. Васнецов В.М.«Три царевны подземного царства». Второй вариант.
Васнецов В.М.
http://gallery.alldesign.org/Vasnetsov/

Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты, который он нащупал в образе третьей, младшей царевны, «черненькой», как назвал ее Аполлинарий Васнецов, побывав на IX выставке передвижников.

Он писал: «Ничего нет на выставке, что сравнилось бы по широте письма и натуральности». Впоследствии, в 1884 году, Васнецов напишет еще одну картину под тем же названием, чуть изменив композицию и колорит, отчего она станет еще более утонченной. Этих «Трех царевен» приобрел киевский коллекционер и меценат И.Н. Терещенко.

Картина «Три царевны подземного царства» великолепна по колориту. Художник изобразил царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Можно долго любоваться блеском парчи, жемчужными кокошниками, россыпью драгоценных камней, величавостью поз. Художник как будто искал образ вечной женственности, крепости земли, отсюда и некоторая статичность, монументальность композиции.



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий