Вокруг имени владельца машиностроительного и чугунолитейного завода близ местечка Юзовка Эдуарда Теодора Боссе в свое время сложилось очень много легенд. Совсем недавно в Российском государственном историческом архиве удалось отыскать подлинное генеалогическое древо этого рода, составленное еще до Октябрьской революции. И полученная информация заслуживает того, чтобы о ней рассказали более подробно.

В архиве в Санкт-Петербурге есть отдельная коллекция документов рода Боссе
В РГИА эти официальные бумаги на 48 листах хранятся в коллекции документов разных лиц, изъятых в свое время из сейфов частных банков и кредитных обществ, находившихся в Петрограде. Так вот в архивной описи 1 деле 536 имеются личные и служебные документы инженера Эдуарда Артуровича Боссе и его мамы Амалии Евгеньевны. Бумаги датированы периодом с 12 марта 1858 г. по 17 июня 1915 г. Они написаны на русском и немецком языках. Речь идет о различных имущественных документах. Они сегодня позволяют современным историкам и краеведам проследить и раскрыть неизвестные ранее подробности биографии одного из самых авторитетных заводчиков Юзовки.

Напомним, что в 1889 г. два инженера — потомственный почетный гражданин Российской империи Эдуард Боссе и прусский подданный Рудольф Геннефельд — приобрели у помещиков и шахтовладельцев Рутченко несколько десятин земли и основали возле села Григорьевки одноименной волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии машиностроительный и чугунолитейный завод. Но эта статья лишь об одном владельце предприятия — Эдуарде Теодоре Боссе. Вернемся к архиву, где есть особо ценные для нас документы.

В роду Боссе были известный живописец и архитектор
Таковым, без сомнений, можно назвать описание рода Боссе, сделанное, по-видимому, по заказу представителей этого семейства еще до Октябрьской революции. В составленном генеалогическом древе они попытались докопаться до самых ранних истоков. Из этого документа мы узнаем, что род Боссе никогда не имел бельгийских корней, как ошибочно до 2009 г. считало большинство наших профессиональных донецких историков. Речь идет о немецких корнях.

«Согласно официально подтвержденной пастором Лессером выписке от 15 февраля 1879 года из церковной книги приходской деревни Нелбен (Nelben), район Заале в бывшем княжестве Магдебург, современного административного округа Мерзебург прусской провинции Саксония, местный 60-летний житель Себастьян Боссе умер 28 марта 1721 г. (т.е. родившийся примерно в 1661 г.). Его статус неизвестен, его жена Катарина умерла перед ним 16 августа 1701 г. при родах. День и год рождения, а также дата рождения и смерти его родителей, их состояние и происхождение больше не упоминаются, поскольку сохранившиеся церковные записи города датируются только до 1701 г. У него было два сына Себастьян и Андреас», — таковы первые документальные упоминания о роде Боссе. Вот как раз сын Себастьян считается родоначальником семейства Боссе в России.

Он родился 24 февраля 1697 г. в деревне Нелбен (Nelben), занимался с 1712 г. в латинской школе дома для сирот в Галле. Через пять лет поступил в местный университет и после его окончания посвятил себя богословию. В России он оказался в 1726 г., во времена царствования императора Петра II. 12 июля по рекомендации профессора Франке он был назначен кантором и учителем Лютеранской церкви святого Петра на Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурга. Себастьян Боссе прослужил здесь на протяжении 49 лет. Он умер в 1775 г., в возрасте почти 78 лет и был похоронен 31 января. В 1728 г. он женился на девушке из Императорского двора Мари Кристин. У них было 8 детей (4 сына и 4 дочери), из которых только три сына и одна дочь пережили его.

О них информация практически отсутствует, только кое-что известно об одном из сыновей пастора — Иоахиме Готхильфе Боссе, родившегося 7 декабря 1742 г. и считающемся родоначальником ветви семьи Боссе выходцев из Риги.

Можно еще долго приводить выписки из составленного генеалогического древа этого рода. Однако остановимся лишь на двух наиболее известных именах, приходящихся дальними родственниками нашему инженеру.

