dii-thmb

Донецкий национальный технический университет не только самый старый, но и самый крупный ВУЗ Донецка. Он был не только кузницей кадров  для предприятий области, но и поставщиком управленцев, как для Украины, так и всего Советского Союза.

Бурное развитие  института пришлось на 1960-70-е гг., но фундамент всему был заложен в эпоху перемен. Тогда, в 1950-е гг. это учебное заведение называлось Донецкий индустриальный институт и носило имя (с большой претяжкой за уши) своего выпускника,  закончившего рабфак еще  при Донтехникуме, Никиты Сергеевича Хрущева. На шести факультетах: горном, горно-механическом, химико-технологическом, металлургическом, шахтостроительно-маркшейдерском, строительном (организован в 1950г.), а также вечернем факультете и заочном отделении обучалось свыше восьми тысяч студентов. Коллектив преподавателей вырос к концу 1950-х гг. до 370 человек. Студенты очного отделения индустриального института  называли себя индусами.

Учились студенты-политехники в четырех учебных корпусах, три из которых (1-й, 2-й и 4-й) находилась между Садовым проспектом  и пр. 25-летия РККА, а жили в Домах приезжих студентов (ДПС), которых тогда было три: ДПС №1 (ул.Артема, 131), ДПС №2 (ул. Артема, 131а) и ДПС №3 (ул.Артема, 135, разрушен несколько лет назад и на его месте построен бизнес-центр).   В ДПС №1  жили только студенты горного факультета (специальность РПМ), в ДПС №2 – механики, строители и металлурги. ДПС №3 – был на половину женским, а также там жили маркшейдеры и химики. В ДПС №2 на третьем этаже часть комнат была отдана аспирантам и молодым преподавателям. Студенческие столовые тогда располагались в подвалах – в каждом общежитии своя. Комендант общежития жил здесь же, ну может быть комната была несколько лучше.

Третий учебный корпус ДИИ и общежития составляли микрорайон, получивший еще в довоенные годы название: Студгородок.  Кроме общежитий, спортплощадок и студенческой поликлиники на территории студгородка находились два жилых дома (ул.Артема 133 и 137) и общежитие Сталинского педагогического института (ул.Челюскинцев,186, сегодня учебный корпус ДонНГУ).

Студенческая жизнь в те годы была беззаботной и веселой, несмотря на общее безденежье. Проживание в общежитии, понятное дело,  было платным – 14 рублей за месяц. Студенческая стипендия у горняков и металлургов была 395 дореформенных рублей. Все другие специальности получали стипендию 300 рублей. Стипендию не платили только неуспевающим студентам. Для студентов-старшекурсников размер стипендии повышался. Первокурсников селили на первом этаже в комнаты по 6-7 человек. С каждым следующим курсом, число студентов проживавших в комнате уменьшалось и повышался этаж проживания. На четвертом — пятый курсе студенты жили на последних этажах в комнатах на 2-3 человека. К учебе относились достаточно серьезно, отставая в оценках только от студентов-китайцев, которых тогда было в избытке. Отчисляли за два несданных экзамена, поэтому, к 4-му курсу 10% из числа студентов убывали. Существовала и такая форма обучения, когда предприятия направляли в институты своих работников, выплачивая им за все время учебы среднемесячный заработок. Так, например, рядом с вчерашними школьниками учились  шахтеры, которым шахты ежемесячно платили по 2500 рублей. Эти люди могли себе позволить многое, например, ужинать в ресторанах и употреблять горячительные напитки. Рассказывают такой случай. Несколько  студентов от производства мешали спать своим товарищам, практически ежедневно поздно возвращаясь нетрезвыми с ресторанных ужинов. Товарищи по комнате предупредили одного из таких, что если он опять поздно придет – они  забьют двери в комнату и тот не сможет войти. К слову, двери открывались наружу. И вот когда этот студент следующий раз пришел навеселе – он, открыв дверь, увидел перед собой дверной проем, заколоченный досками. Спьяну не понял, что ребята просто придвинули к двери платяной шкаф, задняя стенка которого была из досок, и пошел жаловаться коменданту. Студенты отодвинули шкаф на место и легли спать, как ни в чем не бывало. Когда сонная комендант (а была это легендарная комендант ДПС №1 Ксения Федоровна) открыла дверь и увидела безмятежно спавшую комнату – она выписала этому любителю ресторанов «по самое первое число». Таким нехитрым способом его отучили поздно приходить. Другого студента отучили со всего размаха плюхаться на кровати. Кровати все были с панцирными сетками. Ребята вытащили крепления сетки и, когда горе-прыгун с размаха хотел прилечь – свалился на пол. После этого случая он уже садился на кровать аккуратно. Над любителями поспать утром тоже шутили: то будильник положат в ведро и поставят «конструкцию» под кровать спящего, то замкнут вместе за петельки и прорези для пуговиц замком все вещи сони.

