В 1950-х годах центр Донецка, каким привыкли мы его видеть сейчас, только начинал формироваться. На площади Ленина (на месте современного сквера Первомайский) располагалась совбольница. За улицей Постышева (по направлению к Кальмиусу) начиналась частная застройка. По улице Артема все еще ходил трамвай.

Давайте вместе окунемся в атмосферу 1950-х и посмотрим как же выглядел Донецк в то время.

1. Аэропорт города Сталино. Сейчас здесь Путиловский автовокзал. 1950-е гг.1. Аэропорт города Сталино. Сейчас здесь Путиловский автовокзал. 1950-е гг.

2. Библиотека им. Крупской. Донецк (Сталино), 1950-е гг.2. Библиотека им. Крупской. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

3. Бульвар Пушкина, дворец спорта Шахтер (справа), водолечебница (слева). На заднем плане — ЦПКиО им. А.С. Щербакова3. Бульвар Пушкина, дворец спорта Шахтер (справа), водолечебница (слева). На заднем плане — ЦПКиО им. А.С. Щербакова

4. Гостиница Донбасс. Донецк (Сталино), 1950-е гг.4. Гостиница Донбасс. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

5. Донецкий металлургический завод5. Донецкий металлургический завод

6. Здание Минестерства угольной промышленности УССР6. Здание Минестерства угольной промышленности УССР

7. Зона отдыха в ЦПКиО им. А.С. Щербакова7. Зона отдыха в ЦПКиО им. А.С. Щербакова

8. Кинооператоры8. Операторы телецентра

9. Кинотеатр им. Т.Г. Шевченко9. Кинотеатр им. Т.Г. Шевченко

10. Кинотеатр Комсомолец10. Кинотеатр Комсомолец

11. Максшоссе (проспект Ильича). Вид с моста через Кальмиус в сторону центра11. Макшоссе (проспект Ильича). Вид с моста через Кальмиус в сторону центра

12. Мост в парке им. А.С. Щербакова12. Мост в парке им. А.С. Щербакова

13. Кальмиус и мост по Максшоссе (проспект Ильича). Вид в сторону Макеевки13. Кальмиус и мост по Макшоссе (проспект Ильича). Вид в сторону Макеевки

14. Мост через Кальмиус по Максшоссе (проспект Ильича). Вид в сторону Макеевки14. Мост через Кальмиус по Макшоссе (проспект Ильича). Вид в сторону Макеевки

15. Памятник Гринкевичу. Донецк (Сталино), 1950-е гг.15. Памятник на могиле гвардии полковника Гринкевича Ф.А. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

Позже памятник заменят на гранитный, танк поменяют на более новую модель, а боевую машину перевезут к зданию Областного краеведческого музея

16. Парк им. А.С. Щербакова16. Парк им. А.С. Щербакова

17. Пересечение просп. 25-летия РККА и бул. Пушкина. Вид в сторону гастронома Москва. Донецк (Сталино), 1950-е гг.17. Пересечение просп. 25-летия РККА и бул. Пушкина. Вид в сторону гастронома Москва. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

18. Пересечение ул. Артёма и просп. Б.Хмельницкого. Вид в сторону ЖД вокзала. Донецк (Сталино), 1950-е гг.18. Пересечение ул. Артёма и просп. Б.Хмельницкого. Вид в сторону ЖД вокзала. Донецк (Сталино), 1950-е гг..

По Артема еще ходят трамваи. Ответвление налево (на пр. Б. Хмельницкого) — направление в трампарк (находился возле современного облисплкома).

19. Пересечение ул. Артёма и просп. Гурова. Донецк (Сталино), 1950-е гг.19. Пересечение ул. Артёма и просп. Гурова. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

20. Переулок Орешкова. Школа №1420. Переулок Орешкова. Школа №14

21. Площадь Ленина. Фонтан в стадии строительства. Донецк (Сталино), 1950-е гг.21. Площадь Ленина. Фонтан в стадии строительства. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

Фонтан запустят только в 1958 году. А пока, бетонная заготовка мрачно торчит посреди площади, облик которой только начал формироваться.

22. Площадь Ленина и ул. Артема. Донецк (Сталино), 1950-е гг.22. Площадь Ленина и ул. Артема. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

Драмтеатра еще нет. Справа видна совбольница. Слева (возле гостиницы Донбасс) ведется строительство жилого дома.

23. Пр. Маяковского23. Пр. Маяковского

24. Проспект 25-летия РККА на пересечении с бул. Пушкина. Вид в сторону гастронома Москва. Донецк (Сталино), 1950-е гг.24. Проспект 25-летия РККА на пересечении с бул. Пушкина. Вид в сторону гастронома Москва. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

25. Театр оперы и балета. Донецк (Сталино), 1950-е гг.25. Театр оперы и балета. Донецк (Сталино), 1950-е гг..

По всей видимости в здании театра проходит партийная конференция. Личный автомобиль в 1950-х имели единицы

25 a. Театр оперы и балета. Донецк (Сталино), 1950-е гг.25 a. Театр оперы и балета. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

26. Ул. Постышева. на переднем плане дом №127, на заднем — 129. Донецк (Сталино), 1950-е гг.26. Ул. Постышева. на переднем плане дом №129. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

27. Улица Артёма. Кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. На заднем плане Министерство угольной промышленности УССР. Донецк (Сталино), 1950-е гг.27. Улица Артёма. Кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. На заднем плане Министерство угольной промышленности УССР. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

28. Улица Артёма. Школа №2. Донецк (Сталино), 1950-е гг.28. Улица Артёма. Школа №2. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

29. Улица Артёма на пересечении с порспектом Гурова. Вид в сторону ЖД вокзала. Донецк (Сталино), 1950-е гг.29. Улица Артёма на пересечении с порспектом Гурова. Вид в сторону ЖД вокзала. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

30. Улица Артёма на пересечении с проспектом Лагутенко. ЦУМ. Донецк (Сталино), 1950-е гг.30. Улица Артёма на пересечении с проспектом Лагутенко. ЦУМ. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

31. Центральный стадион Шахтёр. Каток. Донецк (Сталино), 1950-е гг.31. Центральный стадион Шахтёр. Каток. Донецк (Сталино), 1950-е гг.

