Северная войнаСеверная война
Обложка учебника


Формирование современного этнического состава Донбасса происходило на протяжении многих веков в результате различных исторических процессов затрагивающих и всю Восточную Украину в целом. С особенной интенсивностью процесс планового переселения, на эту территорию, различных этнических групп происходил в cep.XVIII — нач. XIX вв.

Начало XVIII в. в истории Российской империи было связано с рядом военных катаклизмов, такими как Северная война и столкновение с Турцией, следствием последнего явился тяжелый для России Прутский мирный договор, серьезно ограничивавший ее южные границы.

В связи с участившимися набегами крымских и ногайских орд в пределы России, после подписания Прутского договора, царское правительство предприняло ряд новых мер по усилению обороноспособности южных границ. Указ от 24 февраля 1713 г. предписывал «для защиты от неприятеля» набрать в Киевской и Азовской губерниях по 3500 чел ландмилиции, (территориальных войск) и разместить их вдоль границ. Ее предполагалось формировать из стрельцов, драгун, солдат, казаков, пушкарей и отставных чинов в возрасте от 15 до 30 лет [Пирко, 1988]. Однако набор в ландмилицию затягивался, что заставило правительство изыскивать всякие возможности для ее укрепления. Так сначала, между 1713 и 1729 гг., оно поселило западнее Изюма молдаван перешедших на сторону России вместе с князем Кантемиром. В процессе борьбы против Турции и Крымского ханства за выход к Черному морю, царское правительство, начиная с 1723 г. приглашало на военную службу представителей балканских народов (сербов, греков, волохов, болгар), из султанской Турции и Австро-Венгрии. В 1724 г. таким образом, на Украину переселилось 459 сербов, а в 1725 г. из южной Венгрии переселилось еще 600 сербов. Затем в 1729 г. между Торской крепостью и будущей Украинской линией у истоков рек Орели и Сухого Торца был размещен сербский гусарский полк Албанеза, находившийся на службе России с 1723 г. На этом процесс переселения сербских военных поселенцев на Украинские земли не завершился, и в начале 50-х гг. XVIII в., последовала новая, несравнимо более мощная волна переселенцев.

ПриазовьеПриазовье
Маша Синичкина
http://www.photosight.ru/

Успехи Русской армии в борьбе с турками 1735-1739 гг., позволили России вернуть многие из отторгнутых территорий, в частности территорию Приазовья. Однако все еще оставалась потенциальная возможность возобновления войны с Турцией, что заставило в 40-х — 50-х гг. XVIII в. начать реализацию проектов по укреплению границ, т.е. созданию ряда военных укреплений, для обслуживания которых предполагалось привлечение иностранных военных переселенцев. В ходе той же государственной политики по укреплению границ, в апреле 1753 г. было принято решение удовлетворить просьбу «о переселении в пределы Российской империи», ряда сербских полковников с их людьми, проживавших до того на территории Австро-Венгрии.

Просьба сербов о переселении была вызвана целым рядом причин. Известно, что народы Балканских стран долгое время находились под владычеством турок, и, вели постоянную борьбу за независимость. Целые группы сербов, чтобы не быть физически истребленными, вынуждены были переселяться в другие государства. Так в 1690 г. группа сербов переселилась в Австо-Венгрию. Эти поселенцы получили название Сербской Ландмилиции, причем делились на полки и самостоятельно обрабатывали землю и вели хозяйство. Эти сербы не только помогли Австрии освободить из-под власти турков венгерские и сербские города, но и не раз использовались правительством для усмирения недовольств и волнений венгров. Однако в 1740 г., Австрийская императрица Мария Терезия, передала земли, занимаемые сербскими поселенцами, венграм на которых опиралась в борьбе против Пруссии. Причем со стороны венгров выдвигался ряд требований в отношении Сербской Ландмилиции: 1) чтобы императрица отдала их в полное ведение венгерского правительства, 2) чтобы был произведен обмен их личных имений на казенные, чтобы военные сербские поселенцы приняли статус венгерских подданных. Кроме того, началась проводиться политика притеснения православия. В результате этого многие сербские переселенцы не захотели оставаться под венгерским владычеством, и изъявили своё желание переселиться в Россию. Одними из первых такое желание, изъявили полковники Дмитрий и Иван Хорваты, и подполковник Иван Шевич (генерал-майор в русской службе) и подполковник Райко Прерадович. Переходя на русскую службу Прерадович, чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, добавляет к своей фамилии приставку «де» на французский манер. Отсюда в документах образовывается новая вариация фамилии — Депрерадович.

Война России и ТурцииВойна России и Турции
varna.info.bg

Это желание подкреплялось тем, что представители балканских славянских народов были склонны видеть в Российской империи, воюющей с Турцией, своего самого возможного и близкого союзника в деле обретения независимости.

При переселении сербов на территорию Российской империи были образованы две административные единицы: Славяносербия и Новая Сербия. Мария-Терезия охотно согласилась на то чтобы отпустить сербов и И.Хорват первым отправился в Россию выводя с собой 300 человек, включая жен и детей; причем и после его отъезда другие сербские офицеры беспрепятственно получили паспорта из Надворного военного совета, несмотря на то, что карловский архиепископ Павел Ненадович просил императрицу удержать сербов и не опустошать его епархию.

