Эта информация долгие года была совершенно секретной. В середине мая 1941 года, перед самым началом войны, в городе Сталино развернулось масштабное строительство объекта, в документах «Особой папки» который называли как объект №7 НКВД. До сих пор не до конца известны подробности о нем. Однако с большой долей вероятности можно сегодня предположить, что речь шла о Сталинском аэродроме.

Как рождался сталинский аэродром

Прежде, чем рассказать, что удалось узнать об объекте №7 НКВД, наверное, надо попытаться сообщить о том, как появился аэродром в городе Сталино. В этой истории и сегодня очень много белых пятен, т. к. очень мало официальных документов сохранилось на этот счет. И все же…

До революции и в первые годы существования советской власти в Юзовке и затем Сталине как такового аэродрома не было. Хотя, есть информация о показательных полетах в 1910 году над нашим местечком и Мариуполем выдающегося российского авиатора Сергея Уточкина. Эти сведения как о свершившемся факте сообщало в начале 50-х годов прошлого столетия в своем письме в Музей авиации в Москве руководство Сталинского областного краеведческого музея. Они просили москвичей прислать в столицу Донбасса фото выдающегося летчика и спортсмена, а также фотографии аэропланов, на которых летал Сергей Уточкин. Вскоре были получены нашим музеем были получены 8 фото. Правда, в сегодняшнем Донецком областном краеведческом музее затруднились ответить, откуда появилась первичная информация о тех демонстрационных полетах. Поэтому эта, без сомнений, интересная история еще ждет своих исследователей.

А официальная история современного Донецкого международного аэропорта имени всемирно известного композитора Сергея Прокофьева ведет свой отсчет от 27 июля 1931 года. Тогда постановлением Сталинского горсовета было поручено земотделу и отделу городского хозяйства определить территорию для строительства аэродрома гражданской авиации в городе Сталино. Корреспонденту «ДН» удалось отыскать в фондах Государственного архива Донецкой области еще один более ранний документ, рассказывающий, в каких условиях рождался в те времена наш аэродром.

Документ из Госархива Донецкой области о поставке стройматериалов на объект №7 НКВД в Сталино

Документ из Госархива Донецкой области о поставке стройматериалов на объект №7 НКВД в Сталино

Впервые конкретный вопрос строительства аэродрома в городе обсудили на заседании президиума Сталинского горсовета 12 марта 1931 года (Государственный архив Донецкой области (ГАДО), Ф-Р279, оп.1, д.349, лл. 15, 38). Тогда городская власть рассмотрела письмо от 15.02.1931 года в горсовет от начальника Управления воздушных сообщений Мирошникова.

«По плану развития воздушных сообщений на 1931 год через ваш город будет проходить воздушное движение из Харькова на Сталино — Мариуполь — Бердянск. Почтово-пассажирское и грузовое обслуживание вашего города будет зависеть от участия города в оборудовании воздушной линии (постройка аэродрома, аэропорта).

По контрольным цифрам в городе Сталино постройка аэропорта, аэродрома не предусмотрены, что, конечно, мешает возможности регулярных посадок и почтово-пассажирского, и грузового обслуживания вашего города.

Для оборудования аэродрома и постройки аэропорта по вашему городу потребуется 50 тыс. рублей.

В случае вашего согласия на отпуск указанной суммы ваш город будет включен с третьего квартала в расписание ежедневного регулярного обслуживания воздушным сообщением», — говорилось в нем.

Тогда чиновники Сталинского горсовета свое согласие на долевое участие в оборудование аэродрома не дали, решив подождать денег из бюджета. Наверное, все-таки этих средств дождались, если в июле того же года начали говорить о выделении земельного участка под аэродром. Как мы теперь знаем, этим местом стало поле на Путиловке. По каким причинам был выбран именно этот район, архивных сведений не сохранилось или они еще не найдены историками и краеведами.

Дальше, снова по официальной биографии наших воздушных ворот, известно, что в 1933 году было построено первое здание Сталинского аэропорта. Вот и вся информация о рождении нашего аэродрома.

Кузница кадров для советской авиации и место посадки «Крокодила»

Из истории мы хорошо знаем, какое важное значение в Советском Союзе придавалось развитию авиации. Вспомним знаменитые перелеты Чкалова, Гризодубовой, Леваневского. Тогда по всей стране при аэродромах создавались аэроклубы, где обучали вождению самолетов молодых людей с 7-10-классным образованием, активистов, годных к службе в авиации. Был даже брошен такой клич «Молодежь — на самолет!», чтобы с помощью Осовиахима подготовить для советских ВВС 150 тыс. таких летчиков. В 1937 году сталинский аэроклуб им. Леваневского обязался выпустить 1 тыс. пилотов и 1 тыс. планеристов.
В тот же год для нашей кузницы авиационных кадров были построены бензохранилища, отремонтировано и оборудовано учебное здание аэроклуба и проведены другие работы. Для этих целей было выделено 423 тыс. рублей (ГАДО, Ф-П326, оп.1, д.684, л.113).

