В изучении прошлого нашего края времен гитлеровской оккупации особое место занимают периодические издания оккупационных властей, которых было не так уж мало. Следует отметить такие газеты, как «Донецкий вестник», «Бахмутский вестник», «Новая газета», «Донецкая газета», «Мариупольская газета», выходившие в Сталинской области в 1941 — 1943 гг. Центральным печатным органом для г. Юзовки (Сталино) и области являлась газета «Донецкий вестник», издававшаяся Юзовской городской управой.

Первые номера вышеназванной газеты, издание которой началось 15 ноября 1941 года, по сути, и определили содержание и тональность материалов в ней вплоть до выхода в свет последнего, 207-го номера 29 августа 1943 г. На разных этапах существования издания Частота выхода его в свет колебалась, составляя 2 номера в неделю в 1941-1942 гг. и до 4 номеров в 1943 г. Примечательно, что за неполные 2 года существования газеты в ней сменилось несколько редакторов, среди которых наиболее длительное время этот пост занимал профессор Г. Ковалевский.

Около 50% объема газетных полос составляли сводки гитлеровского Верховного командования о положении дел на фронтах, международные известия, цропагаядистские материалы об «ужасах» жизни при Советах и т.д.

Сталтья в газете «Донецкий вестник» от 23.07.1942Сталтья в газете «Донецкий вестник» от 23.07.1942


Другая половина газетного материала так или иначе касалась положения дел на Украине, в Донбассе. В издании публиковался материал под рубриками: «По Украине», «Местная жизнь», «Хроника искусств». «Сельское хозяйства» и другие.

Приоритетным направлением являлась публикация материалов, посвященных состоянию промышленности и перспективам ее развития. В этой связи целесообразно будет привести слова И.Г.Петушкова, председателя Юзовской городской управы: «… Первым условием построения нового порядка является восстановление разрушенной промышленности… Ценой любых усилий и затрат промышленность должна быть восстановлена в самый короткий срок, начиная от гигантов предприятий и кончая самым маленьким производством…[1]. К сожалению, (для оккупантов, разумеется) эта задача не была выполнена. Так, в конце 1942 года в г. Юзовке действовало 1745 мелких предприятий, преимущественно кустарно-ремесленного типа, и лишь 29 бо-лее-мене крупных предприятий [2], находившихся в ведении городской управы и насчитывавших, чаще всего, по несколько десятков человек. О масштабах их деятельности свидетельствуют такие цифры: на Юзовской художественно-картонажной фабрике работало около 50 человек, производя в месяц 5-6 тысяч спичечных коробок, чемоданы, школьные портфели и т.д. [3]. Одним из крупнейших предприятий Сталинской области был швейный комбинат в г. Мариуполе, объединявший 11 фабрик, на которых работало 2000 рабочих. Однако, все эти предприятия были не в состоянии удовлетворить запросы фронта, на что так надеялось гитлеровское командование.
Да и о каком восстановлении тяжелой промышленности могла идти речь, если предполагать, что к концу 1942 года шахты 8 трестов области будут давать 45% довоенной добычи [4], в то время как в статье под достаточно претензионным названием «Уголь вдет на-гора» сообщалось, что в октябре 1942 г. группой из 15 мелких шахт планировалось добыть 400 тонн угля, да и то, в основном, для нужд населения [5].

Пожалуй, не меньше внимания уделялось и состоянию дел в сельском хозяйстве. Весной-летом 1942 г. публиковалось большое количество материалов, посвященных претворению в жизнь нового распоряжения о землепользовании, согласно которому за крестьянами закреплялись в пользование их приусадебные участки, а колхозы превращались в общинные хозяйства Этот шаг предлагалось рассматривать чуть ли не как революционный: «…новый земельный порядок означает освобождение крестьянства от ига коллективной системы…» В действительности же это означало возможность грабежа крестьянства централизованным путем.

