Сегодня без улицы Университетской нельзя представить Донецк. Однако история ее существования не такая уж долгая. В жизни этой городской артерии всегда было и остается много сложных моментов, но в данной статье мы попытаемся вернуться к истокам — моменту рождения улицы.

Выполняя наказы избирателей

На месте сегодняшней улицы Университетской более 60-ти лет назад была улица Складская. Ее название вполне оправдывало себя, т. к. на ней располагалось огромное количество складов, баз и хозяйственных построек различных учреждений и предприятий. По всей видимости, идея облагородить эту территорию и построить новую автомагистраль зародилась в умах чиновников города Сталино в конце 40-х или в начале 50-х годов прошлого века. Однако на практике к реализации данного проекта приступили летом 1953 года.

8. Университетская улица. Фото Б. ГрадоваДонецк, Университетская улица. Фото Б. Градова. 1960-е

Как ни странно, но решающим толчком к этому послужило выполнение депутатским корпусом наказов избирателей. Отчету об их реализации даже была посвящена сессия горсовета, прошедшая 18 июня. На ней с докладом «О мероприятиях по выполнению наказов избирателей» выступил тогдашний председатель горисполкома Алексей Бахаев (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р279, оп. 3, д. 971, л. 49-110). В докладе сообщалось, что «недавно прошли выборы в местные советы депутатов трудящихся, важной задачей местных советов является осуществление наказов избирателей».
 
Оказалось, что при подведении итогов работы депутатов прежнего состава горсовета народ вскрыл в их работе «существенные недостатки и упущения». При этом руководитель города Сталино отмечал, что избиратели внесли много ценных предложений, направленных на дальнейшее улучшение хозяйственного и культурного строительства, осуществление мероприятий по дальнейшему благоустройству города, улучшению торговли, повышению культуры и благосостояния населения.
Таких наказов поступило почти полтысячи. Их разделили на две группы: в первую попали те, которые можно было выполнить в том же 1953 году; во вторую группу — те наказы, осуществление которых запланировали на 1954-1955 годы.
 
Среди первоочередных задач было намечено «асфальтирование Складской улицы от площади Горсада до проспекта Гурова, что дает возможность свободного выхода автотранспорта со Сталинозаводского района в центральную часть города кратчайшим путем, минуя всякие закоулки» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 971, л. 67). И даже была намечено расстояние, на которое должны были положить асфальт, — 1,5 км. Так рождение улицы Университетской обрело конкретные черты и сроки.

Складская (Университетская) и 1-й ставок, 2-я будка

Однако мы все хорошо знаем, что от намеченных планов до их реализации иногда проходят целые десятилетия. Но в этом случае все произошло довольно быстро. Напомним, что сессия горсовета прошла 18 июня 1953 года, а 8 июля того же года во время заседания исполкома Сталинского горсовета среди прочих вопросов обсудили и такой: «О неотложных мероприятиях по строительству улицы Складской (Университетской) на участке от площади Первомайской до проспекта Гурова» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 870, л. 27-34).
 
В этом документе уже появилось современное название одной из центральных улиц Донецка. С помощью данного решения исполкома №23/640 мы также вспомнили забытую ныне городскую площадь Первомайскую, которая располагалась перед входом в Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова (примерно на месте подземного перехода возле комплекса «Золотое кольцо»).
 
«В соответствии с наказом избирателей решением 3-й сессии горсовета от 18 июня запроектировано строительство улицы Складской (Университетской) на участке от площади Первомайской до проспекта Гурова. Придавая важное значение строительству указанного участка, коренным образом улучшающего транспортные связи между западной частью города, Сталинозаводским, Куйбышевским, Кировским, Петровским районами и центральной частью города, исполком горсовета решил: осуществить строительство данного участка улицы Складской (Университетской) с окончанием всех работ ко Дню шахтера 1953 года», — говорится в официальном документе. При этом власть обязала предприятия, учреждения и частных лиц, имевших постройки на трассе строящегося участка дороги, снести все имеющиеся здания. Был составлен даже их перечень.
 
Из архивных документов мы можем узнать, что тогда были окончательно снесены несколько гаражей, самовольно возведенное в районе Горсада домостроение одного из жителей Сталино, склад мебели, павильон-буфет от столовой №11, прачечная и промывочная уборная детсада №50, конюшня-гараж хлебозавода, металлическая ограда на кирпичных столбах длиной 40 м. В ходе строительства Университетской «пострадали» и военные: были снесены разрушенная коробка здания, находящегося в собственности облвоенкомата, кирпичное здание райвоенкомата и деревянное ограждение вокруг него длиной 150 м. 
 
До 13 июля 1953 года были разобраны плиточные тротуары и булыжная мостовая по улице Складской на участке от проспекта Гурова до проспекта Комсомольского. Полученный таким образом материал был передан в собственность дорожно-эксплуатационного участка Горкомхоза. Также были снесены 4 каменных жилых дома с 11 сараями. Жители этих домов были переселены в другие места. Интересно, что до этого в их паспортах значился довольно оригинальный адрес прописки: 1-й ставок, 2-я будка (автору статьи приходилось видеть в старых документах и другой похожий адрес: 2-й ставок, 3-я будка). Такое обозначение места проживания объясняется очень просто: рядом проходила железная дорога от металлургического завода (она и сейчас проходит по той же местности), и там находились железнодорожные посты. Один из них, пост №2, и шлагбаум по дороге в Центральный парк культуры и отдыха тоже были снесены.
 