О некоторых конкретных фактах из жизни Сталинского аэродрома и аэроклуба при нем в 30-е годы и до самого начала Великой Отечественной войны сегодня можно узнать, пролистав сохранившиеся части подшивок за те годы газет «Социалистический Донбасс» и «Сталинский рабочий». Мы приведем, пожалуй, самые интересные из этих заметок.

Так, 7 сентября 1935 года жители Сталино встречали на своем аэродроме участников перелета на спортивных самолетах «ЛК-1», «АИР-6», «АИР-10» и «Г-10». В это время уже на аэродроме был и метеорологический, и врачебный пункты, своя радиостанция. В центре города работало агентство Аэрофлота, которое располагалось по ул. Артема, д. №24-26.

31 августа 1937 года в Сталино прилетел самолет «Крокодил» Особой сводной агитэскадрильи им. Горького. В заметке «Летающий «Крокодил» журналисты «Соц. Донбасса» Вл. Дроздов и П. Харченко рассказали, что «возле ангаров Сталинского аэроклуба стоит огромное шеститонное «чудовище» — крылатый «Крокодил», в «пасть» которого может свободно войти несколько человек». «Крокодил» — это один из самолетов агитэскадрильи имени Максима Горького, возглавляемой Михаилом Кольцовым. Крылатого «Крокодила» видели у себя в гостях десятки городов Советского Союза. С 1933 года он верно служит агитатором. Сейчас на его борту листовки с боевыми лозунгами «За 60 тыс. тонн стали и 45 тыс. тонн проката». Самолет совершает агитрейс по заводам Главспецстали по маршруту: Москва, Сталинград, Сталино, Запорожье, Свердловск, Златоуст, Надеждинск, Горький, Ногинск, Москва. «Крокодил» — это двухмоторный самолет «АНТ-9». В «Крокодил» очень остроумно и удачно превратили замечательное туполевское детище известные художники-карикатуристы Ефимов и Ротов. За штурвалом — летчик-орденоносец Осипов. Это один из известных в стране пилотов, летный стаж его исчисляется 24 годами… Бортмехаником на «Крокодиле» летит орденоносец Чулков…» — написано в той статье. В качестве пассажира «Крокодила» тогда прилетел в Сталино знатный прокатчик завода «Красный Октябрь» из Сталинграда Еременко. Он предъявил металлургам нашего завода и Макеевки счет за то, что наши заводы срывали отгрузку металла для его предприятия. Короче, знатные стахановцы-металлурги наших заводов обсуждали возле «Крокодила» и в полете на нем как достичь рекордных плавок металла на своих предприятиях.

Сталинский аэропорт был крупнейшим в Донбассе

В 1936 году из аэропорта города Сталино совершалось уже немало авиарейсов, в т.ч. и в Москву, и Киев. Правда, они не были беспересадочными, а с дозаправками. К примеру, до столицы СССР добирались таким маршрутом: Сталино — Краматорск — Харьков — Москва. А в украинскую столицу таким образом: Сталино — Днепропетровск — Киев. Билет на московский рейс стоил сначала 175 рублей, а с 1 мая 1936 года — 100 руб. 50 копеек.

В первых числах апреля 1937 года с аэродрома Сталино начали летать почтовые самолеты по двум трассам — до Старобельска и до Буденновки (ныне город Новоазовск). По ним доставлялись в отдаленные районы области письма и газеты с журналами.

Корреспондент газеты «Социалистический Донбасс» так написал об одном рабочем дне в Сталинском аэропорту 16 июля 1937 года: «В воздухе стало тесно…» Это шутка в наши дни принимает серьезный оборот… Сталинский аэропорт — крупнейший в Донбассе. Сюда прилетают самолеты из Москвы, Киева, Харькова, Ростова. Здесь берут старт самолеты, облетающие весь Донбасс. 16 июля было будничным числом. Вот каковы показатели дня, ничем не отличающегося от других таких же дней. Сталинский аэропорт в этот день принял и отправил 18 самолетов вместо обычных 12. Почты и грузов было отправлено 1200 кг. Принято для г. Сталино более 700 кг. Род грузов, перевозимых самолетом, самый разнообразный. Здесь и свежие фрукты с юга, и посылки со скоропортящимися товарами, и даже текстиль и шелк…»

Там же проходили городские авиационные праздники. Вот как это было 19 августа 1937 года. «Грандиозный праздник, посвященный Дню авиации, начнется на аэродроме парадом всего командного и учебного состава аэроклуба. После митинга, посвященного победам и задачам советской авиации, в воздух поднимутся самолеты аэроклуба… Звено самолетов одновременно будет производить фигуры высшего пилотажа — петли, перевороты, бочки и т. п. Затем отдельные командиры на своих самолетах покажут еще более сложные фигуры, выходя в нормальный полет из самых рискованных положений. Две серебристые птицы — планеры «Г-9», забуксированные самолетами на большую высоту, — начнут парить над аэродромом, проделывая столь же сложные фигуры, как и самолеты… В 14 часов дня в воздух поднимутся до двух десятков самолетов. По сигналу командира с самолетов одновременно выпорхнут 18 парашютистов… В заключение на самолетах аэроклуба и аэропорта будут катать лучших стахановцев предприятий…» — рассказывалось в заметке газеты «Сталинский рабочий».