Речь пойдет о профессоре живописи и гравере Эрнесте-Готгильфе Боссе (4.08.1785 г., Рига — 14/26.12.1862 г., Флоренция). В 1814 г. он учился в Дрезденской Академии художеств, примерно в 1815–1820 гг. — в студии Джузеппе Грасси в Риме. Стал почетным членом Академии святого Луки в Риме. В 1820 г. переехал в Санкт-Петербург, где получил должность придворного живописца императора Александра I и до 1822 г. работал живописцем при Императорском Эрмитаже. В 1822 г. за удачно выполненный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны был отправлен в Европу для копирования картин мастеров итальянского Возрождения, которые предназначались для Петербургской Академии художеств, «к пользе воспитанников».

Боссе сам составил список произведений, с которых должен выполнить копии. За свою работу он попросил три тысячи рублей ежегодно. Художник поселился в Дрездене. С 1822 по 1830 г. выполнил около 15 работ такого рода. Однако Совет Академии художеств счел, что из всех картин лишь копия полотна Гвидо Рении «Се — человек» (Ecce homo) сделана на достаточно высоком уровне, а остальные копии слабы, и многие русские живописцы, находящиеся за границей, могли бы сделать их лучше. Ввиду этого Академия не хотела принимать эти копии, тем более что отправка их в Петербург должна была осуществляться за ее счет. По-видимому, после этого в 1832 г. Боссе было отказано в содержании. Он был лишен должности придворного живописца, но сохранил звание профессора Академии художеств в Петербурге. Последние десятилетия Боссе жил во Флоренции, став почетным членом Флорентийской Академии художеств. В его браке с Вильямной Даномарк родилось трое сыновей, младший из которых стал очень известным зодчим Санкт-Петербурга.

Харальд Юлиус Боссе (также Юлий Андреевич, Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнестович, 17.09.1812 г., Санкт-Петербург — 1894 г.). Учился в Дармштадте, «где прошел четырехлетний курс архитектуры у придворного директора строений Ф. Молера». Переехал в Санкт-Петербург в 1831 г. и начал работать чертежником у художника Александра Брюллова. Харальд Юлиус Боссе получил звания от Академии Художеств: свободного художника (1832 г.), академика (1839 г.), профессора (1854 г.). С 1858 г. — архитектор Высочайшего двора. Автор множества дворцов, особняков, загородных резиденций и культовых сооружений, в которых мастерски использовал элементы архитектуры различных эпох и стилей (ренессанс, барокко и др.). С 1863 г. в отставке по болезни, последние годы жил и работал в Дрездене. В возрасте 82 лет зодчий скончался, похоронен в Дрездене на кладбище Тринита. Его сын также стал довольно известным архитектором.

Отец заводчика из Юзовки был видным питерским купцом

Отцом юзовского заводчика был санкт-петербургский купец 1-й гильдии Артур Боссе (12.10.1825 г. — примерно 1904 г.). В справочниках за 1870–1880-е гг. о нем была записана следующая информация: рижский гражданин, веры лютеранской. Получил образование в частном пансионе, состоял в купеческом сословии со второй половины 1878 г., плательщиком гильдейской повинности с 1865 г. Он проживал в шведском квартале Санкт-Петербурга в доходном доме (так называли в старину многоквартирные жилые дома, построенные их владельцами для сдачи квартир внаем) Шведской церкви по Малой Конюшенной улице. Занимался купец Боссе торговлей мануфактурой. 21 сентября 1853 г. он женился на Амилии Фридерике (на русский лад — Евгеньевны) фон Мерклин, рожденной 1 февраля 1830 г.

В их браке родилось 7 детей (2 сына — Эдуард Теодор и Артур Гаральд, 5 дочерей (Ольга Доротея умерла во младенческом возрасте) — Ольга Каролина, Мария Паулина, Лиза Каролина, Маргот Евгения).
Видимо, глава этого семейства был умным и практичным человеком, выдавая замуж своих дочерей только за питерских промышленников и сделав своих сыновей владельцами промышленных предприятий.