Еще об одной перемене в связи со строительством полуторакилометрового участка улицы Университетской надо рассказать отдельно.

Знаковые захоронения перенесли на Мушкетовское кладбище

На территории нового строительства оказались знаковые захоронения города Сталино. Читаем решение горисполкома: «В связи с тем, что трасса улицы проходит через могилы, расположенные у главного входа в Горсад, обязать заведующего Горкомхоза Субботина в недельный срок перенести останки воинов и граждан, погибших в период временной оккупации города, на специально отведенное место на Мушкетовском кладбище, построив на могилах надгробия в 1953 году».
 
Из донесения в Министерство обороны СССР от 13 апреля 1950 года сталинского облвоенкома полковника Короткова мы узнаем, что по 5-й линии (Горсад) в индивидуальных могилах (деревянных тумбочках с железной пятиугольной звездой, обнесенных сплошной каменной оградой) с 1943 года были похоронены Герой Советского Союза гвардии полковник Дмитрий Васильевич Казак (12.09.1907 г. — 14.09.1943 г., умер от ран в госпитале) — командир 40-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии; гвардии полковник Владимир Петрович Теодорович (по данным Книги памяти Владимирской области, 1904 г.р., погиб в октябре 1943 г.); гвардии полковник Павел Алексеевич Аксенчиков (1902 г. — 17.09.1943 г., умер от ран) — заместитель командира 2-го Гвардейского Кантемировского механизированного корпуса; гвардии подполковник Кирилл Иванович Казюлин (1909 г. — 12.09.1943 г., умер от ран) — командир 150-го Гвардейского стрелкового полка 50-й Гвардейской стрелковой дивизии; полковник Александр Степанович Матюхин (1907 г. — 13.09.1943 г., убит немецкими автоматчиками) — начальник штаба 114-й отдельной пушечно-артиллерийской бригады; гвардии майорНиколай Евграфович Смирнов (1910 г. — 13.09.1943 г., умер от ран) — начальник 2-го отделения 50-й Гвардейской Сталинской стрелковой дивизии; майор Федор Исаевич Мицул (1904 г. -10.10.1943 г., убит) — командир 1050-го стрелкового полка 301-й стрелковой дивизии; гвардии капитан Василий Иванович Котов (1907 г. — 6.11.1943 г., убит) — начальник 2-го отделения 50-й Гвардейской стрелковой дивизии; внутри ограды на площади Центрального парка культуры и отдыха им. Щербакова — гвардии майор Николай Александрович Щербаков (1908 г. — 17.09.1943 г., убит) — зам. командира 1052-го стрелкового полка 301-й стрелковой дивизии.
 
Имеется документальное подтверждение того, что останки указанных командиров Красной армии были перезахоронены. В справке о ремонте и реставрации памятников в городе Сталино по итогам 1953 года директор Центрального похоронного бюро сообщает в управление культуры следующую информацию: «В настоящее время все останки из Горсада перенесены на городское кладбище» (ГАДО, Ф-Р2889, оп. 1, д. 38, л. 50). Там этим офицерам было сооружен общий памятник из бутового камня стоимостью 53,6 тыс. руб. На его постаменте была установлена мемориальная доска из чугуна, по бокам — чугунные знамена и чугунные доски с фамилиями погибших. Изготовили памятник рабочие Сталинской ремстройконторы и мастера Киевских реставрационных мастерских.
 
Во время реконструкции воинского захоронения в последующие годы останки погибших во время освобождения Донбасса командиров Красной армии были помещены под общими гранитными плитами с указанными на них фамилиями погибших в алфавитном порядке. Правда, для Героя Советского Союза гвардии полковника Дмитрия Казака была выделена отдельная плита на воинском мемориале Мушкетовского кладбища.
 
Также в связи со строительством улицы Университетской летом 1953 года было принято решение перенести на все то же Мушкетовское кладбище еще два индивидуальных захоронения. Эти люди были знаковыми для тогдашнего города Сталино. Руководителя Донецкой железной дороги Кривенко в недельный срок обязали перенести останки бывшего начальника Южно-Донецкой железной дороги (1940-1941 гг., 1943-1950 гг.), депутата Верховного Совета УССР, генерал-директора 3-го ранга Григория Николаевича Ларионова и одного из самых известных директоров Донецкого металлургического завода Павла Васильевича Андреева, скончавшегося в 1947 году и первоначально захороненного на территории Горсада. Этот человек проводил эвакуацию завода во время войны и восстанавливал его после освобождения города Сталино от фашистов.
 
Однако последнее перезахоронение на Мушкетовском кладбище так и не было проведено. Дело в том, что, узнав о создании новой улицы в Сталино и предполагаемой в связи с этим реконструкции, жена покойного директора завода Надежда Николаевна Андреева обратилась в горисполком с заявлением, в котором просила разрешения по ее, матери и брата просьбе перенести «дорогой нам прах из города Сталино для погребения на его родине в Москве» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 871, л. 40). Семье уважаемого в столице Донбасса человека не отказали в этой просьбе, и в областном архиве сохранилась копия официального письма председателя Сталинского горисполкома Бахаева его коллеге, председателю Моссовета Яснову с просьбой помочь выполнить пожелание родственников Павла Андреева. Сейчас прах знаменитого директора ДМЗ покоится на Нововведенском кладбище российской столицы. Сейчас в Москве проживают дети и внуки Павла Васильевича.


Войдите, чтобы оставить комментарий