В 1950-х годах центр Донецка, каким привыкли мы его видеть сейчас, только начинал формироваться. На площади Ленина (на месте современного сквера Первомайский) располагалась совбольница. За улицей Постышева (по направлению к Кальмиусу) начиналась частная застройка. По улице Артема все еще ходил трамвай.
Давайте вместе окунемся в атмосферу 1950-х и посмотрим как же выглядел Донецк в то время.
1. Аэропорт города Сталино. Сейчас здесь Путиловский автовокзал. 1950-е гг.
2. Библиотека им. Крупской. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
3. Бульвар Пушкина, дворец спорта Шахтер (справа), водолечебница (слева). На заднем плане — ЦПКиО им. А.С. Щербакова
4. Гостиница Донбасс. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
5. Донецкий металлургический завод
6. Здание Минестерства угольной промышленности УССР
7. Зона отдыха в ЦПКиО им. А.С. Щербакова
8. Операторы телецентра
9. Кинотеатр им. Т.Г. Шевченко
10. Кинотеатр Комсомолец
11. Макшоссе (проспект Ильича). Вид с моста через Кальмиус в сторону центра
12. Мост в парке им. А.С. Щербакова
13. Кальмиус и мост по Макшоссе (проспект Ильича). Вид в сторону Макеевки
14. Мост через Кальмиус по Макшоссе (проспект Ильича). Вид в сторону Макеевки
15. Памятник на могиле гвардии полковника Гринкевича Ф.А. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
Позже памятник заменят на гранитный, танк поменяют на более новую модель, а боевую машину перевезут к зданию Областного краеведческого музея
16. Парк им. А.С. Щербакова
17. Пересечение просп. 25-летия РККА и бул. Пушкина. Вид в сторону гастронома Москва. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
18. Пересечение ул. Артёма и просп. Б.Хмельницкого. Вид в сторону ЖД вокзала. Донецк (Сталино), 1950-е гг..
По Артема еще ходят трамваи. Ответвление налево (на пр. Б. Хмельницкого) — направление в трампарк (находился возле современного облисплкома).
19. Пересечение ул. Артёма и просп. Гурова. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
20. Переулок Орешкова. Школа №14
21. Площадь Ленина. Фонтан в стадии строительства. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
Фонтан запустят только в 1958 году. А пока, бетонная заготовка мрачно торчит посреди площади, облик которой только начал формироваться.
22. Площадь Ленина и ул. Артема. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
Драмтеатра еще нет. Справа видна совбольница. Слева (возле гостиницы Донбасс) ведется строительство жилого дома.
23. Пр. Маяковского
24. Проспект 25-летия РККА на пересечении с бул. Пушкина. Вид в сторону гастронома Москва. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
25. Театр оперы и балета. Донецк (Сталино), 1950-е гг..
По всей видимости в здании театра проходит партийная конференция. Личный автомобиль в 1950-х имели единицы
25 a. Театр оперы и балета. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
26. Ул. Постышева. на переднем плане дом №129. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
27. Улица Артёма. Кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. На заднем плане Министерство угольной промышленности УССР. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
28. Улица Артёма. Школа №2. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
29. Улица Артёма на пересечении с порспектом Гурова. Вид в сторону ЖД вокзала. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
30. Улица Артёма на пересечении с проспектом Лагутенко. ЦУМ. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
31. Центральный стадион Шахтёр. Каток. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
32. Шахта. Донецк (Сталино), 1950-е гг.
По поводу фото №25. Какая там к черту партийная конференция! Господа дорогие, на этом месте всегда была стоянка такси, если не ошибаюсь то и до войны тоже. Во всяком случае я ее помню с 1955 года. А то, что стоит много машин, во-первых тогда,в 50-х, люди еще жили бедновато и даже в шахтерском крае не так уж часто пользовались такси. Во-вторых судя по снимку это рабочий день, и соответственно низкий спрос на услуги такси.
ИзменитьДобрый день.На фото №26 на переднем плане дом № 129.Этот тополь в конце 80-х-начале 90-х ночью упал на проезжую часть.На переднем плане.Дом №127 в кадр не попал,он правее.
