Немногие найдутся сегодня на нашей планете, кто хотя бы один раз в жизни не слыхал об античном итальянском городе Помпеи, разрушенном и погребённом под пеплом в 79 году во время извержения вулкана Везувия.

Сегодня, в XXI веке, веке технологии и информатики, удивительно слышать о том, что почти две тысячи лет тому назад, люди смогли донести до нас информацию о месте своего обитания и его жителях.

В этом единственном на Земле и уникальном музее под открытым небом можно прочесть на древних стенах о том, что там происходило — политические выборы, гладиаторские бои, насмешки, обиды, сплетни; узнать о тех, кто там жил — знать, пекари, трактирщики, коммерсанты, гладиаторы, путаны…

Древние помпеяне воспроизвели это на каменных стенах «методом царапания».

Сейчас на улице идёт 2011-й год после рождества Христова. Нашему городу Донецку нет ещё и 150 лет ото дня его основания, а мы так мало сохранили памяти о его истории.

Конечно, были странные периоды в его жизни за эти неполные полторы сотни лет существования, были определённые объективные причины для «потери» исторической памяти. Но это уже пережито и осталось в прошлом.

Сейчас пришёл момент исправить ситуацию, пока не поздно. Уверена, что любой прогрессивный и культурный человек поддержит мнение о необходимости знать своё прошлое. Ибо об этом уже говорил почти две тысячи лет тому назад римский император Марк Аурелий, поясняя, что тот, кто знает прошлое — знает всё, потому что, то, что произошло вчера, случится сегодня и произойдёт завтра…

Мы помним основателя металлургического завода — Джона Джеймса Хьюза, мы помним российских царей и императоров, всех тех, кто творил и переворачивал с ног на голову нашу непродолжительную историю, тех, кто мужественно вёл в бой, командуя и беззаветно защищая наш край от врагов. Они были историческими персонажами и стали незабываемыми героями.

Думаю, что было бы также справедливо не забывать и тех, кто своими руками, своим потом и кровью ежедневно творил и защищал наш край — простых смертных людей — рабочих, крестьян и т. д.

Ведь оставил же для потомков помпейский пекарь свой дом с надписью, глаголящей о том, что там живёт счастье. А мы по истечении почти двух тысяч лет с интересом смотрим и читаем это. Точно также было бы интересно узнать о рабах-строителях египетских пирамид, но история не донесла до нас их имён, хотя пирамиды существуют ещё сегодня, а их владельцы нам хорошо известны.

Так давайте же будем изыскивать, реконструировать и предавать памяти нашу с вами историю. Возможно, через пару тысяч лет найдутся те, кому это будет интересно.

Вместе с тем, предадим вечной памяти тех, кого мы знали и любили, тех, кто был маленькими цветными «кристалликами» в этом многоцветном историческом калейдоскопе. Ведь мы сейчас имеем очень много средств под рукой, не обязательно царапать на стене. 

Шёл 1929 год. В одном из типичных сёл центральной части Украины, тогда Киевской области, сегодня — Черкасской, жил типичный украинский парень в возрасте 21-го года. Возможно, его дом был похож на этот, типичный, который в тот год тоже существовал, но в Сталинской области:

В один из дней этот парень принял решение отправиться в далёкий Донбасс, где промышленные предприятия росли, как на дрожжах, обеспечивая жизнь большому и быстро растущему городу.

Приняв решение и забросив на плечо пару связанных верёвкой кожаных сапог — последний подарок отца — сапожника, босой пешком отправился в путь.

Долгим и трудным был этот путь «на перекладных», «через реки шумные и поля зелёные» пока, наконец-то, достиг окраины большого города Сталино.

Присел у кромки дороги, передохнул, обул свои новые сапоги и пошёл в город, где, как в песне поётся, «на шахте угольной паренька приметили, руку дружбы подали, повели с собой». Первая и единственная в его жизни шахта называлась «9 Капитальная». Но тогда он ещё не знал о том, что 43 года своей жизни он посвятит именно ей.

А затем «дни работы жаркие, на бои похожие, в жизни парня сделали поворот крутой» — стал одним из первых учащихся вновь образованного горного техникума. Нелёгкой была также и учёба, совмещаемая с тяжёлой работой. Но он был крепким, типичным украинским парнем, страстно желавшим построить новую жизнь в полном возможностей городе с плакатами и лозунгами, призывающими идти верным шагом к победе коммунизма.

Вот таким он был, как множество других, похожих на него парней тех дней. Как и сегодня, тогда они имели свою моду стричь волосы, одеваться, обуваться. Не было роскоши в их жизни, но была надежда в душе,что трудности эти временные, а за ними всё же наступит грядущее счастье.Потому что они верили, что строят его своими руками, своими силами, как завещал Ленин, как говорил Сталин. И глаза их, хотя и усталые, не теряли этой искорки надежды, помогавшей идти вперёд.

Пасечник Пантелей  Иосифович (1908-1988), учащийся Донецкого горного техникумаПасечник Пантелей Иосифович (1908–1988), учащийся Донецкого горного техникума

Успешно закончив учёбу и получив диплом, стал механиком подъёма. Работы не уменьшилось, а ответственности прибавилось. Механик подъёма «рос» вместе со своим государством, становившимся с каждым днём всё более крепким и могущественным. Жизненный уровень людей тоже повышался. Уголёк, добываемый с шахт в городе, основанном…

Вот тут имела место тишина. Не принято тогда было говорить и брать примеры с капиталистов — они были врагами социалистического государства. Но тогда это и не было важно для рабочих, служащих и крестьян, главное, что зарплату платили, отпусками обеспечивали и даже имелись дома отдыха, курорты и санатории для поддержания здоровья работников.

