22 февраля 1888 года с поезда Харьков – Мариуполь на станции Рудничная, а именно так тогда называлась станция Рутченково, сошел немолодой пассажир. В отличии от многих других пассажиров, ехавших первым классом, «господин в шубе» сам вынес из вагона свой саквояж, запросто беседовал с проходившим стрелочником, и, откушав чаю в трактире, отправился в Юзовку.
Это был Дмитрий Иванович Менделеев, великий русский ученый, с именем которого связано немало замечательных страниц в развитии экономики и транспорта Донбасса. До этого Менделеев, мечтавший о расцвете отечественной экономики, посетил большинство горнодобывающих предприятий России. Его интересовали уральские самоцветы и донецкий уголь, бакинская нефть и кузнецкие руды. Ему предстояло дать рекомендации по вопросам улучшения транспортных систем Донбасса и, в первую очередь, железных дорог. По рекомендации Менделеева позже была проложена железная дорога – рокадная линия от магистрали, идущей из центра страны в Крым, до другой магистрали, идущей из Донецкого бассейна через Юзово до Мариуполя в его порт. Менделеевская рокада соединила криворожское железорудное месторождение с донецкими металлургическими заводами. Давайте прогуляемся по станции Рутченково. Небольшое одноэтажное здание вокзала стоит на том же самом месте. Не исключено, что основа здания осталась той же, что и в 19 веке. Конечно, внутри сделан неплохой ремонт. Над путями, которых теперь в несколько раз больше, большой переходной мост. Дорога электрифицирована, поезда набирают большую скорость, ходить через пути опасно.
В Юзовке Дмитрий Иванович осмотрел металлургический завод и шахту при нем. Ученый интересовался оборудованием цехов, качеством производимого металла, условиями труда металлургов и горняков. Пытаясь облегчить труд горнорабочих Донбасса, Менделеев придет к смелому научному открытию – подземной газификации угля. На страницах его дневника можно прочесть такую запись: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать в земле в газ СО в особых подземных генераторах и этот газ выводить и разводить далеко». На заводе Д. И. Менделеева встретили с большими почестями. Основателю города Джону Юзу хотелось, чтобы у ученого с мировым именем остались самые лучшие впечатления о его предприятии. После посещений предприятий «Новороссийского общества»Менделеев сказал Юзу следующие слова: «Вы совершили подвиг. Недавняя пустыня ожила. Результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом».
Старая Юзовка.
Фото из альбома Д.И. Менделеева.
1888 год
После посещения цехов, утром, Менделеев сам отправился в поселок. Опираясь на трость, Д.И. Менделеев с трудом шел по кривым, тонувшим в грязи Юзовским улочкам в направлении базара, бывшего самым оживленным местом поселения. Увиденное потрясло ученого. Потом в его дорожном дневнике появятся такие строки: «Базар в Юзовке на земле Ливена, и там страшно». Дальше он записал: «Идти по Юзовке нельзя по причине болот». Для сотен людей Юзовский базар был и биржей труда, и постоялым двором, и харчевней. Рыночная площадь была переполнена людьми. Рыночная площадь начиналась там, где сейчас проходная фабрики Володарского Центр же базара, так называемые обжорные ряды, находился на месте, где сейчас располагается областной архив.
Результатом 3-х месячной поездки в наш край стал вышедший труд «Сила, покоящаяся на берегах Донца». «В поездках по донецкому краю, — писал Менделеев, — я был поражен неисчерпаемыми его богатствами, которые превосходят все виденное ранее не только в России, но и в других частях Европы и Америки, которые посещал для изучения их промышленности».
-
Литература:
- Альтер С. «Сталино, справочник-путеводитель», Сталинское областное издательство, 1956
- Альтер С. З. «Донецк Путеводитель», Донецк, 1966
- Гонимов И. «Старая Юзовка», Сталинское областное издательство, 1953.