ИзменитьФотография шахты на снимке №32 не является снимком наземных строений шахты им. М.И.Калинина. Шахта Калинина вошла в строй в 1961 году, и конфигурация её копров — иная.
Изменитьэто не про Минугля при таком масштабе дворца!
ИзменитьВнутренняя отделка может идти и больше 4 лет, если финансирования нет
ИзменитьМало ли где что напишут. Не реально, чтобы 2 года строили и 4 года шла внутренняя отделка! Грамотный не напишет: «Донецк 1953″ или «Ленинград 1796″. Ведь так?
ИзменитьНапоминаю о заголовке ко всем фото: надо объективно: «50-е годы». И ещё: № 15 достоин именоваться: «Надмогильный памятник Ф.А. Гринкевичу».
fedonin50, во-первых, надпись на фото №27 «1953г.» наносил не я — мне в руки попал скан с нанесенной датой. Во-вторых, по фотографии тяжело сказать сдано здание или нет. Вполне возможен вариант, что коробка была готова, а внутри могли проходить отделочные работы.
ИзменитьХотя, я согласен, что надпись на фото может быть ошибочной
№ 27: «В 1951—1956 годах построили здание Министерства угольной промышленности УССР» -так сказано в http://ru.wikipedia.org/wiki/П… а у вас полностью готовое здание отнесено к 1953 г.
Изменитьфото 18: «По Артема еще ходят трамваи» -эта фраза не для жившего в те годы сталинчанина. Более правильно: «По Артема ещё долго будут ходить трамваи» (если считать от начала 50-х).
ИзменитьИ в заголовке, и во всех названиях следует указать «50-е годы», но не сплошняком «начало 50-х годов»! «Начало» — это 2-3 года!
ИзменитьЗамечательные фотографии! Именно по таким документам и изучаешь историю родного города.
Изменитьfedonin50, спасибо за дополнения. слово НАЧАЛО 1950-х убрал
ИзменитьКрайне не справедливо указывать, что все эти фотографии начала 50-х годов. Тут есть и детали конца 50-х. Школа № 14 была возведена в 1955 году! По тому же типовому проекту одновременно строилась и железнодорожная школа № 17 (сегодня это корпус ДонНУ, где обучают иностранных студентов).
Изменитьна фото 4: на переднем плане правее центра будка регулировщика, из которой он переключал светофор, висевший над перекрёстком.
на фото 19: на углу дома в сторону троллейбуса в подвальчиках были заведения с буквами «М» и «Ж». В годы «перестройки» там сделали кафе, затем…
И ещё: от ставка, через площадь Ленина и до Кальмиуса, а то и дальше, Макшоссе именовалось «пр. Гринкевича»! После перегораживания проезжей части площади но не моментально, Макшоссе стало им. Ильича (шутили: «Владимира или Леонида?»)
Изменитьkron, да, действительно скорее это операторы телецентра
ИзменитьНа фото №8 запечатлены не кинооператоры, а телеоператоры телецентра. Спасибо за чудесные снимки.
ИзменитьТрифон, постараемся тщательнее. Это опечатка))
Изменитьне МакСшоссе, а Макшоссе (Макеевское шоссе). Тщательней надо!
ИзменитьНасчёт единиц транспорта вы погорячились. В Сталино автомобилей было очень много!
ИзменитьМосквич стоил 9000р, Победа 16000р. При зарплатах 3-5 тыс. разве что ЗиМ за 40000р ни кто себе не покупал.
Можно сказать даже больше. Это корпус поликлиники обслуживавший в свое время обком партиии.
Изменитьbusol, это здание — корпус больницы Калининаю Смотрите на карте:
ИзменитьФедор, мне кажется, что Вы погоречились с такси. Такое количество??? Да и «шашечек» на них нет. В этом можно убедиться, рассмотрев фото 25 а (в большом разрешении тут: http://fotki.yandex.ru/users/a…
Что интересно, фото 25 и 25 а сняты в один день (сравните расстановку автомобилей). Фото 25 а из журнала Огонек.
Изменитьа что это за здание у кальмиуса (обведено красным)?
Изменитьhttp://i.piccy.info/i5/86/47/4…
На фото №32 моя родная шахта им.Засядько!