druzhba_thmb

Сегодня Донецк является хоккейной столицей Украины. Зимними видами спорта активно занимались в нашем городе и ранее, но мощный толчок развития у нас хоккея и фигурного катания дало строительство в столице Донбасса крытого искусственного катка. Нам он известен под названием Дворец спорта «Дружба».

Искусственный каток в Донецке задумали в рамках целой госпрограммы

В нашем городе зимними видами спорта занимались и до появления ДС «Дружба». Это были различные лыжные эстафеты, хоккей с мячом и шайбой, люди просто катались на коньках на созданных в городе десятках открытых катках. Сегодня доподлинно уже не известно, кто же был инициатором появления в столице Донбасса искусственного демонстрационного ледового катка. Известен только документ, разрешающий такое строительство.

73526340

Произошло это согласно Постановления Совета министров УССР №817 от 24 августа 1965 года (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р2794, оп.2, д.1331, лл.168,169). И такой каток задумывался не только в нашем городе, а был одним из нескольких. Ведь документ республиканского правительства назывался следующим образом: «О строительстве в городах Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Луганске, Львове, Северодонецке, Сумах и Харькове искусственных ледовых полей».

Главной целью создания таких катков было «обеспечение подготовки квалифицированных игроков в хоккей необходимой учебно-тренировочной базой и развитие конькобежного спорта на Украине». Тогда этот вид спорта был очень популярен в Советском Союзе. Имена таких выдающихся хоккеистов, как Рагулин, Якушев, Старшинов, братьев Майоровых, Фирсов, были на слуху не только у заядлых спортивных болельщиков, но и у вполне обычных граждан. К тому же 1965 год был особенным в истории советского хоккея. 26 и 28 февраля в Москве прошли два товарищеских матча с канадцами, в первом наши одержали победу (5:1), во втором в упорной борьбе «Кленовые листья» смогли уйти от поражения (3:3). В марте советские хоккеисты стали чемпионами мира в финском Тампере, в финальном матче обыграв канадцев со счетом 4:1. Тогда Советский Союз становится первой командой из Европы, трижды подряд ставшей чемпионом мира. И не надо забывать, что большим любителем хоккея был выходец из Украины, Первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Поэтому вполне закономерно, что правительство Украинской ССР разрешило строить в нескольких городах республики искусственные крытые ледовые поля. История создания их в указанных местах получилась разная.

Более-менее по плану в 1971 году был сдан в эксплуатацию Ледовый дворец «Юность» в Запорожье. В Харькове — в 1977 году. А, к примеру, Ледовый дворец спорта «Метеор» в Днепропетровске был сдан в эксплуатацию в лишь в 1980 году. В Северодонецке ледовый крытый каток появился в мае 1975 года, и в конце того же года было открыто аналогичное спортивное сооружение в Донецке. Нам оно известно, как Дворец спорта «Дружба».

«Дружба» могла появиться на месте сегодняшней «Донбасс Арены»

Дончанам, да и не только им, хорошо известно месторасположение ДС «Дружба» — по проспекту Ильича в Калининском районе. Автору совсем недавно удалось узнать, что процесс определения места под крытый каток проходил очень непросто. Там есть некоторые для сегодняшних жителей столицы Донбасса интересные моменты. В областном архиве в фондах Донецкого отделения Союза архитекторов УССР хранится отдельное дело на 6 листах под названием «Протокол общего собрания архитекторов отделения по вопросу выбора участка для строительства крытого катка в Донецке» (ГАДО, Ф-Р6725, оп.1, д.91). Датировано оно 1 февраля 1966 года. Из этого документа сегодня мы можем узнать, что практически все донецкие зодчие были против строительства будущей «Дружбы» на ее нынешнем месте. По этому поводу у них тогда целая дискуссия вышла.

Первым выступил автор проекта привязки здания крытого катка в нашем городе архитектор Е. Ревин. Он сообщил, что приступил к этой работе на месте «в районе Черемушек по Макшоссе у института «Пластмасс», сообщив при этом городским властям, что здесь не очень удобно. Хотя зодчий потом нашел и ряд преимуществ. «По Макшоссе ходят три марки троллейбусов и недалеко кольцо трамвая, которые позволят организовать транспортировку зрителей. Стоянку машин можно организовать на участке индивидуальных гаражей в результате сноса последних», — отмечал он.

Дальше начальник облотдела по делам строительства и архитектуры Щербина говорил, что ставил вопрос об неудачном месте для возведения этого спортивного сооружения перед руководством города, но ответа так и не получил. Архитектор Благодатный считал, что будущий каток будет находиться «далеко от центра и всех транспортных развязок». «Туда очень трудно добраться из отдаленных районов города. Я туда ходить не буду. Было бы очень хорошо построить этот каток в районе стадиона «Локомотив». Но здесь нет большого участка земли для этой цели. Мы предлагаем место на берегу Кальмиусского водохранилища по бульвару Шевченко, это прекрасное место с точки зрения обозрения. Здание катка само по себе очень красивое было бы лучшим украшением города. Но нас не послушали…» — отмечал он.