Славяносербия располагалась к востоку от Днепра вдоль Украинской линии до станиц Донских казаков с главным городом Бахмутом и крепостью Белевской-Константинград [Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1900, с.290]. На совместном заседании Сената, коллегии Иностранных дел и Военной коллегии в ходе обсуждения вопроса о Славяносербии было принято решение о строительстве новой укрепленной линии от Днепра по Самаре до Бахмута и поселении вдоль нее ландмилицких полков, не переведенных на Украинскую линию (указом от 1 апреля 1753 г). Речь шла не о строительстве сплошной линии, а о создании разной величины крепостей и редутов, от Бахмута до Лугани и поселении двух гусарских полков — Р. Прерадовича, И.Шевича. Причем, Украинскую линию оказавшуюся в тылу решено было не разрушать. Эта административно-территориальная единица не входила ни в состав провинции, ни в состав губернии; она напрямую подчинялась Сенату и Военной коллегии, откуда получалось денежное довольствие и вооружение.

Со своей командой 168 человек И.Шевич 23 октябя 1752 г. прибыл в Киев, Р.Прерадович прибыл в Киев в ноябре того же года с 24 людьми (в основном родственниками). Там оба подполковника были переведены в ранг генерал-майоров, и после подписания вышеозначенного указа от 1 апреля 1753 г.началось дополнение полков другими иностранными переселенцами.

Заселение началось в 1753 г., причем полк Прерадовича селился на правой стороне Донца на восток до Бахмута, а Шевича на запад до Лугани. Имевшиеся на этой территории «безуказные» поселения выходцев из Слободской Украины подлежали передаче иностранным переселенцам, а их жители переводу в пределы. Однако, заселение происходило недостаточно активно. К 1755 г. на отведенной территории поселилось 1513 человек, из них 1101 мужчин и 412 женщин. Из них в полку Шевича поселилось 799 (611/188), Прерадовича — 714 (490/224) человек [Шрко, 1998]. Поскольку полки должны были насчитывать по 2000 человек, решено было разрешить зачисление в них кроме сербов и хорватов других выходцев из Балкан, исповедующих православие, а так же принимать не числящихся за помещиками украинских крестьян, в том числе и живших ранее на этой территории. Следует также отметить, что этнический состав военных переселенцев изначально не был однородным: — кроме собственно сербов здесь были «волохи», молдаване, венгры, болгары (и др.), которые переезжали на новые места, в подавляющем большинстве, со своими семьями. К 1763 г. в полках насчитывалось до 10076 мужчин. Среди них иностранцев было 3992 чел.: из них молдаван — 2627, сербов — 378.

Расселялись поселенцы по ротам. Каждая рота занимала отдельный населенный пункт — шанец, который носил черты полевого укрепления. За этими населенными пунктами обыкновенно закреплялось по два названия, из которых одно соответствовало номеру роты. 1-я  — Серебрянка, 2-я — Красное, 3-я — Верхнее, 4-я — Вергунка, 5-я — Привольное, 6-я — Крымское, 7-я — Нижнее, 8-я -Подгорное, 9-я — Желтое, 10-я — Каменка, 11-я -Черкасское, 12-я — Хорошее, 13-я — Калиновское, 14-я -Троицкое, 14,15 — Луганское. Причем, среди них были как вновь образованные поселения, так и практиковалось подселение служилых иностранцев в уже существующие населенные пункты. Кроме так называемых сел-рот, существовали, поселения имевшие статус ранговых дач, которые были образованы на землях пожалованных представителям военной верхушки переселенцев Дрфадовичу, Шевичу, Юзбашу, Божедаровичу и тп. Ныне эти поселения находятся на территории Донецкой и Луганской областей. Мы так же можем предположить, что в поселения имевшие статус ранговых дач наряду с поселенцами-иностранцами привлекалось и украинское население, а так же осуществлялись выселки туда иностранцев из других сел-рот. По косвенным свидетельствам (рассказы местных жителей) можно сказать, что выселки (переселения) осуществлялись, по тем или иным причинам и в уже существующие соседние села. Кроме шанцев для защиты Славяносербии с юго-запада была построена целая цепь редутов — полевых укреплений, в которых гусары постоянно несли охранную службу.