Преподаватель Зуйков консультирует дипломницу. Студентка в форме, у нее и преподавателя на груди комсомольские значки, фото около 1952 г.

Преподаватель Зуйков консультирует дипломницу. Студентка в форме, у нее и преподавателя на груди комсомольские значки, фото около 1952 г.

Комната в студенческом общежитии №3. 1957 год

Комната в студенческом общежитии №3. 1957 год

Комната в студенческом общежитии №1. 1957 год

Комната в студенческом общежитии №1. 1957 год

Студенческая спортплощадка. 1957 год

Студенческая спортплощадка. 1957 год

Рост выпуска инженером ДИИ

Рост выпуска инженером ДИИ

Выступление студенческого оркестра

Выступление студенческого оркестра

Студенческие общежития на студгородке

Студенческие общежития на студгородке

Выступление хорового коллектива ДИИ. Летняя эстрада в парке им. Щербакова

Выступление хорового коллектива ДИИ. Летняя эстрада в сквере им. Горького

Колонна студентов-физкультурников

Колонна студентов-физкультурников

Удостоверение об окончании ДИИ взамен диплома

Удостоверение об окончании ДИИ взамен диплома

Комнаты в первой половине 1950-х гг. не запирались – воровства не было. Но около 1952-53 гг. в ДПС №1 прошла серия краж, через какое-то время еще одна. А через несколько недель поймали воришку. Им оказался какой-то залетный гопник с окраины города. Долго не разбирались: отвесили ему как следует, а потом по какой-то причине(!) он выпал из окна четвертого этажа. Приехавшая милиция составила протокол, опросила свидетелей, рассказавших, что он выпал сам. На этом дело было закрыто, никого к ответственности не привлекали. Очевидцы вспоминают, что небольшие   навесные замки потом появились, но они носили больше символическую форму.

Денег не хватало, немало студентов могли рассчитывать исключительно на стипендию и собственные силы, только половина имела возможность привозить продукты из дома. Практически все юноши дополнительно зарабатывали, разгружая вагоны с продуктами и ширпотребом на базах, находившихся справа и слева театра оперы и балета со стороны современного бульвара Пушкина. Когда эти базы ликвидировали – стали ездить на подработки на базы, находившиеся в районе современной Шахтерской площади на Ветке.  В общежитиях на каждом этаже была оборудована кухня и службы (туалет, душ). Готовили на электрических (спиралевых) печках, прикрепленных к хозяйственным столам.

Раз в неделю было модно ходить в баню попариться. Бань было две: в начале бульвара Пушкина и на пересечении бульвара Шевченко и ул.50 лет СССР. Мылись из тазиков (душа не было), зато парилки там были самые настоящие. После бани могли себе позволить по одной бутылке пива.

Что еще привлекало молодых людей идти учиться на инженера?  Донецкий индустриальный в конце 1940-х гг. стал одним из четверки счастливых ВУЗов СССР (Московский и Днепропетровский горные и Уральский политех), студентов которых государство (в лице Минуглепрома) обеспечивало формой. Давали ее не бесплатно, но в те достаточно скромные времена возможность получить что-то с отсрочкой оплаты и кредита, с ежемесячным отчислением из стипендии, было несомненным плюсом. Да, продолжалось это недолго. Сначала отсекли все нешахтерские специальности, а потом дошло и до студентов-горняков. И уже первокурсники 1954 года студенческой формой не обеспечивались. Так, поступивший после училища в институт в 1956 году  Виктор Данилович Мороз, кроме бушлата и пальто из одежды имел только лыжный костюм, в котором и проходил весь первый курс. Летние каникулы он работал на шахте Мельникова (Лисичанск) и на заработанные деньги купил одежду.