Архитектор Пипко также говорил о трудности добраться к катку в Калининский район, особенно жителям того же Кировского района города. «Нужно делать несколько пересадок. Макшоссе, на котором привязывается здание, очень перегруженная трасса, которая затрудняет эвакуацию 5 тыс. зрителей. Потребуется устройство подземных переходов. Большой площади для стоянки индивидуальных машин здесь нет», — подчеркивал он. Этот зодчий также был за место на бульваре Шевченко на берегу Кальмиусского водохранилища. Известный донецкий архитектор Альвиан Страшнов настаивал, что «крытый каток — это Дворец спорта, и он заслуживает лучшего места». Его поддержал еще один известный у нас зодчий Артур Лукин. «Название здания «крытый каток» не совсем правильное. Это зрелищное здание, и скорее его можно назвать Дворец спорта. Это сооружение на 5 тыс. зрителей общегородского значения и строить его нужно в центре города», — подчеркивал он. Правда, Лукин считал самым лучшим местом там, где был расположен тогда трампарк (это на месте сегодняшнего здания Донецкой областной государственной администрации). А архитектор Павлов, в свою очередь, предлагал «подчистить Юзовку возле завода» и найти место для ледового катка возле Пожарной (площади Дзержинского. — Прим. автора) площади или детского пионерского парка.

Свое мнение по этому вопросу высказал и в скором будущем главный архитектор Донецка Владимир Кишкань. «Создание генерального плана города Донецка городом Киевом можно рассмотреть как трагедию… Можно подобрать хорошее место и на Калиновке, и в парке 40-летия ВЛКСМ. В парке оно будет даже лучше выполнять свои функции. Люди не будут спешить на трамвай или троллейбус, а погуляют по парку, пока рассосется народ…» — утверждал он.

В конце концов тогда на заседании Донецкого отделения Союза архитекторов УССР было решено предложить городским властям на выбор для строительства крытого ледового катка два места: на восточном берегу Кальмиусского водохранилища по бульвару Шевченко (между мостами) и в парке 40-летия ВЛКСМ. И в тот раз исполком Донецкого горсовета послушал таки архитекторов. Свидетельством того, есть постановление исполкома горсовета от 18 февраля 1966 года (ГАДО, Р279, оп.4, д.10, л. 10, л.93). В этом документе четко говорится о том, чтобы «выделить земельный участок площадью 1,5 га в квартале №190 на территории парка им. 40-летия ВЛКСМ…»

И внимание! Далее идет точное указание, где должно было находиться это спортивное сооружение. «С южной стороны от строящегося Дворца молодежи… Здание катка разместить в едином архитектурном комплексе сооружений Дворца молодежи…» — записано в постановлении исполкома Донецкого горсовета. Таким образом, ДС «Дружба» мог быть построен практически на той территории, которую сейчас занимает «Донбасс Арена». Но по каким-то ныне неизвестным для историков и краеведов причинам городская власть все-таки настояла, чтобы крытый ледовый каток построили на том месте, где он сейчас и находится.

По типовому проекту 2С-09-37

Строили будущую «Дружбу» по типовому проекту 2С-09-37 (тайну этих загадочных цифр и одной буквы автор статьи так и не сумел разгадать).

В отчете тогдашнего Донецкого филиала Гипрограда, а затем ставшего называться проектным институтом «Донбассгражданпроект» за 1966 год говорится, что каток ориентировался своим главным фасадом на запад в сторону главного входа в парк 40-летия ВЛКСМ. Кубатура здания составляла 89 тыс. кубометров. В центре катка на отметке первого этажа проектировалось ледяное поле размером 30х61 м, по периметру которого располагались трибуны вместимостью 5 тыс. зрителей.

«Зал может быть трансформирован под размещение площадок баскетбола, волейбола, ринга и т. д., а также под партер зрительного зала с эстрадой. В этом случае количество зрителей увеличивается до 7 тыс. человек», — отмечали архитекторы. Правда, надо заметить, что в итоге после ввода в эксплуатацию вместимость ДС «Дружба» составила 4178 человек, а при трансформации — 6568 человек. Сметная стоимость строительства здания составила 2 млн. 386,6 тыс. рублей.

Архитектором был кавалер двух орденов Красной Звезды

Привязку на местности искусственного катка у нас проводил известный донецкий архитектор Евгений Архипович Ревин. В документах Донецкого отделения Союза архитекторов СССР, сданных в областной архив, сохранилось его личное дело (ГАДО, Ф-Р6725, оп.1, д.201 на 8 листах).