Сообщение-предупреждение немецких властей о расстреле людей за шпионаж. Газета «Константиновские вести» от 04.07.1942Сообщение-предупреждение немецких властей о расстреле людей за шпионаж. Газета «Константиновские вести» от 04.07.1942

О состоянии дел в животноводстве свидетельствуют следующие цифры: в январе 1942 г. в селах области в наличии имелось 42,8% крупного рогатого скота, 64,6% лошадей, 4,6% птицы от довоенного поголовья [6], что в общем-то соответствовало действительному положению дел. В статье «Некоторые уроки сельскохозяйственного года», автором которой был Т. Мороз, начальник агроуправления при областном сельхозкомандовании, приводились цифры, характеризующие сельское хозяйство области в конце 1942 г. Так, в хозяйствах насчитывалось 2355 тракторов, ИЗО комбайнов,128 автомашин,43059 лошадей, 150533 коров. Средняя урожайность озимых составляла 7,9 центнеров с гектара у пшеницы и 6,6 центнеров у ржи [6].

Вопросам занятости населения была посвящена рубрика под названием «На бирже труда». Можно узнать, что 15 февраля 1942 г. в Германию был отправлен первый транспорт в составе 1 тысячи человек, а уже 19 апреля 1942 г. на работу в Германию был отправлен 50-й эшелон безработных из области, точнее было бы сказать угнанных, ибо, как свидетельствовал Заукель, главный уполномоченный по использованию иностранной рабочей силы, из 5 мян. иностранных рабочих, прибывших в Германию, добровольно прибыло не более 200 тысяч [7].

На страницах газеты довольно часты были публикации писем «уехавших на работу в Германию». В частности, встречаются строки следующего содержания: «…Здесь мы действительно убедились, что Великая Германия, освобождая нас от большевистского ига, принесет нам счастье, свободу и культуру…» [8]. Но мы-то знаем, что принесла «Великая Германия» нашему народу.
Привлекает внимание и распоряжение о всеобщей трудовой повинности гражданского населения, согласно которому «Все жители на территории действия Оберфелькомендатуры Донец, начиная с 14-летнего возраста, подлежат всеобщей трудовой повинности по мере работоспособности» [9].
О «достижениях» в социальной сфере можно судить на основании таких фактов: на конец 1942 года при отделе народного воспитания и культуры г. Юзовки действовали 3 детских приюта, 5 детских садов, в которых насчитывалось 600 детей, работали 3 театра, 5 клубов, 4 кинотеатра, в 52 начальных школах обучались 13600 учащихся, работали 50 больниц, поликлиник и амбулаторий [10].

О том, что культурная жизнь развивалась и на периферии, свидетельствует репортаж о деятельности музыкально-драматического театра села Селидовки, давшего за год своего существования до февраля 1943 г. 60 спектаклей и 20 концертов [11].

Следует отметить, что с целью подготовки квалифицированных рабочих для нужд промышленности по инициативе городской управы 22 декабря 1942 года была создана ремесленная школа, в которой насчитывалось 80 учащихся 14-15 лет [12].

Новый земельный порядок. Распоряжение Райхсминистрества о ликвидации колхозной системы.Новый земельный порядок. Распоряжение Райхсминистрества о ликвидации колхозной системы.

Диссонансом человеконенавистнической политике гитлеровцев звучит сообщение об открытии курсов врачей для недоучившихся студентов мединститута. В конце сентября 1942 г. на них училось 106 пятикурсников. Вероятно, что разрешение на открытие этих курсов было связано с намерением оккупантов использовать врачей для нужд своих госпиталей.

Сравнительно небольшое внимание в газете было уделено деятельности партизан и подпольщиков. Так, лишь единожды было помещено объявление о расстреле 5 девушек за содействие бегству военнопленных [13]. Тем не менее косвенным признанием достаточно тревожной для гитлеровской ситуации в области служат объявления и призывы такого содержания: «…Лицам, сочиняющим слухи, как и лицам, распространяющим эти слухи, угрожает строжайшее, вплоть до расстрела, наказание…», «…Уничтожайте преступных партизан, где бы они не находились…» [14].

