22 февраля 1888 года с поезда Харьков – Мариуполь на станции Рудничная, а именно так тогда называлась станция Рутченково, сошел немолодой пассажир. В отличии от многих других пассажиров, ехавших первым классом, «господин в шубе» сам вынес из вагона свой саквояж, запросто беседовал с проходившим стрелочником, и, откушав чаю в трактире, отправился в Юзовку.

Это был Дмитрий Иванович Менделеев, великий русский ученый, с именем которого связано немало замечательных страниц в развитии экономики и транспорта Донбасса. До этого Менделеев, мечтавший о расцвете отечественной экономики, посетил большинство горнодобывающих предприятий России. Его интересовали уральские самоцветы и донецкий уголь, бакинская нефть и кузнецкие руды. Ему предстояло дать рекомендации по вопросам улучшения транспортных систем Донбасса и, в первую очередь, железных дорог. По рекомендации Менделеева позже была проложена железная дорога – рокадная линия от магистрали, идущей из центра страны в Крым, до другой магистрали, идущей из Донецкого бассейна через Юзово до Мариуполя в его порт. Менделеевская рокада соединила криворожское железорудное месторождение с донецкими металлургическими заводами. Давайте прогуляемся по станции Рутченково. Небольшое одноэтажное здание вокзала стоит на том же самом месте. Не исключено, что основа здания осталась той же, что и в 19 веке. Конечно, внутри сделан неплохой ремонт. Над путями, которых теперь в несколько раз больше, большой переходной мост. Дорога электрифицирована, поезда набирают большую скорость, ходить через пути опасно.

В Юзовке Дмитрий Иванович осмотрел металлургический завод и шахту при нем. Ученый интересовался оборудованием цехов, качеством производимого металла, условиями труда металлургов и горняков. Пытаясь облегчить труд горнорабочих Донбасса, Менделеев придет к смелому научному открытию – подземной газификации угля. На страницах его дневника можно прочесть такую запись: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать в земле в газ СО в особых подземных генераторах и этот газ выводить и разводить далеко». На заводе Д. И. Менделеева встретили с большими почестями. Основателю города Джону Юзу хотелось, чтобы у ученого с мировым именем остались самые лучшие впечатления о его предприятии. После посещений предприятий «Новороссийского общества»Менделеев сказал Юзу следующие слова: «Вы совершили подвиг. Недавняя пустыня ожила. Результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом».

Старая Юзовка. Фото из альбома Д.И. Менделеева. 1888 годСтарая Юзовка.
Фото из альбома Д.И. Менделеева.
1888 год

После посещения цехов, утром, Менделеев сам отправился в поселок. Опираясь на трость, Д.И. Менделеев с трудом шел по кривым, тонувшим в грязи Юзовским улочкам в направлении базара, бывшего самым оживленным местом поселения. Увиденное потрясло ученого. Потом в его дорожном дневнике появятся такие строки: «Базар в Юзовке на земле Ливена, и там страшно». Дальше он записал: «Идти по Юзовке нельзя по причине болот». Для сотен людей Юзовский базар был и биржей труда, и постоялым двором, и харчевней. Рыночная площадь была переполнена людьми. Рыночная площадь начиналась там, где сейчас проходная фабрики Володарского Центр же базара, так называемые обжорные ряды, находился на месте, где сейчас располагается областной архив.

Результатом 3-х месячной поездки в наш край стал вышедший труд «Сила, покоящаяся на берегах Донца». «В поездках по донецкому краю, — писал Менделеев, — я был поражен неисчерпаемыми его богатствами, которые превосходят все виденное ранее не только в России, но и в других частях Европы и Америки, которые посещал для изучения их промышленности».

    Литература:

  • Альтер С. «Сталино, справочник-путеводитель», Сталинское областное издательство, 1956
  • Альтер С. З. «Донецк Путеводитель», Донецк, 1966
  • Гонимов И. «Старая Юзовка», Сталинское областное издательство, 1953.


Войдите, чтобы оставить комментарий