Из него мы узнаем, что будущий архитектор родился в Макеевке 26 декабря 1919 года, украинец по национальности. В сентябре 1937 года Ревин становится студентом Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Но «путевика» из него не вышло. С сентября 1938 года Евгений Архипович приезжает в Харьков и поступает учиться на архитектурный факультет тамошнего инженерно-строительного института. Студентом этого вуза он был до начала Великой Отечественной войны. А затем, в конце июля 1941 года пошел на фронт. Сначала обучался военному делу в 49-м запасном полку, а затем на должности помкомвзвода воевал в составе 15-й дивизии ВДВ. А с 30 июля 1942 года и до конца войны, до 15 октября 1945 года, служил в оперативном отделе штаба 34-й Енакиевской Краснознаменной гвардейской стрелковой дивизии. Освобождал от фашистов Донбасс и дальше Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию и Австрию. О его службе в Красной Армии сами за себя говорят два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны второй степени, медаль «За боевые заслуги», медали за взятие городов и затем юбилейные.

Сегодня с помощью интернет-сайта «Подвиг народа» Министерства обороны Российской Федерации можно узнать некоторые подробности боевых подвигов будущего донецкого архитектора Евгения Ревина.

Медалью «За боевые заслуги» тогда гвардии сержант был награжден за то, что «в бою за деревню Красный Скотовод 13.01.1943 года, когда была оборвана телефонная связь, в ожесточенной обстановке боя доставил боевой приказ командиру учебного батальона, чем обеспечил своевременное отражение контратаки пехоты противника».

Одним орденом Красной Звезды уже гвардии старшина Ревин в марте 1944 года был также награжден примерно за аналогичный подвиг, что и ранее, т. е. когда дважды под сильным артиллерийско-минометным огнем и градом пуль пробирался к командирам двум стрелковых полков и передавал им приказы комдива, что позволило успешно выполнить в целом боевую задачу.

Вторую «Звездочку» Евгений Архипович получил в 1945 году за бой за город Ахау (под Веной), когда вместе с группой штабных офицеров организовал атаку на этот населенный пункт и одним из первых советских воинов ворвался в него. Также уже в самой австрийской столице (Вене), находясь в боевых порядках стрелкового подразделения, гвардии старшина Ревин форсировал Дунайский канал и захватил дом на левом берегу, тем самым обеспечив своим огнем форсирование других подразделений дивизии в районе главпочтамта Вены. При этом в последнем наградном листе командование отмечало, что будущий архитектор еще и «организовал работу по художественному оформлению истории дивизии».

После демобилизации из Красной Армии Евгений Ревин продолжил учебу в ХИСИ. Диплом архитектора он получил 27 октября 1947 года. Дальше началась его жизнь в нашем городе. С 8 января 1948 года по 7 мая 1951 года он работал сначала архитектором, затем главным архитектором АПМ-1 Облпроекта в Сталино. Затем по середину марта 1957 года трудился архитектором Управления главного архитектора столицы Донбасса. По 12 января 1963 года — главный архитектор Донецка. Дальше его трудовая деятельность протекала в проектном институте «Донбассгражданпроект». Несколько раз Евгений Ревин был депутатом горсовета.

В списке его творческих работ значатся:

  • 1948-50 годы — в составе авторской группы проектировал комплекс Центральной горноспасательной станции Донбасса;
  • 1948-49 годы — автор реконструкции после войны Донецкой филармонии;
  • 1954 год — автор строительства стадиона «Локомотив» на 40 тыс. зрителей в городе Сталино;
  • 1958-60 годы — в составе авторской группы архитекторов принимал участие в разработке Генплана нашего города;
  • 1964 год — автор застройки микрорайона 1049 в Донецке;
  • 1966-69 годы — автор проекта Дома связи в Донецке;
  • 1967 год — химико-технологический комплекс Донецкого политехнического института;
  • 1970 год — в составе авторского коллектива принимал участие в закрытом конкурсе проектирования центра Донецка, за что был отмечен второй премией.

Также этот зодчий занимался подготовкой проектов детальной планировки Новоазовска, Ясиноватой и части города Краматорска.

Среди приведенного списка объектов, в проектировании и строительстве которых принимал участие архитектор Евгений Ревин значится еще и крытый искусственный каток в Донецке, т. е. наш ДС «Дружба».

Умер Евгений Архипович Ревин 20 августа 1985 года.

Тяжко строили и наконец… построили

Строить искусственный крытый каток в Донецке начали в 1968 году, но несколько раз это строительство буквально «висело на волоске», т. е. его хотели прекратить на республиканском уровне. Об этом свидетельствуют некоторые архивные документы.

