В вестибюле при центральном входе во Дворец культуры им. Франко в Кировском районе Донецка стоит скульптурная композиция (назовем ее «Семья») из белого мрамора. Это выполненные в полный рост фигуры мужчины с молотом, женщины с колосьями пшеницы в руках, впереди них двое детей (девочка и мальчик) держат перед собой символический венок из цветов и винограда.
За много лет эту скульптору видели десятки тысяч посетителей Дворца культуры, дети даже забирались на постамент. И практически никто не обращал особого внимания на это произведение эпохи соцреализма. Однако выяснилось, что скульптура имеет свою удивительную историю!
Ее создали не просто так, а в качестве подарка Иосифу Сталину! И не абы от кого, а от целого народа европейской страны. Сзади монумента выбит герб Венгерской Народной Республики и на двух языках (венгерском и русском) написаны следующие слова: «Великому Сталину от благодарного венгерского народа». Скульптора не безымянна: внизу на постаменте с правой стороны есть подпись автора — К. Штробл — и год создания — 1949-й. Корреспонденту «ДН» удалось выяснить, что это был один из самых известных венгерских мастеров того времени.
Жигмонд Кишфалуди-Штробл (Kisfaludi Strobl Zsigmond; 1 июля 1884, Альшорайк — 14 августа 1975, Будапешт) — венгерский скульптор, работавший в манере реализма. Лауреат премии имени Кошута (1950, 1953 гг.), народный художник Венгерской Народной Республики. Учился в Венгерской академии изобразительных искусств. Воевал солдатом в Первую мировую войну. Его скульптура «Гений мира» и памятник Лайошу Кошуту стали символами Будапешта.
В вестибюле при центральном входе во Дворец культуры им. Франко в Кировском районе Донецка стоит скульптурная композиция
Этот выдающийся венгерский мастер в 1934 году создал бюст тогдашней английской принцессы Елизаветы, которая сегодня является царствующей королевой и главой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и королевой 15 государств Британского Содружества Наций. Это произведение сегодня находится в Королевской коллекции в Виндзоре.
В 1957 году Штробл вместе с известнейшим советским скульптором Евгением Вучетичем создали Монумент венгеро-советской дружбы в Москве. Работы выдающегося венгерского мастера имеются не только в Венгерской Национальной галерее и стоят на улицах и площадях городов этой страны, они есть и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Британском музее в Лондоне.
Подпись автора композиции. Жигмонд Кишфалуди-Штробл, 1949 год
Композицию, стоящую ныне в ДК им. Франко в Донецке, автор создал в 1949 году по случаю нерядового события в Венгрии. В августе того года страна была провозглашена Венгерской Народной Республикой и влилась в социалистическое сообщество. А самое главное — скульптура была одним из подарков Иосифу Сталину к его 70-летнему юбилею. В тот год делегация из Венгрии приезжала в Москву с презентами вождю народов. Понятное дело, что в столицу Советского Союза везли самые лучшие подарки, среди которых, как видим, было и творение Жигмонда Кишфалуди-Штробла.
Каким же образом эта скульптура попала во Дворец культуры им. Франко? А очень просто: ранее она входила в состав коллекции Донецкого (тогда еще Сталинского) художественного музея. По всей видимости, ее доставили в наш регион примерно в 1950 году. Причем, по словам члена Донецкого областного отделения Союза художников Украины Григория Михальского (он в то время возглавлял Донецкий художественный музей), эта скульптура считалась чуть ли не самым ценным экспонатом коллекции. Но когда во времена Никиты Хрущева начали бороться со сталинским наследием, то такой подарок начал мозолить глаза нашей городской власти. «Чиновники просто замучили меня с требованием куда-нибудь поскорее пристроить эту работу венгерского мастера из дорого мрамора», — вспоминает Григорий Иванович. Так скульптура оказалась в ДК им. Франко (скорее всего, это произошло не ранее 1961 года), и это наверняка спасло ее от полного уничтожения и забвения.
Не исключена возможность того, что этот подарок Сталину попал в город его имени по протекции одного из первых красных маршалов — Клима Ворошилова. В 1945–1947 годах Климент Ефремович был председателем Союзной контрольной комиссии в Венгрии и лично знал Кишфалуди-Штробла.