Гусарский полкГусарский полк
www.nlr.ru

Новая Сербия от Днепра до Синюхи, граничившая на северо-западе с польскими землями, на юге с турецко-татарской степью, столица г. Новомиргород (ныне Кировоградщина). Хорват, обращаясь с просьбой о переселении к российскому правительству, уверял, что наберет и приведет с собой целый гусарский полк в 1000 человек, которых к тому же обязуется снабдить полным мундиром и лошадьми. Кроме того, им же было обещано набрать так же регулярный пехотный и пандурский полки в 2000 человек из православного населения. На его просьбу русское правительство ответило согласием. «24 декабря 1751 г. дозволено сербскому уроженцу Австрийской службы полковнику Хорвату поселиться на месте за Днепром, названной новой Сербией, и сформировать из сербских выходцев два полка: гусарский и пандурский.» , «11 января 1751 г. разрешено ему же сформировать еще два полка: гусарский и пандурский». 29 января 1752 г. Сенат приказал артиллерии генерал-майору Глебову дать инструкции следующего содержания: «1) пришедших ныне и впредь имеющих приходить в подданство ее и в состав сербов и прочих тамошних народов селить в заднепровских местах, а именно начав от устья реки Каварлыки прямою линиею до верховья реки Тура, с верховья Тура до устья реки Каменки, от устья Каменки до верховья реки Березовки, от верховья Березовки до нынешней реки Амельника и по оной вниз до самого устья Дненпр, уступая от польской границы пи 20 верст; на этих местах поселить не свыше двух полков, одного гусарского генерал-майора Хорвата и другого пандурского по 4000 человек каждый, если из тех народов неслужащие люди выходить будут, то их между полками не селить, для них отведены будут особливо удобные места. 2) поселенные полки называть Новой Сербией, куда никого кроме сербов селиться не допускать, а находящееся теперь на тех местах поселение выслать в прежние места, потому что поселение выведено самовольно, а строения продать сербам добровольною ценою».

В октябре 1751 г. сербы прибыли в Киев, откуда И.Хорват с несколькими выборными отправился в Петербург. Здесь он получил генерал-майорский чин и 3000 рублей. Хорватом при переселении был обговорен целый ряд свобод: «вольные свои промыслы иметь», «церкви, школы и священничество», на отведенной им территории никакой другой народ селиться не мог. Население края в 1760 г. превышало 26000, селений 122, «дач для поселений» 135, церквей 31.

Однако из-за недоукомплектации полков их приходилось дополнять украинцами, был сформирован Новослободской полк, основу которого составили украинцы. В 1754г. на территории Новосербии начали строить крепость Св. Елизаветы.

В 1764 г Новосербский корпус (где все мужское поколение было записано в гусарские полки) был преобразован в Новороссийскую губернию, а Славяносербия с Украинской линией в Екатерининскую провинцию подчиненную Новороссийской губернии. При этом украинская линия была уничтожена, а вместо нее были установлены крепости: Богородицк и Луганск. Все пространство Новой Сербии разделено на 7. Уже в следующем году губерния состояла из трех провинций: Елизаветинской, Екатерининской, Бахмутской. «22 марта 1764 г все эти части расформированы и вошли в состав вновь созданных поселенных полков: Чурнаго и Желтаго гусарских и Елисаветградскаго пикинернаго». Сам же Иван Хорват был привлечен к суду за злоупотребления властью.

СербСерб

Вопрос о судьбах сербского населения в настоящее время представляется нерешенным. Некоторые исследователи утверждают, что уже вскоре после 1764 г. это население практически не отличалось от украинского по языку, одежде и особенностям домостроения, в результате чего было полностью ассимилировано и утратило этническое своеобразие. В качестве аргумента приводится факт пополнения к 1755 г. ряда сербских полков представителями местного населения. Кроме того, говорится о том, что переселенцы представляли собой в основе мужское население. Прибыв на новое место, они вступали в брак с местными женщинами, быстро усваивая местный язык и местные обычаи. При этом схожесть антропологического облика сербов и украинцев, их культуры и вероисповедания ускорили и без того довольно активный процесс ассимиляции.

Тем не менее, следует отметить, что по свидетельству ряда документов (поротные списки) большая часть переселенцев приезжала с женами и даже детьми, что естественным образом задерживало процесс взаимопроникновения.

Известно так же, что сербская община («задруга») вообще отличалась большой степенью закрытости. Эта традиция сформировалась еще в Сербии (из-за близкого соседства с мусульманами и желания, ограждая себя, сохранить свое своеобразие, равно как и свою веру). На протяжении того времени, которое данная община находилась на территории Австро-Венгрии, эти тенденции только укрепились. Кроме того, в вопросах связанных с браком молодежь традиционно полагалась на выбор родителей.

Можно таким образом предположить, что процесс, который шел в населенных пунктах СлавяноСербии представлял не просто ассимиляцию, а был скорее процессом взаимопроникновения сербской и украинской культуры друг в друга. Это позволяет предположить, что и до нашего времени должны в той или иной степени сохраниться на территории бывших сербских поселений эти своеобразные черты. Причем, следует учесть, что некоторые этнические характеристики (язык, одежда) могли не сохраниться, в то время как иные (особенности домостроения, особенности обрядовости) должны были сохраниться намного лучше. Возможно сохранились и некоторые фамилии.

    Литература:

  • В.В. Мирошниченко. «К истории сербских поселений на территории Украины» (Летопись Донбасса. Краеведческий сборник. Выпуск X. (Приложение к «Археологическому альманаху») — Донецк: — 2001.—91 с.).
  • История городов и сел УССР. Донецкая область. Киев — 1976 г.


Войдите, чтобы оставить комментарий