Нелегко рассказывать о событиях прошлого, хотя и не очень далёкого, когда сам не был участником или свидетелем этих событий. Наш город Донецк, в котором мы живём несколько десятилетий, имеет богатую историю, хотя он и молод. Некоторые учёные считают возраст города от 1869 года его основания. Может быть, поэтому дончане бережно относятся к местам, которые связаны с какими-то важными событиями, происходившими в нашем городе, и людьми, чтобы не забыть, чтобы сохранить, чтобы помнить… Поэтому в нашем городе много памятников…

Донецк бережно хранит и помнит имена тех, кто погиб при его освобождении от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), или погиб в силу каких-то трагических обстоятельств.

Этот рассказ касается четырёх советских стратонавтов, вписавших свою страницу в историю развития воздухоплавания, авиации и освоения космического пространства, и погибших в небе над Донецком (Сталино) 18 июля 1938 г.

Дончанам хорошо известен памятник, который находится почти в центре города. Здесь похоронены стратонавты. Мемориальная доска с бронзовыми портретами-барельефами и бронзовый венок с надписью «Слава героям-стратонавтам, 19.VII. 1938 г.». Фамилии героев — Давид Столбун, Яков Украинский, Серафим Кучумов, Пётр Батенко. Именно здесь, на этом месте, приходят мысли об извечном желании человека подняться в небо. Почему? Зачем ему небо? Что влечёт его туда? Романтика? «И всё-таки, зачем человеку небо? Зачем оно было нужно нашим землякам, взлетевшим 1 сентября 1929 года с аэродрома Славянского аэроспортклуба на аэростате «Комсомолец Украины» (пилот Шишкарев)? Зачем стремились туда космонавты Юрий Гагарин, Георгий Береговой, Леонид Кизим, Александр Волков, Леонид Каденюк и многие-многие другие? Стремились, даже похоронив погибших на этом трудном и опасном пути друзей, зная, что не все оттуда возвращаются живыми. Наверное, не только романтика тому причина. Просто, как сказал когда-то К.Э.Циолковский, человеку однажды стало тесно на Земле…Так же, как Якову Украинскому, Петру Батенко, Серафиму Кучумову и Давиду Столбуну…» (Виктор Вовенко, газета «Донбасс» №132 от 21 июля 2005 г.). Стоит напомнить, что в нашем городе в течение многих лет находился Центр воздухоплавания им. И.И.Сикорского. Его директором был талантливый руководитель капитан-командор Николай Хренов, его позывной «Украина» знали аэронавты многих стран. Мы хотели с ним встретиться, уже договорились, но не успели… Был 2008 год.

…До исторического дня 12 апреля 1961 года, когда первый человек Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звёздам, сотни и тысячи пытливых людей в разных странах стремились подняться в небо. Среди них члены экипажа суперстратостата с позывным «Свет» Яков Украинский, Пётр Батенко, Серафим Кучумов, Давид Столбун.

По материалам статей в газетах и экспозиции в Донецком областном краеведческом музее представители Донецкого астрономического кружка изучили некоторые страницы истории воздухоплавания и восстановили историю жизни героев-стратонавтов и их трагическую гибель…

Официально считается, что человек впервые поднялся в воздух 21 ноября 1783 года. В этот день тысячи парижан увидели, как в небо взлетел большой воздушный шар, заполненный дымом от тлеющей и влажной соломы. Создали этот шар братья Жозеф и Этьен Монгольфье. Шар с двумя смельчаками пролетел около 9 км на высоте 1км.

Полёты на воздушных шарах совершались во Франции, России. Русский учёный-химик Д.И.Менделеев наблюдал полное солнечное затмение с аэростата 7 августа 1887 г. в Клину, полёт продолжался 3 часа 36 минут, покрыв расстояние около 120 км. В 1931г. был совершён первый полёт в стратосферу двумя швейцарцами. Они поднялись на высоту 15781 м. А в 1934 г., достигнув высоты 22 км, погибли советские стратонавты П.Федосеенко, А.Васенко, И.Усыскин. Оторвалась гондола.

И вот подошёл 1938 год. В начале июля в СССР Институтом авиационной медицины и опытно-испытательным воздухоплавательным дивизионом была разработана физиологическая лаборатория в открытой гондоле. Её надо было испытать. В рапорте, который поступил в ВВС РККА обосновывалась необходимость испытания. В нём также говорилось: «Такая летающая лаборатория является средством изучения влияния на организм больших высот, средством ещё не испытанным на практике…Все подготовительные работы к первому подъёму закончены. Экипаж четыре человека: командир — инженер II ранга Я.Г. Украинский, пилот — старший лейтенант С.К.Кучумов, сотрудники ИАМ военные врачи II ранга П.М.Батенко и Д.Е.Столбун прошли медкомиссию, тренировку в барокамере и допущены к полёту».