32. Шахта. Донецк (Сталино), 1950-е гг.32. Шахта. Донецк (Сталино), 1950-е гг.



24 комментария

  • busol

    а что это за здание у кальмиуса (обведено красным)?
    http://i.piccy.info/i5/86/47/4

  • Федор

    По поводу фото №25. Какая там к черту партийная конференция! Господа дорогие, на этом месте всегда была стоянка такси, если не ошибаюсь то и до войны тоже. Во всяком случае я ее помню с 1955 года. А то, что стоит много машин, во-первых тогда,в 50-х, люди еще жили бедновато и даже в шахтерском крае не так уж часто пользовались такси. Во-вторых судя по снимку это рабочий день, и соответственно низкий спрос на услуги такси.

  • Алексей Федько

    Федор, мне кажется, что Вы погоречились с такси. Такое количество??? Да и «шашечек» на них нет. В этом можно убедиться, рассмотрев фото 25 а (в большом разрешении тут: http://fotki.yandex.ru/users/a

    Что интересно, фото 25 и 25 а сняты в один день (сравните расстановку автомобилей). Фото 25 а из журнала Огонек.

  • Алексей Федько

    busol, это здание — корпус больницы Калининаю Смотрите на карте:

  • Aryason

    Можно сказать даже больше. Это корпус поликлиники обслуживавший в свое время обком партиии.

  • Тимур

    Насчёт единиц транспорта вы погорячились. В Сталино автомобилей было очень много!
    Москвич стоил 9000р, Победа 16000р. При зарплатах 3-5 тыс. разве что ЗиМ за 40000р ни кто себе не покупал.

  • Трифон

    не МакСшоссе, а Макшоссе (Макеевское шоссе). Тщательней надо!

  • Алексей Федько

    Трифон, постараемся тщательнее. Это опечатка))

  • kron

    На фото №8 запечатлены не кинооператоры, а телеоператоры телецентра. Спасибо за чудесные снимки.

  • Алексей Федько

    kron, да, действительно скорее это операторы телецентра

  • fedonin50

    на фото 4: на переднем плане правее центра будка регулировщика, из которой он переключал светофор, висевший над перекрёстком.

    на фото 19: на углу дома в сторону троллейбуса в подвальчиках были заведения с буквами «М» и «Ж». В годы «перестройки» там сделали кафе, затем…

    И ещё: от ставка, через площадь Ленина и до Кальмиуса, а то и дальше, Макшоссе именовалось «пр. Гринкевича»! После перегораживания проезжей части площади но не моментально, Макшоссе стало им. Ильича (шутили: «Владимира или Леонида?»)

  • fedonin50

    Крайне не справедливо указывать, что все эти фотографии начала 50-х годов. Тут есть и детали конца 50-х. Школа № 14 была возведена в 1955 году! По тому же типовому проекту одновременно строилась и железнодорожная школа № 17 (сегодня это корпус ДонНУ, где обучают иностранных студентов).

  • Алексей Федько

    fedonin50, спасибо за дополнения. слово НАЧАЛО 1950-х убрал

  • Анна

    Замечательные фотографии! Именно по таким документам и изучаешь историю родного города.

  • fedonin50

    И в заголовке, и во всех названиях следует указать «50-е годы», но не сплошняком «начало 50-х годов»! «Начало» — это 2-3 года!

  • fedonin50

    фото 18: «По Артема еще ходят трамваи» -эта фраза не для жившего в те годы сталинчанина. Более правильно: «По Артема ещё долго будут ходить трамваи» (если считать от начала 50-х).

  • fedonin50

    № 27: «В 1951—1956 годах построили здание Министерства угольной промышленности УССР» -так сказано в http://ru.wikipedia.org/wiki/П… а у вас полностью готовое здание отнесено к 1953 г.

  • Алексей Федько

    fedonin50, во-первых, надпись на фото №27 «1953г.» наносил не я — мне в руки попал скан с нанесенной датой. Во-вторых, по фотографии тяжело сказать сдано здание или нет. Вполне возможен вариант, что коробка была готова, а внутри могли проходить отделочные работы.
    Хотя, я согласен, что надпись на фото может быть ошибочной

  • fedonin50

    Мало ли где что напишут. Не реально, чтобы 2 года строили и 4 года шла внутренняя отделка! Грамотный не напишет: «Донецк 1953» или «Ленинград 1796». Ведь так?
    Напоминаю о заголовке ко всем фото: надо объективно: «50-е годы». И ещё: № 15 достоин именоваться: «Надмогильный памятник Ф.А. Гринкевичу».

  • Aryason

    Внутренняя отделка может идти и больше 4 лет, если финансирования нет

  • fedonin50

    это не про Минугля при таком масштабе дворца!

  • Сергей

    Фотография шахты на снимке №32 не является снимком наземных строений шахты им. М.И.Калинина. Шахта Калинина вошла в строй в 1961 году, и конфигурация её копров — иная.

  • Dima

    Добрый день.На фото №26 на переднем плане дом № 129.Этот тополь в конце 80-х-начале 90-х ночью упал на проезжую часть.На переднем плане.Дом №127 в кадр не попал,он правее.

  • На фото №32 моя родная шахта им.Засядько!

Войдите, чтобы оставить комментарий