Безусловно, следует сказать несколько слов и о приказах немецкого командования и Юзовской городской управы, которые также могут служить источником по истории края оккупационного периода. Так, 11 декабря 1941 г. был опубликован приказ полевого коменданта г. Юзовки от 7 декабря 1941 г. об обложении еврейского населения штрафом в 8 млн. рублей за якобы «имевшиеся случай саботажа, грабежа и т.д.», что является закономерным звеном в политике антисемитизма гитлеровцев. Особое значение имел приказ N 168 от 24 июля 1942 г. «О запрещении торговли сельхозпродуктами до выполнения поставок по этим продуктам», вследствие чего значительная часть населения не могаа приобрести продукты питания на рынке. Привлекает внимание приказ N 181 по Юзовской городской управе от 7 августа 1942 г., согласно которому считать «обязательным 4-летнее обучение в начальной школе детей обоих полов».
Большое внимание уделялось идеологической обработке населения. С этой целью печатались фельетоны, речи немецкого руководства, частушки типа: «В СССР в теченье года В общем — полная свобода Сладко ешь, что хочешь носишь, Но другой раз не попросишь».
«Не возвратятся дни ненастья Иди смелей с арийской расой Поднять сокровища Донбасса Для стройки будущего счастья».

Касаясь описания положения военнопленных гитлеровцы и их пособники не гнушались ничем : «…Военное командование, проявляя исключительную заботу о нуждах населения… с такой же заботой отнеслось к созданию человеческих условий военнопленным…» [15]. И это сообщалось тогда, когда десятки тысяч военнопленных были уже уничтожены в концлагерях, расположенных на территории нашей области.

Значительное место в газете занимают объявления о поиске родных, свободных рабочих местах, услугах, предоставляемых каким-либо частным лицом, либо предприятием.

К сожалению, в данной статье не представляется возможным дать освещение всех материалов, могущих служить в качестве источников но истории Сталинской области времен оккупации. Тем не менее, можно прийти к следующему выводу: газета «Донецкий вестник» призвана была быть апологетом пресловутого «нового порядка», подчиняя этой цели, чаще всего вопреки истине, содержание своих материалов.

Поскольку издание являлось зачастую единственным источником информации для города и области, то это и обусловило достаточно высокий тираж, достигающий 25-40, а подчас (воскресные выпуск) и 65 тысяч экземпляров. По всей видимости, у населения в достаточной мере к тому времени развилась способность читать между строк, выискивая хоть что-то, соответствующее действительности.

    Литература:

  1. Петушков И.Г. Первоочередные задачи // Донецкий вестник. 1941, 15 ноября.
  2. Эйхман А.А. На заре новой жизни // Донецкий вестник. 1942. 24 октября.
  3. Швейный комбинат // Донецкий вестник. 1943. 20 января.
  4. Шерстюков Б.П. Угольная промышленность Донбасса в 1942 г.// Донецкий вестник. 1942. 5 февраля.
  5. Уголь идет на-гора // Донецкий вестник. 1942. 24 октября.
  6. Развивать животноводство области // Донецкий вестник. 1942. 25января.
  7. Семиряга М.И. Тюремная империя нацизма и ее крах. М. 1991.
  8. Уехавшие на работу в Германию пишут на родину // Донецкий вестник. 1942.12 апреля.
  9. Всеобщая трудовая повинность гражданского населения // Донецкий вестник. 1942. 22 декабря.
  10. Эйхман АА На заре новой жизни // Донецкий вестник. 1942. 24 октября.
  11. Хацько И. Успехи сельского театра // Донецкий вестник. 1942. 10 февраля.
  12. Ремесленная школа // Донецкий вестник. 1942. 20 января.
  13. В мединституте // Донецкий вестник. 1942. 29 декабря.
  14. Донецкий вестник. 1942. 18 января.
  15. Петров В. В лагере военнопленных // Донецкий вестник.1942. 21 июня.
    Источники:

  • Титаренко Д.Н., Донецкий областной краеведческий музей // Летопись Донбасса. Краеведческий сборник. Выпуск IV-V. Часть I. (Приложение к Археологическому альманаху») — Донецк: — 1997.—68 с.
  • http://dn.archives.gov.ua/docums.htm


Войдите, чтобы оставить комментарий