Так в переписке Донецкого облисполкома с Госпланом УССР (ГАДО, Ф-Р2794, оп.2, д.2304, л.184) имеется копия телефонограммы из Киева в Донецк от 3.06.1970 года, в которой зам. председателя Госстроя УССР Елизаров сообщает нашему областному руководству о том, что «Комитет народного контроля Украинской ССР внес предложение о приостановлении строительства искусственного ледяного поля в Донецке в 1970 году».

И пришлось нашим руководителям доказывать о целесообразности создания у нас такого спортивного сооружения. На тот момент было выполнено 54% всех необходимых работ. «Климатические условия Донецкой области не позволяют развитию зимних видов спорта: конькобежного, фигурного катания. Если учесть, что в городах Донецке, Макеевке проживает 1271 тыс. человек и в высших учебных заведениях, техникумах обучается более 40 тыс. человек молодежи, отсутствие закрытых помещений спортивного назначения не дает возможности проводить в зимний период массовые спортивно-зрелищные мероприятия с участием студенческой и рабочей молодежи, то вопрос строительства закрытого ледяного поля для этих двух городов очень важный и актуальный…нет никакой экономической и технической целесообразности прекращать строительство этого объекта», — писал в ответ Госстрою УССР зам. председателя Донецкого облисполкома В. Пеклун. В концу 1975 года уже Дворец спорта «Дружба» был в итоге построен.

Сегодня даже можно точно назвать кто был его создателем — строители СУ №5 треста «Донецкжилстрой-1». Госкомиссия приняла здание в эксплуатацию 30 октября 1975 года, а исполком горсовета утвердил этот акт на своем заседании 13 ноября того же года.

Торжественное открытие «Дружбы» состоялось 6 ноября 1975 года. «Дворцом звонкого льда» назвал журналист В. Виноградов областной молодежной газеты «Комсомолец Донбасса», рассказывая об открытии этого спортивного сооружения. «…Интересное в архитектурном смысле здание нового дворца не только украсило проспект Ильича, оно «учредило» развитие в Донецке новых видов спорта, которые до сего дня зависели от прихотей календаря…» — писал автор статьи. Он рассказал, что тогда первой на лед ДС «Дружба» вышла юная фигуристка, в то время ученица 20-й школы Вероника Ковалева, а затем студенты ДПИ Наталья и Сергей Паздеевы. Через месяц, в начале декабря 1975 года, в Донецке на льду «Дружбы» выступили участники Ленинградского балета на льду, среди которых были олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Так начиналась история первого Ледового дворца нашего города.

druzba_1

ДС Дружба. 2000-е

DSC_6276_11

Арена Дружба. 2013 год. Фото: http://druzhba.dn.ua



1 Comment

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    Что касается проекта этого крытого катка, то полностью он называется: «Типовой проект 2С-09-37. Спортивный корпус с залами 36*18 м.и 18*9 м. Стены из полнотелого кирпича.». Реализаций имел массу. Энутзиасты насчитаи минимум 26 штук в разных городах СССР.

    Расшифровка цифр следующая:

    2с — ?

    09 — спортивные строения (например, 02 — школы, 04 — дошкольные заведения, 06 — культурные)

    37 — порядковый номер

    Например, были проекты:

    2С-09-15/67 Закрытый бассейн для плавания с ванной 50х21 м. Для строительства во II и III строительно-климатических зонах.

    2с-09-17 — Закрытого тира с огневой зоной длиной 50 м.

    2С-09-53 — Лыжная база

    2С-06-6/69 — Дворец культуры на 1200 мест 

     

    А если вернуться к нашему 2с-09-37, то он имел следующие ТТХ:

    • Типовой проект 2С-09-37,
    • Общая площадь 1596 кв.м.
    • Спортивный зал 36х18м.
    • Спортивный зал 18х9 м.
    • Вестибюль 220 кв.м.
    • Гардероб 72 кв.м.
    • Комнаты администрации 2х26м.
    • Тренерская 18 кв.м.
    • Комната для осмотра спортсменов 26 кв.м.
    • Методический кабинет 36 кв.м.
    • Раздевалки 2х25 м.
    • Инвентарные 2х18 м.
    • Баня-сауна 9 кв.м.
    • Душевые 3х9 м.
    • Санузлы 2х16 м.
    • Санузлы 2х4,5 м.
    • Бойлерная 37 кв.м.
    • Балкон 128 кв.м.
    • Комната отдыха 18 кв.м.
    • Кладовая 18 кв.м.
    • Электрощитовая 9,5 кв.м.
    • Насосная 20 кв.м.
    • Мастерская 32 кв.м.

    Похоже, на то, что существовали и проекты-братья. Например, №2с-09-35 (140-62) тоже дворец крытый каток очень похожий на №37

Войдите, чтобы оставить комментарий