Так, например, одна из дочерей Артура Боссе Мария Паулина вышла замуж 3 мая 1882 г. за фабриканта, великобританского подданного Александра Бетлинга. Он с женой был владельцем нескольких жилых домов в центре Санкт-Петербурга и содержал кабельный завод.

Младший сын Артур Гаральд был в 1899 г. одним из учредителей, а затем и директором-распорядителем завода «Московского акционерное общество для выработки электрических углей», давшего имя Электроугли небольшому городку в Подмосковье. Он умер в 1937 г. в Сантьяго, Чили. Его дочь Вера Фанни Боссе (25.12.1888 г.р.) стала актрисой немого кино и художницей, а впоследствии второй женой известного композитора Игоря Стравинского. Таким образом, она является родной племянницей заводчика из Юзовки.

Рождение и учеба заводчика из Юзовки Эдуарда Теодора Боссе
Теперь перейдем непосредственно к инженеру и будущему владедьцу завода близ местечка Юзовка в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. Эдуард Теодор Боссе родился 19 октября 1854 г. в Санкт-Петербурге в семье купца 1-й гильдии Артура Боссе лютеранского исповедания.

В январе 1866 г. он начал учиться в Реформаторском училище столице Российской империи, что находилось на Мойке, 38. Она была открыта в 1818 г. стараниями немецкого пастора Иоганна фон Муральта. Учились в ней мальчики лютеранской веры. В 1864 г. школа получила статус гимназии, и ее выпускники могли поступать в высшие учебные заведения наравне с выпускниками лютеранских Петришулле и Анненшулле. Обучение в гимназии продолжалось восемь лет, где велась основательная подготовка по древним языкам и естественным наукам. Обучение в этом заведении было недорогим и доступным: к примеру, плата в Коммерческом училище в сер. XIX века составляла 300 рублей в год, тогда как Реформатское училище брало с ученика всего 60 рублей в год. Быт и нравы этой школы подробно описаны в очерке Н. А. Лейкина «Учебный день в немецкой школе».

«Неприветливы в то время были классы училища. Содержались они грязно, полы были простые, некрашеные, с выбоинами, со скрипящими половицами, паутина редко обметалась, в партах, окрашенных когда-то в зеленый цвет, с черными верхними досками, глубоко изрезанными перочинными ножами, ползали тараканы. Зимой освещения не полагалось, а уроки начинались в девять часов, когда было еще темно, но приносить свое освещение не возбранялось, и вот мы являлись в училище со свечными огарками, которые и горели у нас, прилепленные к партам, пока не сделается светло… Для питья учеников в одном из классов был большой глиняный горшок — «машинка», фильтрующая воду, но в остальных классах — простые деревянные ведра с водой и привешенными к ним железными ковшиками…» — писал он.

Хотя такие непростые условия вполне подходили к девизу школы, сохранившемуся до сих пор над входом: «Не для школы, для жизни учимся». Считалось, что в этом учебном заведении готовили мальчиков к практическим вещам, необходимым во взрослой жизни.

И все-таки Реформаторская школа была одним из элитных учебных заведений своего времени в Санкт-Петербурге. Именно в его маленьком актовом зале в 1909 г. впервые как композитор выступил еще один наш знаменитый на весь мир земляк из Донбасса Сергей Прокофьев.

В аттестате Эдуарда Теодора Боссе, выданном ему в июне 1874 г. по завершении обучения в школе, только хорошие и отличные оценки. Так, отлично ему поставили учителя по английскому языку, арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии, физике, а также в дисциплинах естественной истории: физиологии и анатомии, зоологии и минералогии. При этом отмечалось очень хорошее поведение и прилежание еще совсем юного Эдуарда Боссе.

Дальше он за деньги отца продолжил свое обучение в Швейцарии. Специальностью инженера овладевал Эдуард Артурович на механическом факультете в Политехническом институте Цюриха (Швейцария) с 1874 по 1878 г. В это учебное заведение несколько лет позже Эдуарда Боссе поступал учиться знаменитый Альберт Эйнштейн, но с первого раза у него сделать это не получилось. Всего из стен этого вуза вышло более 20 будущих Нобелевских лауреатов. Учился будущий заводчик Юзовки довольно неплохо, только на первом курсе у него было несколько троек, а так, средний балл был высокий. Диплом об окончании данного престижного учебного заведения Эдуард Боссе получил 10 августа 1878 г.