Свободное от учебы время отдавали занятиям спортом и художественной самодеятельности. Силами студентов был воссоздан сквер имени Горького, превращенный во время войны оккупантами в кладбище. Его облагораживание и высадку деревьев начали в 1953 году. В 1950-е, на месте известного в 1970-80-егг. кинотеатра «Красная шапочка», городскими властями была построена летняя эстрада, на которой часто выступала институтская художественная самодеятельность.  Большой популярностью пользовался студенческий эстрадный оркестр, любимым певцом был студент, потом сотрудник института, ставший через много лет Народным артистом СССР – Анатолий Соловьяненко. Когда он пел при открытых окнах в БАЗе (Большой актовый зал) 1-го корпуса – случайные прохожие на улице не могли скрыть своего восхищения, стояли, закинув головы, и слушали. К концертам готовились тщательно. За семестр проходило 2-3 концерта, обычно приуроченных к советским праздникам. К концу 1950-х огромной популярностью пользовался СТЭМ и его лидер студент-металлург Константин Валиц. Его монолог: «Как время быстро летит. Кажется, недавно был в бане – а уже год прошел» — многие помнят до сих пор. Если ты не был участником художественной самодеятельности – значит, точно, занимался спортом.  За ДПС №2 было три волейбольно-баскетбольные площадки и футбольное поле. В ДПС №2, со стороны современной студенческой столовой, была отдельная комната, где можно было оставить вещи и переодеться в спортивную одежду. Ничего не запиралось,  воровства не было. Три-четыре раза в год устраивались городские соревнования: легкоатлетические  эстафеты, на которых индустриальный институт, в отличие от медицинского и педагогического,  выставлял две команды и практически всегда побеждал. Все связанное со спортом популяризировалось и поощрялось. Ношение значков кандидатов в мастера спорта и перворазрядников считалось хорошим тоном, а студент металлургического факультета, чемпион Молдавии по фехтованию Д.А. Дюдкин со своим чемпионским значком на пиджаке, привлекал всеобщее внимание. Всех дончан мастеров спорта СССР знали, если не в лицо, то точно по именам: чемпионы СССР по парной акробатике Блехерман и Шелехов, чемпион СССР по марафону П.Скорых, серебряный призер СССР в беге на 100 метров (проиграл Сухареву) Г.Догман, гимнастки Олимпийская чемпионка Л.Латынина и призер чемпионатов Н.Семынина, чемпион области в беге на 100 м Л.Соловьева.

Пользовались популярностью вечерние прогулки по центральной улице Артема. Некоторые студенты называли это действо «топталовка».  Отрезок улицы от гостиницы «Донбасс» до гастронома «Москва» имел название: маршрут Донбасс-Москва. Не только студенты, но и жители центра города совершали вечерние прогулки по «маршруту», причем независимо от погодных условий. Здесь были свои прогулочные особенности. Школьники гуляли исключительно по четной стороне (гостиница, обком КПУ), горожане, те, кому за 17 – по нечетной стороне улицы Артема. Было такое выражение: «Я знаю его (ее) по городу», то есть лично не знаком, но знаю в лицо по вечерним прогулкам и здороваюсь кивком головы. В студенческом обиходе были выражения: стильный парень или стиляга и бацильный парень, то есть видный молодой человек, нравившийся женщинам.

1951-52 гг. У 3-го корпуса ДИИ

1951-52 гг. У 3-го корпуса ДИИ

Читальный зал кабинета общественных наук

Читальный зал кабинета общественных наук

Студенческая столовая, 1950-е

Студенческая столовая, 1950-е

Студгородок

Студгородок

Погон ДИИ

Контр-погон ДИИ

Программа праздничных мероприятий

Программа праздничных мероприятий

Состав преподпвателей ДИИ

Состав преподпвателей ДИИ

Студенческая поликлиника

Студенческая поликлиника

Одна из палат студенческой больницы

Одна из палат студенческой больницы

Студент ДИИ, преподаватель ДИИ, народный артист СССР А. Соловьяненко

Студент ДИИ, преподаватель ДИИ, народный артист СССР А. Соловьяненко

Студенты группы студенты РПМ 17е на балконе первого корпуса

Студенты группы студенты РПМ 17е

У входа в 3-й корпус ДИИ им. Н.С. Хрущева, 1951-52 гг.

У входа в 3-й корпус ДИИ им. Н.С. Хрущева, 1951-52 гг.

По ул.Артема ходил трамвай и троллейбус (конечная троллейбуса была на Студгородке, ближе к современному пр.Ватутина),  но на учебу в 1-й, 2-й и 4-й учебные корпуса предпочитали (из экономии) ходить пешком. Улицу Артема студенты называли Артема-стрит, очевидно по аналогии с московской ул.Горького (Пешков-стрит), а путь, так сказать, домой –  от института до общежитий – студенческой тропой.