В 1939 году авиационный праздник на аэродроме увидели 100 тыс. (!!!) жителей города Сталино. «Десятки тысяч празднично одетых жителей города Сталино, ближайших рудников и поселков устремились с утра 18 августа к аэродрому. Гости с увлечением рассматривают самолеты, цепью установленные на огромном зеленом поле, знакомились с учебой и бытом личного состава аэроклуба», — сообщалось в газете «Социалистический Донбасс». Там же мы узнаем, что фигуры высшего пилотажа на самолете «УТ-1» показывал бывший работник металлургического завода, а тогда начальник летной части аэроклуба Циммерман. В тот день подымал в воздух самолеты «У-2» командир звена Пастеров и флагштурман Ольшвангер, а также другие командиры звеньев на «УТ-1» Тихомиров и Петке.

Объект №7 НКВД

Так мы постепенно подобрались к главному секрету аэродрома города Сталино. Информации на этот счет даже сегодня практически нет. Первое очень короткое упоминание о загадочном объекте №7 НКВД в столице Донбасса отыскалось среди документов облисполкома за 1941 год. В середине мая упоминается о том, что необходимо полностью обеспечить этот объект стройматериалами. И больше ничего!
Поэтому автору статьи в поисках более подробных сведений пришлось обратиться к просмотру некогда совершенно секретных документов «Особой папки» бюро Сталинского обкома КП(б)У. Это сегодня уже документы не составляют гостайны, но в 1941 году на них стоял грозный гриф «Совершенно секретно», и ознакомиться с ними имел право очень ограниченный контингент проверенных людей. В тех официальных бумагах удалось обнаружить немногочисленную, но некоторую новую информацию. В постановлении обкома за 21 мая 1941 года (ГАДО, Ф-П326, оп.5, д.46, лл.77-79) есть прямое указание на объект №7 — «О ходе строительства объекта №7 в городе Сталино».

Из этого документа видно, что это секретное строительство разворачивалось с проблемами. Судите сами. «Заслушав информацию начальника Управления НКВД по Сталинской области тов. Чечкова о ходе строительства объекта №7 по состоянию на 20.05.1941 года, бюро обкома КП9б)У отмечает, что руководители строительства товарищи Чечков, Демьяненко не организовали еще на площадке строительные работы большим фронтом, в результате чего рабочая сила, гужтранспорт и строительные механизмы полностью не используются. Рабочие места не подготавливаются, в силу чего рабочие бригады в течении рабочего дня 2-3 раза переводятся с одного места на другое. Не созданы на строительстве необходимые бытовые условия рабочим…Отдельные карьероуправления еще не организовали работу по выполнению ежедневного плана погрузки…» — отмечалось в постановлении обкома коммунистической партии.

Бюро обязало руководителей предприятий, обеспечивающих производство стройматериалов и отгрузку их в количестве и сроки установленные согласно графика, предусматривающего окончание «завоза стройматериалов 15 июля 1941 года». Туман вокруг объекта №7 НКВД чуть рассеялся, но так и не стал более-менее понятным.

«Зацепку» дал уже более поздний архивный документ от 4 октября 1941 года (ГАДО, Ф-П326, оп.1, д.1892, лл.77-80), когда обком партии рассматривал ход строительства оборонительго рубежа в Сталинской области. Тогда начальнику УАС НКВД объекта №7 Демьяненко было поручено своими силами изготовить 125 дотов. Вот именно эти три большие буквы УАС и помогли расшифровать настоящее название объекта №7 НКВД — это был Сталинский аэродром. УАС обозначают «управление аэродромного строительства». Оказывается, с весны 1941 года Советский Союз усиленно готовился к войне с Германией (здесь сразу вспоминаются скандальные произведения Виктора Суворова! — Прим. автора). Поэтому 27 марта 1941 года приказом НКВД №00328 во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г., по которому на НКВД СССР было возложено строительство аэродромов для военно-воздушных сил Красной Армии. Для этого было создано Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР (ГУАС).