Я.Украинский родом из Черкасс, мечтал о небе, закончил Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского. Занимался изобретательством, создавал более совершенное оборудование для стратостатов. Именно он предложил гондолу с так называемым переходным шлюзом — прообразом шлюзов в современных космических кораблях, один из авторов разработки лёгкого скафандра для высотных полётов. Зачитывался произведениями К.Э.Циолковского, знал книгу С.П.Королёва «Ракетный полёт в стратосферу».

Памятник стратонавтам. Сталино. 1957Памятник стратонавтам. Сталино. 1957

Второй член экипажа Пётр Батенко родился в Саратовской области, закончил медицинский факультет Саратовского университета (в Донецке есть улица Батенко, — прим. alexey). Он, военный врач-офтальмолог, изучал влияние высотных полётов на зрение пилотов.

Третий пилот суперстратостата Пётр Столбун уроженец г. Радомысль Житомирской области (в Донецке есть улица Столбуна, — прим. alexey). Закончил Киевский медицинский институт и аспирантуру, стал кандидатом медицинских наук, работал в клинике нервных болезней. Он один из зачинателей будущей космической медицины.

Последний из отважной четвёрки Серафим Кучумов (в Донецке есть улица Кучумова, — прим. alexey). Учился в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, работал на коллективной радиостанции Московского института инженеров связи, участвовал в создании радиостанций для самолётов. Потому не случайно в экипаже он был радистом.

В этот раз четырём учёным предстояло выполнить сложную работу: провести исследования, связанные с пребыванием человека на больших высотах в разреженной атмосфере, сфотографировать Землю, сделать съёмки солнечного спектра, взять пробы воздуха, а главное, на себе проверить влияние высотных полётов на организм.

Как начинался этот, трагически закончившийся, полёт? Утро в Подмосковье в день старта было солнечным. Природа была благосклонна к учёным-стратонавтам. Несколько часов С.Кучумов передавал на Землю сведения о ходе полёта, о результатах первых наблюдений, затем связь прервалась. А вечером в Подмосковье раздался звонок из Сталино, сообщивший о трагедии.

Что же случилось? На большой высоте, 12000 м, отказали индивидуальные кислородные приборы и экипаж погиб от удушья ещё в небе. Дальше стратостат летел неуправляемый, зацепился за высоковольтную линию и взорвался. Мы познакомились с воспоминаниями некоторых очевидцев этой трагедии и представили себе эту страшную картину. Ведь это место нам хорошо знакомо, место отдыха дончан. Известный учёный-химик, профессор ДонНТУ Вадим Иванович Коробчанский вспоминал: «Пролетев над городом серебристой птицей, огромный аппарат вдруг начал стремительно снижаться. Перелетев первый городской пруд, он упал на провода высоковольтной линии возле парка, гондола с экипажем и научной аппаратурой врезалась в крышу находившейся там колбасной фабрики. Словно молния сверкнула яркая, ослепительная вспышка — это взорвался и загорелся газ из разорванной оболочки. Тысячи людей, на глазах у которых произошла эта трагедия, бросились к месту происшествия… Но, увы, помочь исследователям никто уже не мог — в открытой гондоле были мёртвые тела». Очевидцы рассказывали, что на похороны стратонавтов, казалось, пришёл весь город. Об этой трагедии сообщила газета «Социалистический Донбасс».

Следствие о гибели стратонавтов продолжалось полгода. Были высказаны предположения, но не следствия, что стратонавтов послали на верную гибель сознательно. Близкие друзья стратонавтов и их семьи были убеждены в том, что руководство скрыло истинные причины трагедии. Нет ясности в этом деле даже спустя десятилетия.

Путь человечества в космос щедро усеян жизнями первопроходцев, тех, кто делал первые шаги в неведомое.

Памятник четырём отважным стратонавтам напоминает нам не только о трагедии, но и о мечте человека покорить небо.

Памятник стратонавтам возле 5-й городской больницы. Донецк. 2007. Автор фото RusanovПамятник стратонавтам возле 5-й городской больницы. Донецк. 2007. Автор фото Rusanov

«Они были первопроходцами». Эти слова из статьи обозревателя газеты «Донбасс» от 18 июля 2008 г. Виктора Вовенко, посвящённой 70-летию трагедии над г. Донецком.

По этой теме в Донецком астрономическом кружке были подготовлены научно-исследовательская работа и очерк учащейся 10кл. ДОШ№14 Проценко Ольгой и представлены на Всеукраинский конкурс УМАКО «Сузiр’я» «Мирний космос» в 2008г.,г.Киев, диплом III ст.; Научно-образовательную конференцию «Зоряний шлях», 2009г.,г.Днепропетровск; Всеукраинский конкурс УМАКО «Сузiр’я» «Космiчнi фантазiï”, 2009г.,диплом II ст.

 

  • Литвиненко Л.В., Сидоренко Н.Г. 2012 г., январь

 



Войдите, чтобы оставить комментарий