Даже больше: именно Маршал Советского Союза Ворошилов поручил венгерскому скульптору Штроблу создать знаменитый памятник Свободы на вершине горы Геллерт в Будапеште. Однажды, вскоре после освобождения Будапешта, Ворошилов, проезжая по городу, из окна автомашины увидел одну из созданных Кишфалуди-Штроблом скульптур. Маршал заинтересовался автором, встретился с ним, после чего и был сделан окончательный выбор. Как писал позднее сам Кишфалуди-Штробл, Ворошилов активно участвовал в подготовке проекта, неоднократно лично приезжал в мастерскую, высказывал пожелания, которые, конечно же, учитывались.
В 1955 году венгерский скульптор приезжал в Москву и сделал бюст Ворошилова, находящийся сегодня в одной из частных коллекций. Поэтому вполне вероятно, что уроженец Донбасса и друг Иосифа Сталина мог посодействовать тому, чтобы скульптура Кишфалуди-Штробла оказалась в городе, носившем в то время имя генералиссимуса.
Вот такая скульптура с удивительной историей находится в Донецке. Настоящее произведение искусства, созданное выдающимся мастером, имеет право на жизнь, несмотря на смену политических режимов.
- Автор: Анатолий Жаров
- Фото: Даниил Павлов
- Источник: Донецкие новости
согласен с уважаемым автором насчет смены политических режимов и права на жизнь этого произведения искусства. уверен, что если эта статуя не единственная в Донецке из белого мрамора, то уж чтоно одна из немногих. Уникальная вещь для нашего города.
Но, не в обиду автору, Климент Ворошилов притянут немного за уши. Повторюсь, это мое личное мнение
ИзменитьСпасибки за комментарий. Насчет Климента Ворошилова — все может быть! И вы правы в городе, наверняка, есть еще подобные работы. В том же ДК им. Франко есть еще одна скульптура из областного художественного музея — работа известного румынского скульптора болгарского происхождения Бориса Караджа. Тоже 1949 года изготовления и тоже на тему освобождения Красной Армией на этот раз румынского народа. Можно по-разному относиться к тому времени (я например против многих вещей, которые существовали в СССР), но эта наша история все-таки — куда ж ее денешь то.
ИзменитьДа уж, Клим Ефремыч везде любил покрасоваться. На парадах, перед живописцами, фотокорами… Если б не дружба с Кобой, то стал бы он героем Гражданской? Или как под Ленинградом в 1941-м? А так и «Ворошиловский стрелок», и песни о «первом маршале», и часть нашей скульптурной истории…
ИзменитьЛучшее подтверждение тому, что очень много в нашей жизни зависит от связей
ИзменитьЯ — местная, возле ДК Франко выросла. Так вот, скульптура появилась в нем при моей памяти, в восьмидесятые годы. Именно в восьмидесятые, я тогда в школе училась и, помню, очень удивилась, увидев однажды во Дворце новинку. Еще подумала тогда — памятник ушедшей эпохи…
ИзменитьКстати, во Дворце имеется еще одна диковинка. Зрительный зал там великолепный — росписи, лепнина. НА потолке изображены девушки в костюмах республик СССР — их фигуры изображены кругом вокруг люстры. И всем, попавшим в зал впервые, «старожилы» показывали этих красавиц и говорили: вот, 15 республик СССР.
Ведь всем и каждому в Советском Союзе было известно, что в нем 15 республик…
А девушки стоят кругом, и если начать их считать, обязательно собъешься, забудешь, с которой начал. Но мне это удалось. Так вот, их шестнадцать! И это не ошибка. Был момент, когда СССР насчитывал 16 республик.
Спасибо, Светлана, за уточнение. Если это действительно так, что скульптура появилась в ДК Франко в 1980-х, тогда после «изгнания» ее из художественного музея больше 20 лет провела она в каком-то (пока неясно каком) месте
ИзменитьСветлана, огромное спасибо за уточнения! я знаю, что девушек-республик не 15, а 16 — шестандцатая Карело-Финская ССР. Об истории всего ДК на днях опубликую материал, вернее, все что удалось узнать о нем. Осталось очень много неясностей, загадок…
ИзменитьО, буду ждать с нетерпением! Сама долго искала информацию об этом очень интересном для меня здании, но не нашла практически ничего, — за исключением того, что есть на этом сайте. А мне важно о нем все — любая информация до мельчайшей ерунды.
ИзменитьА скульптура — кто его знает, где была двадцать лет — может, в том же ДК, только где-нибудь в кладовке, кто знает.
Миша
ИзменитьКто?
Изменить