В составе НКВД-УНКВД республик, краев и областей (в районах строительства аэродромов) были созданы управления (группы) аэродромного строительства (УАС НКВД-УНКВД). Начальниками УАСов стали начальники НКВД-УНКВД; они же по совместительству назначались уполномоченными НКВД СССР на местах по строительству аэродромов. К 15 июня 1941 г. было развернуто строительство 254 аэродромов, из них: в Белоруссии — 61, в Украине — 82, в Молдавии — 8, в Прибалтике — 23, в Мурманской области и Карелии — 10, на Дальнем Востоке — 19, в Закавказье — 10, в Ленинградской области — 12, в других областях России — 29 (ГАРФ, Ф -9414, оп.1, д. 1165, лл.32-44).

То, что в нашем случае речь идет о Сталинском аэродроме, сомнений быть не может, т. к. в городе был только еще один аэродром — на Рутченковском поле, где захоронены жертвы политических репрессий, казненных НКВД в 1937-38 годы. Но там по документам была только «вспомогательная грунтово-щебеночная площадка», которую в 1941 году подготовили привлеченные 100 человек рабочей силы на 30 подводах. А масштаб строительства на объекте №7 поражает своим размахом. Это подтверждает сохранившийся в архиве график завоза стройматериалов на объект (ГАДО,Ф-П326, оп.5, д.46, л.80).

Цифры просто и сегодня будоражат воображение. Так ежедневная норма поставки песка из карьера облкоммунпрома возле станции Авдеевка составляла 50 (!!!) вагонов ежедневно, камня с Монаховского карьера Шахтостроя — 10 вагонов, а щебня из Монаховского карьера Шахтостроя в Харцызском районе с 1июня 1941 года должны были доставлять на объект 30 вагонов (!!!) ежедневно. Представляете размах работ! Его можно сравнить разве только с работами, которые делались при подготовке нынешнего аэропорта Донецка к Евро-2012. Строительство 1941 года можно теперь назвать первой генеральной реконструкцией нашего аэродрома. По всей видимости, к концу лета 1941 года эти работы были в основном завершены. Это подтверждает сегодня, размещенные в сети Интернет фото аэрофотосъемки, сделанные летчиками немецких лютваффе в конце августа 1941 года. На них четко видна шикарная бетонная взлетно-посадочная полоса Сталинского аэродрома.

Из дальнейшей истории нам известно, что на нашем аэродроме в те годы годы могли приземляться все виды самолетов, которые существовали на то время. Поэтому здесь были созданы авиабазы фронтового значения, как Красной Армии, так и вермахта на протяжении всего времени оккупации города Сталино. Мы знаем, что немецкая авиация использовала наш аэродром, в частности, для попыток снабжения воздушным путем питанием и боеприпасами окруженной в Сталинграде группировки войск фельдмаршала Паулюса. После освобождения Красной Армией города Сталино от фашистов сюда прилетали самолеты советской дальней авиации. Даже один такой тяжелый бомбардировщик 50-й авиадивизии дальнего действия 5-го гвардейского авиаполка 17 ноября 1943 года потерпел катастрофу в Путиловском лесу при заходе на посадку. Тогда погибли 8 человек его экипажа.

Сегодня практически ничего не напоминает в современном аэропорту о тех годах. Еще в начале 90-х годов были остатки дотов или укрытий для личного состава от налетов вражеской авиации. Однако при строительстве «МЕТРО» они были окончательно демонтированы. Такая участь, по словам некоторых работников сегодняшнего донецкого аэропорта, постигла и другие старые объекты, которые были окончательно разобраны при строительстве новой взлетно-посадочной полосы. Как сообщили автору статьи в пресс-службе компании «Альтком», строители только находили в земле неразорвавшиеся снаряды, а остатков дотов или других объектов военных времен они не видели. Так, до сих пор объект №7 не до конца раскрывает свои тайны. Их остается еще немало.

Нераскрытые тайны объекта №7 НКВД

Главным таким секретом можно сегодня считать информацию о том, кто строил в 1941 году тот новый аэродром. По исследованиям российских историков, в основном работы по аэродромному строительству велись силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти.

По архивным данным, на 15 июня 1941 года из 254 аэродромов строительство 156 обслуживали заключенные, 11 — военнопленные; на работах было занято 199 674 заключенных из ИТК и 44 490 из лагерных подразделений, 51 920 осужденных к исправительно-трудовым работам, 16 017 военнопленных. Где использовался труд заключенных, там организовывали лагпункты. Пока официальной информации были ли заключенные на строительстве аэродрома в Сталино нет! Нет ответа и на вопросы: сколько их умерло при строительстве и какова дальнейшая судьба тех заключенных при отступлении советских войск из Сталино в октябре 1941 года?

Будем надеяться, что все тайны объекта №7 в конце концов раскроются! А может быть, живы еще и непосредственные участники тех событий или люди, которым их родители рассказывали о том совершенно секретном аэродромном строительстве 1941 года?



Войдите, чтобы оставить комментарий