Деловая деятельность заводчика из Юзовки и окончание его жизни
Есть информация, что до появления в наших краях инженер Боссе несколько лет проработал в Обществе Франко-русских заводов в Санкт-Петербурге. Затем он развивал уже свой бизнес на юге России. Приехав в наши края, Эдуард Боссе и его деловой партнер Рудольф Геннефельд резонно тогда понимали, что для развивающейся в Донецком бассейне угольной промышленности требуется много оборудования, и поэтому хотели заполучить эти перспективные заказы.

Реклама завода Боссе, ЮзовкаРеклама завода Боссе, Юзовка

На их заводе близ промышленного местечка Юзовка производились паровые машины: углеподъемные машины, паровые и ручные лебедки, паровые котлы, паровые и ручные насосы и вентиляторы, паровые водоотливные машины, шкивы ремневые и канатные до 4 метров диаметром, клети, самоотцепляющиеся аппараты и остановочные снаряды, поворотные круги, вагонетки разных видов, буровые инструменты. Кстати, предприимчивые инженеры покупкой земли в Григорьевской волости близ местечка Юзовки и основанием здесь завода не ограничились. Они прикупили на берегу речки Лугани фабрику оберточной бумаги и переоборудовали ее в механический завод. Примерно в 1902 г. компаньоны решили поделить поровну свою собственность. Завод в Юзовке достался Боссе, а в Петро-Марьевке — Геннефельду.

Предприятие Эдуарда Теодора Боссе работает и поныне. Раньше оно называлось просто «завод Боссе», при советской власти — сначала Сталинским государственным машиностроительным заводом, а затем именем 15-летия Ленинского комсомола, сейчас — это АО «Донецкгормаш». До нынешних времен после всех войн и реконструкций уцелела часть заводских зданий еще с дореволюционных времен. Примечателен завод Боссе еще и тем, что здесь одно время работал в мехническом цехе будущий руководитель Советского Союза Никита Хрущев, в годы своего руководства страной приезжавший на родной завод. На этом предприятии в 1989 г. побывал и первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

Завод Боссе с каждым годом расширялся, и, в принципе, заказы для этого предприятия были всегда, даже в нелегкие годы Первой мировой войны. Так что эта собственность позволяла владельцу завода и его семье жить безбедно и вполне достойно по юзовским меркам. Но годы брали свое.

Видимо, поэтому в октябре 1908 г. Эдуард Боссе передал свое предприятие в аренду германскому подданному Роберту Петровичу Вагнеру. «Я, Боссе, отдал Вагнеру в арендное содержание принадлежавший мне машиностроительный и чугунно-литейный завод, находящийся близ Юзовки… на собственной земле в три десятины со всеми постройками, приспособлениями, сооружениями, машинами, аппаратами и прочими принадлежностями…» — говорится в договоре. Срок соглашения был рассчитан на 10 лет, начиная с 1 января 1908 г. Арендная плата владельцу завода составляла 12 тыс. рублей в год, всего же за весь срок Эдуард Боссе планировал получить дохода в 120 тыс. рублей. Интересен тот факт, что именно к новому управляющему завода приходил наниматься на работу Никита Хрущев.

А присматривать за семейной собственностью близ Юзовке Эдуард Боссе поручил своему сыну Павлу Эдуардовичу, который занял должность помощника управляющего завода.

Все время Гражданской войны заводчик и его сын были в Юзовке. После установления советской власти в наших краях они продолжали трудиться на предприятии, только уже национализированным государством рабочих и крестьян. Эдуард Боссе в качестве инженера-консультанта, а Павел Эдуардович — механиком. Управляющий заводом Вагнер в то время был начальником завода.

