Еще летом 1927 года Теодор Драйзер отдыхал в своем летнем доме с супругой Элен Ричардсон, а уже в октябре в его доме раздался неожиданный телефонный звонок.

Супруга Драйзера — Элен Ричардсон Супруга Драйзера — Элен Ричардсон

3 октября 1927 года советское правительство пригласило писателя совершить путешествие в СССР, причем все расходы, связанные с его приездом, были бы оплачены. Драйзер был приглашен наряду с другими 150-тью знаменитостями для празднования первого юбилея октябрьского переворота. Но хотелось американскому классику увидеть» настоящую, неофициальную Россию», потому он попросил дать ему возможность совершить большее путешествие и, по возможности, оплатить его. Просьба Драйзера была удовлетворена. В начале ноября Драйзер прибыл в Москву, к нему была приставлена секретарша Руфь Кеннел, американка 34 лет. Безусловно, их сопровождал гид из ВОКСа, ответственный за контакты с иностранными гражданами. До этого Руфь уже пять лет жила в Советском Союзе, занимаясь переводами юбилейных изданий американских авторов, среди которых был и Драйзер. Руфь и Теодор за время его пребывания в СССР стали очень близки, даже часть личного дневника писателя этого времени, заполнена рукой мисс Кеннел. Она всюду сопровождала классика, делала множество заметок в течение дня, а затем записывала все это в виде дневниковых записей, наряду с заметками самого писателя. Москва, Ленинград, Нижний Новгород, Киев, Харьков и, наконец, Сталино.

Теодор ДрайзерТеодор Драйзер

18 декабря 1927 года в 10 часов утра Драйзер со свитой прибыли в наш город. Выйдя из поезда, они сели в небольшой экипаж, запряженный парой лошадей. На улице было тепло, по дорогам струились ручьи от таявшего снега. По мере того как 12 верст Драйзер ехал по улицам в холоде и тумане, у него начало портиться настроение. Но в тоже время он понимал, что это будет интересная поездка. Со всех сторон возвышались терриконы, как пирамиды. Согласитесь, очень необычное сравнение. «Местность запущенная, но живая», — отметил в своем дневнике писатель. По мере движения на месте лачуг вырастали дома, и вот уже экипаж несется по улицам города, разбрызгивая жидкую грязь. Толпы людей вокруг, воскресный день был в самом разгаре. Отель «Металлургия», в котором остановились гости, оказался чистым, точнее, как метко заметил швейцар «очаровательно чистым». Комнаты, не смотря на свой небольшой размер,  были светлыми и удобными. Стоил каждый номер 4 рубля, еще по 50 копеек пришлось доплатить за дополнительные простыни на кроватях. Этот отель располагался напротив нынешнего центрального универмага, сейчас на его месте — индустриальный техникум.

гостиница Металлургия Гостиница Металлургия, г. СталиноГостиница Металлургия, г. Сталино

Завтракать дружная компания пошла в кооперативный ресторанчик, находившийся неподалеку. Подавали жареные сосиски и картофельное пюре, это напомнило Драйзеру американскую кухню. Доктор Софья Давидовская, приставленная к писателю следить за его здоровьем, кушала свою любимую «Гефилте фиш». Драйзер с интересом разглядывал посетителей, вот женщин, покрытая серой шалью, рядом с ней неплохо одетый господин, порадовал зоркий глаз писателя посетитель с тростью. Вообще, Драйзер был несколько удивлен зимней одеждой жителей Советского Союза. Еще по приезду в Москву, он сделал такую запись: «Зимой и мужчины и женщины облачаются в теплые пальто на вате — ни дать, ни взять пухлые матрасы снуют по улицам. А на голове меховые шапочки, как меховые цилиндрики или муфточки. А у нас в Америке такой головной убор  у нас в Америке такой головной убор вполне польстил бы членам какой-нибудь масонской ложи или кавалерам ордена Святого Патрика».

Пока Софья Давидовская, на которую помимо врачебного контроля была возложена обязанность организации встреч писателя на местах, звонила руководству города, Драйзер с секретаршей решили немного прогуляться по городу. Было сыро и мрачно, а местный жители, по мнению писателя, казались очень энергичными. Пройдя через ряд магазинчиков, они дошли до насосной станции, где многие жители города наполняли емкости живительной влагой. Резервуар с питьевой водой находился на пересечении проспекта Труда и улицы Первомайской. Вы можете пройти мимо этого места, если решите прогуляться от магазина «Подарки» к автостанции «Центр».

Продолжение следует…

  • Денис Лапин
  • 062.ua


Войдите, чтобы оставить комментарий