Этого добра у капиталиста Юза не имелось. Нет этого и сегодня нигде, ни в одном уголке нашей планеты. А на советских шахтах и заводах, основанных ещё при Юзе, советский профсоюзный комитет распределял по очереди и по мере нужды путёвки для отдыха и лечения. Как тут было сомневаться в том, что счастливое будущее всё же не за горами? И вот как лечились, отдыхали и просто проводили week-end обычные донецкие шахтёры.

Святогорск, 20.05.1934 г., в лодке. В центре Пасечник П.И.Святогорск, 20.05.1934 г., в лодке. В центре Пасечник П.И.

Святогорск, 1934 г., в лесу (справа крайний внизу — Пасечник П.И.)Святогорск, 1934 г., в лесу (справа крайний внизу — Пасечник П.И.)

Крым, Евпатория, санаторий «Гелиос», 1938 г. Экскурсия отдыхающих в краеведческий музей (справа четвёртый сверху — Пасечник П.И.)Крым, Евпатория, санаторий «Гелиос», 1938 г. Экскурсия отдыхающих в краеведческий музей (справа четвёртый сверху — Пасечник П.И.)

Славянск курорт, 1940 г. (второй слева — Пасечник П.И.)Славянск курорт, 1940 г. (второй слева — Пасечник П.И.)

Так они и жили в те далёкие 1930-е и 40-е годы. Они, типичные молодые парни и девушки 30-х годов. Шахта дала работу не только мужчинам, но и женщинам, хватало на всех. Существовали уже горные промышленные училища. На этом фото 1936 года запечатлены молодые девушки, учащиеся Будённовского ГПУ (горного промышленного училища).

Учащиеся Будённовского ГПУ (горного промышленного училища), 24.02.1936 г.Учащиеся Будённовского ГПУ, 24.02.1936 г. (в центре Зинченко Вера Кирилловна 1917–1993 со своими подругами Клавой и Дорой)

Все они тоже мечтали о построении коммунизма, каждый со своими планами, проблемами. Одним словом, жизнь их была похожа на нашу — учёба, работа,стремление иметь свою семью, детей. И никто из них не подозревал, что скоро их мечты прервёт самая ужасная и жестокая война современного мира. А она была уже не за горами.

День 22 июня 1941 года разбил вдребезги все их мечты и планы. Как в общем, многих других, похожих на них. Оставив шахту, шахтёры ушли защищать родную землю. Многие вернулись назад, многие пали в боях.

Шахтёр-солдат 1945 г.Шахтёр-солдат 1945 г. На фото механик подъёма Пасечник П.И., дошедший живым и праздновавший День победы 9 мая 1945 года в Берлине.

Уставшие глаза полны тревоги о тех, кто ожидал дома, о том, какой найдёт он свою шахту. Знал, что работы по восстановлению будет много, знал, что фашисты разрушали всё на своём пути. Поэтому оружие нужно будет сменить на шахтёрские орудия труда и начинать всё заново. Так он вернулся на свою шахту «9 Капитальную», откуда ушёл на фронт.

Цицикар, Манчжурия (второй слева Пасечник Анатолий Иосифович, младший брат Пантелея). 6.11.1945 г.Цицикар, Манчжурия (второй слева Пасечник Анатолий Иосифович, младший брат Пантелея). 6.11.1945 г.

Когда донецкие шахтёры уже восстанавливали свой город, на востоке советские войска ещё продолжали сражаться с японским милитаризмом. Кто знает, какой повод был у этих молодых людей поднять рюмки за тостом: победа над врагом, отправка домой после окончания войны, день рождения?

Теперь можем только предполагать. Предполагать и удивляться. Удивляться тому, что жизнь всегда шла вперёд и не по прямой линии, а по спирали, повторяясь в своих эффектах. Молодость всегда была прекрасной и оптимистичной, несмотря на трудности и войны. Если вглядеться внимательно в эти лица, смотрящие на нас с пожелтевшей фотографии, можно отметить, что сегодня на улице уже пришлось встретить большое множество парней и девушек, очень похожих на них.

Участок ЭМО шахты №9 Капитальная. В первые послевоенные годы (справа внизу крайний Пасечник П.И.)Участок ЭМО шахты №9 Капитальная, Сталино. В первые послевоенные годы (справа внизу крайний Пасечник П.И.)

И вот опять они, победители в войне, строители коммунизма, изнурённые недоеданием, тяжёлой работой, но, как всегда, с оптимистической надеждой в глазах. Всё это временное, всё пройдёт, коммунизм близок. И они опять верили и строили его. А как же жить без веры?

Сразу после войны, шахта №9 КапитальнаяСразу после войны, шахта №9 Капитальная, Сталино

Верили все, работали все — мужчины и женщины в шахте, на равных. Такой была суровая послевоенная действительность нашего города. Женщина — шахтёр.

Но к коммунизму мы так и не дошли. Не суждено было сбыться сказке со счастливым концом, к сожалению.

В заключение — маленький вопрос: сегодня можно увидеть на улицах нашего прекрасного и удивительного города молодёжь с глазами, светящимися надеждой на лучшее будущее?

 

  • Автор:  Группа «Память»


Войдите, чтобы оставить комментарий