К примеру, известно, что из зарплаты Боссе-сына в октябре 1922 г. было удержано 622 руб. 40 копеек за новые сапоги и 399 руб. за ремонт его туфель. Бывшие владельцы предприятия были плательщиками налога в пользу голодающих (выплачивался рисом или пшеницей) и государственного товарного налога. В фондах Госархива Донецкой области до сих пор хранятся несколько патентов 3-го разряда на личное промысловое занятие, выданные юзовским Уфинотделом на имя Эдурда Артуровича и Павла Эдуардовича Боссе (ГАДО, Ф-Р235, оп1, д.10). По всей видимости, оба они дождались здесь переименования Юзовки в Сталин, т.е. до мая 1924 г. После этого, наверное, они решили покинуть нашу местность, выехав в Прибалтику. Во всяком случае на декабрь 1924 г. среди руководителей предприятий «Донугля», в состав которого входил бывший завод Боссе, записаны уже другие имена.

Известно, что после отъезда из нашего города Эдуард Артурович Боссе жил в Риге, скорее всего, у своей старшей сестры Ольги. Там и умер юзовский заводчик 27 июня 1927 г. на 73 году жизни.

Информация о семье Эдуарда Боссе
Информации о семье Эдуарда Боссе сохранилось не так уж и много. Известно, что его жена Гедвига Констанция Боссе (урожденная фон Руктешель) родилась 24 апреля 1866 г. В питерском архиве сохранилось выданное ей 9.11.1884 г. свидетельство на право, после сдачи экзамена, работать домашней учительницей. Из этого документа мы узнаем, что она была подданной Российской империи, уроженкой города Киева, дочкой дворянина — коллежского советника Константина фон Руктешеля. Она была евангелическо-лютеранского вероисповедания, первоначальное образование получила в Меллинском частном женском учебном заведении в городе Дерпте (ныне это город Тарту в Эстонии), т. е. практически землячка юзовского заводчика. Ее бракосочетание с Эдуардом Боссе состоялось 8 апреля 1890 г. в Харькове. Таким образом, получается, что инженер нашел свою вторую половину уже в наших краях. В годы гражданской войны вместе с мужем она уехала в Ригу и там скончалась 17 апреля 1936 г., пережив своего супруга почти на 9 лет.

В их браке 24 февраля 1891 г. родился сын Пауль Артур Альфред Боссе. В Юзовке ходила легенда о том, что он был не родным, а подкидышем. Якобы однажды ночью его подбросили к крыльцу дома заводчика и Босс (так промышленника до сих пор называют старые кадровые рабочие завода), его усыновили. Правда или нет это, мы уже, пожалуй, никогда не узнаем.

Одно известно точно, что он породнился с семейством Вагнеров, женившись на дочке Роберта Петровича Терезе Аманде. В фондах Госархива Донецкой области донецкий краевед Сергей Фазульянов в записях метрической книги Шидловского отделения прихода Людвигсталь Санкт-Петербургской евангельско-лютеранской косистории, с. Шидлово Бахмутского уезда. (ГАДО, Ф-392, д.6, л.92 (об.), л.93) отыскал информацию о рождении 3 мая 1917 г. у этой четы дочки Ольги. Крестными новорожденной были ее бабушка Гедвига Констанция Боссе и подпоручик Георг Пайль.

На снимке — павел Боссе (сын владельцы завода), управляющий Вагнер и сам — БоссеНа снимке — Павел Боссе (сын владельца завода), управляющий Вагнер и сам — Эдуард Боссе

Дальше информация о сыне владельца завода сохранилась только отрывочная. По рассказам старожилов предприятия, якобы в годы оккупации Сталино на завод приехал Павел Эдуардович. Но затем и уехал ни с чем. То, что он был еще жив тогда, подтверждается уже вышеуказанной второй женой композитора Стравинского — Верой Боссе. В своем письме, датированным 15 сентября 1947 года, она пишет, что сын ее дяди эмигрировал в Германию в конце войны и находится в тяжелом состоянии. Эту информацию корреспонденту «ДН» сообщила Ирина Меньшова, российский исследователь жизни и творчества Веры Боссе-Судейкиной-Стравинской. На этом сведения о потомках владельца машиностроительного завода близ Юзовки обрываются.

Автор статьи выражает свою признательность Инне Мозолевой за помощь в переводе документов с немецкого языка.



Войдите, чтобы оставить комментарий