Бывшие студенты с теплотой вспоминают столовые, в которых не было каких-то особенных разносолов, а простая, здоровая пища. Хлеб в средине-конце 1950-х в столовых был бесплатным. Его горкой выкладывали на стол рядом с солью и горчицей. Горчицу называли «профсоюзным маслом». Столовые (были в ДПС №1 и 2) работали с 6-00 до 9-00, с 13-00 до 16-00 и с 17-00 до 20-00. Завтрак, обычно, состоял из стакана сметаны и двух пирожков, после занятий шли обедать в  столовые  ДПС, ужин многие готовили сами. Половина мужского населения  предпочитала ужинать продуктами из магазинов. Из точек общепита в округе – вспоминают торговый ряд из магазинов и чайных (3-5 шт.), находившийся на пересечении ул. Артема и б. Шевченко со стороны гостиницы «Украина», выходивших фасадом на бульвар и продуктовый магазин на Студгородке (Артема, 133). Кое-кто совмещал походы за продуктами и прогулки по вечернему городу. Например, Юрий Петрович Иванов был ответственный по комнате за ужин (в комнате жили 3 человека). В его задачу входил пеший поход в гастроном «Москва», покупка трех городских булок и трех плавленых сырков. За то время, пока он отсутствовал, ребята грели чайник и заваривали чай. Обычный ужин состоял из мягкой городской булки с плавленым сырком и нескольких кружек чая с сахаром. Чай покупали, естественно, какой был в магазинах: №36 и «Краснодарский», очень редко завозили индийский («Три слона»). Вообще тогда, практически все гастрономы были расположены на улице Артема. Если студентам хотелось праздника – в их распоряжении было два кафе (на весь город было два кафе): в сквере Павших коммунаров «Металлург», оно же позже «Утро» или «Шахтарочка» и кафе на месте «Театрального», ул. Артема, 121. Посещали находившийся рядом Колхозный рынок, покупая там картошку и сало. В столовых в качестве гарнира давали макаронные изделия, не очень часто гречку и картофельное пюре.

Несколько слов о веселье. Насколько все жили небогато говорит такой случай: студентка метфакультета пошла на общую встречу Нового года с ведром моченых яблок. Факт появления такой еды вызвал неописуемый восторг у всей студенческой компании.  Сказать, что студенты не выпивали – значило бы покривить душой – выпивали, но это явление не носило массового безостановочного характера. Пили больше для веселья, предпочитая пиво и «Біле міцне», очень редко водку, действуя по принципу: это для запаха, а дури и своей хватает. Массовые мероприятия с танцами, такие как встреча Нового года, 1 мая проходили в фойе 1-го и 3-го учебных корпусов. Кстати, там, где сегодня в фойе 1-го корпуса находится отдел кадров – тогда был буфет, который работал при проведении всех массовых мероприятий. Собирались факультетами. Пользовались популярностью встречи студентов разных ВУЗов города. «Индусы» ходили к медикам и педагогам, те в свою очередь посещали будущих инженеров. Нередко после таких встреч образовывались новые семейные пары.

В 1960 году произошла реорганизация Донецкого индустриального института, его укрупнение и переименование в Донецкий политехнический институт. Встал вопрос о кадрах. В министерстве директору Богомолову предложили растить кадры самостоятельно. Из выпуска 1960 года в институте было решено оставить в качестве ассистентов 100 человек, только на кафедру графики пришло 8 новых преподавателей, 4 человека на кафедру математики (они потом прошли курсы повышения в Харьковском университете).

Все, с кем пришлось беседовать в ходе подготовки этого материала, на вопрос: хотели бы они еще раз прожить свои студенческие годы? – дружно отвечали: «Да»! Жаль только, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды…

  • Автор: Валерий Степкин


6 Комментарии

  • Весьма душевно!
    А погон ДИИ просто супер!
     

  • Gelena
    Gelena

    Химфак, 1981-1986 :). А папа учился на горном, но поступил, кажется, в 1960, т.к. когда я родилась, он еще был студентом. В 60-х выпускникам выдавали специальный значек — ромб с серебристыми скрещенными инструментами на темно-синем поле. Значек был тяжелый и завинчивался, а не застегивался на уголку. Во время учебы папа ходил в секцию спортивной акробатики и, я помню, даже много лет спустя, когда ему было под и за 40, все еще мог сделать стойку на голове или крутануть сальто. Где-то есть фотография с занятий этой акроабтической секции, но к сожалению она не у меня, а где-то в недрах семейных альбомов.
    О некоторых сложных предметах — как например сопромат, детали машин, теоретическая механика — и их строгих преподавателях были сложены легенды и предания, которые ходили среди студентов из поколения в поколение. :)

  • vicosss

    Отличная статья, сама провела 5 лет учебы во 2-ом корпусе ДонНТУ — старом и уютном, с зеленым внутренним двором.Еще бы такую статью про мединститут, интересно было б почитать…

Войдите, чтобы оставить комментарий