Великая Отечественная война застала в городе Сталино гастроли Московского Академического Малого театра. Коллектив находился в нашем городе с 15 по 26 июня 1941 г. В репертуаре театра преобладали спектакли по пьесам А.Н. Островского.

В первый день гастролей в летнем театре Парка культуры и отдыха он показал сразу две комедии — днём «Бешеные деньги», а вечером — «На бойком месте». 17 июня в 20.00 демонстрировалась комедия «Женитьба Белугина». 21 июня вечером и 22-го днём опять давали «На бойком месте». 22-го вечером — комедию французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». 24-го июня снова вечером шёл спектакль «На бойком месте». С 24 по 26 июня театр регулярно выезжал на шахты Донбасса и выступал с концертами перед уходящими на фронт горняками.

Поскольку в репертуаре театра преобладала комедия «На бойком месте», то ей и посвятил журналист В. Поздов свою критическую статью в газете «Соц. Донбасс» от 22 июня. «Неповторимо… воплощение роли Евгении В.Н. Пашенной. Нужно видеть и слышать её Евгению, потому что невозможно передать ни интонаций и жестов, ни обольстительного лукавства и смеха, ни тончайших психологических оттенков и повадок «красивой бабы годам к 30-ти», любящей заезжего барина и пополняющей из его кошелька доходную статью постоялого двора. По-рабски слушаясь мужа, она обводит его с неподражаемой хитростью. Любя Миловидова, она ни на минуту не забывает, что является хозяйкой, долг которой накапливать состояние ласковым обхождением…» — пишет В. Поздов.

Вокруг Евгении живут на сцене и другие комедийные образы. Блистательно играет маленькую эпизодическую роль Разорённого Н.Н. Гремин. Полон скорбной задумчивости, трагизма и обречённости образ Аннушки в исполнении В.А. Обуховой. «В нём — источник многих женских образов, незабываемых в спектаклях Островского. В нём — типические черты русской женщины с её стремлением к чистой и благородной любви, блуждающей со своими чувствами среди преград, поставленных людьми, среди людей-эгоистов, безразличных к судьбе другого человека, делающих своё счастье на несчастьях других», — любуется журналист.

Красив и образ бравого барина, кавалериста Миловидова в исполнении артиста Н.А. Соловьёва. Он исполнен гордости и превосходства над людьми. Сначала ради Евгении он оставляет Аннушку, а затем, узнав про ложь хозяйки, возвращается к девушке и забирает её в своё имение. Он счастлив оттого, что вернул себе любимую, чистую Аннушку.

Артист Н.Н. Горич в комедии «Бешеные деньги» запечатлел образ Григория Борисовича Кучумова, важного барина 60-ти лет. А в спектакле «На бойком месте» он Пыжиков — прихлебатель с пустым карманом, лакей Миловидова, постоянно заискивающий перед ним и заглядывающий ему в рот.

Искреннее восхищение вызывает артист А.П. Грузинский в роли казачка Гришки при Миловидове. Для этой роли не нужен текст, артист выразил всё типическое в забитом служке мимикой и потешной пляской.

Образ Бессудного — центральный в пьесе, поскольку несёт заглавную тему спектакля. Его играет артист А.И. Ржанов. Этот персонаж во всём поступает, как хочет. Он мог бы изобличить жену в измене, но не делает этого, поскольку она его хороший помощник и денежная сумка. Смешон в роли разгульного купчика Сени артист В.Ф. Лебедев.

В спектакле много мотивов народной печали, искренних человеческих переживаний. Постановщики — народный артист СССР П.М. Садовский и заслуженный артист РСФСР С.А. Головин сделали очень многообразный спектакль. Он и смешит, и трогает до слёз одновременно. И в этом А.Н. Островский и Малый театр неразделимы.

По окончании гастролей в Сталино, вернувшись в Москву, актеры Малого организовали штаб военно-шефской работы, сформировали актерские бригады, которые выступали на призывных участках, вокзалах, а несколько позднее и в госпиталях. Сделали это они одними из первых в столице. С этих дней и до мая 1945 года военно-шефская работа была главной в жизни Малого театра.

  • Е. Згинник
  1. Поздов В. «На бойком месте»: гастроли Государственного ордена Ленина Академического Малого театра / В. Поздов // Соц. Донбасс. — 1941. — 22 июня
  2. Герланец В. Актёры Малого театра в Донецке вспоминали войну / В. Герланец // Веч. Донецк. — 2011. — 24 июня
  3. Фото с сайта Государственного Академического Малого театра


2 комментария

  • Dedushka

    Он мог бы изобличить жену в измене, но не делает этого, поскольку она его хороший помощник и денежная сумка.

    Сейчас это выглядит малозначительной болтовнёй, но во времена А.Н. Островского изобличение одного из супругов в измене могло стать причиной церковного развода и влекло серьёзные последствия. В этом случае виновный супруг до конца жизни не мог быть ни с кем вторично повенчан. По выбору стороны, считающей себя обманутой, допускалось обращение вместо церковного в уголовный суд. В таком случае виновную сторону ждало тюремное заключение от 4 до 8 месяцев, а равно заключение того, с кем виновная сторона совершила измену.

Войдите, чтобы оставить комментарий