Актуальность проблемы обусловлена исключительно важным культурно эстетическим значением данных учреждений, запроектируемых в стиле послевоенного классицизма. Ныне такие объекты находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении и реконструкции, в приведении их к первоначальному облику. В статье ставится вопрос о проведении углубленных исследований композиционно стилевых особенностей архитектуры данных объектов. Результаты предполагается использовать в рекомендациях по восстановлению фасадов данных медицинских учреждений. Авторы допускают, что результаты их исследованийтакже могут регламентировать новые правила и требования, касающиеся реконструкции существующих медицинских зданий, запроектированных в стиле послевоенного классицизма. Последнее ставит целью не только сохранения первоначального облика этих зданий, но и воссоздание средового окружения, учитывающего мощный культурно эстетический потенциал данных объектов.

Публикации и работы по данной тематике, посвященной проблемам проектирования зданий больничных и реабилитационных учреждений, затрагивают в основном функциональные, планировочные и конструктивно технические особенности, без углубления и рассмотрения социальных и психологических аспектов.

Одним из господствующих художественных направлений в зодчестве в настоящее время является классицизм. Под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе в XVIII — начале XIX вв., в Российской империи переход к классицизму происходит позднее, чем в Западной Европе. Главной чертой данного архитектурного стиля было обращениек формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты и логической ясности. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости и геометричности композиционных решений зданий и дворцовых ансамблей. Эти же принципы были перенесены и на гражданские сооружения, в т.ч. и госпитали. Если первые больницы Нового времени мало чем отличались от монастырских построек, то классицизм привносит в их архитектуру развитые ансамбли, объединяющие целые группы корпусов разной этажности в одной регулярной композиции. Подобные сооружения строились и в нашем городе ведущими архитекторами и являются памятниками архитектуры нашего времени.

Донецкая областная клиническая травматологическая больница

В центре города, на улице Артема, 106, 7 декабря 1953 года был торжественно открыт комплекс Донецкой областной клинической травматологической больницы. К открытию было приурочено специальное постановление Сталинского областного совета о вводе в эксплуатацию первой очереди только что отстроенного больничного корпуса на 300 коек.

Инициатором создания травматологической больницы в Сталино (Донецке) был зав. кафедрой травматологии и ортопедии Сталинского медицинского института им. М. Горького профессор И. М. Чижин. Его энергично поддержал главный врач больницы им. Калинина доцент Г. А. Контрольский. Именно ними была проведена почти вся организационная работа по созданию травматологической больницы как таковой.

Донецкий научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии 1 - Kozlenko — 2010 Главный фасад Донецкой областной клинической травматологической больницы со стороны улицы Артема. Ротонда служит завершающим элементом в общей композиции фасада и подчеркивает ось центрального входа. Симметрично осевая композиция фасадов является ярким примером стиля классицизм.

Больница располагается в специально построенном здании, запроектированном архитектором И.И. Яковлевым в стиле послевоенного классицизма. Ныне это здание является памятником архитектуры. По внешнему виду травматологическая больница напоминает московские аристократические усадьбы и общественные здания первой четверти XIX столетия и выглядит значительным и торжественным. Это достигается обильным декорированием фасадов этого здания, большим обилием классических элементов и форм.

В плане здание имеет форму разогнутой гигантской подковы, развернутой в сторону улицы Артема. К ее тыльной стороне примыкают блоки лечебных корпусов, выходящих в благоустроенный сад.

Больничный комплекс имеет четко структурированную и функционально организованную больничную территорию, которая благоустроена лавочками, искусственным освещением и зелеными насаждениями, имеет парковую зону для отдыха пациентов, расположенную в тихой внутридворовой зоне.

Также на территории центральной части здания размещается фонтан и скульптурная композиция в тематике больничного здания, решение которых гармонично сочетаются и дополняют общую архитектурную композицию фасадов здания.

Центральный объем больничного комплекса завершается легкой, изящной, пропорциональной башенкой. К нему переходами присоединены боковые корпуса, оформленные пилястрами, полуколоннами и междуэтажными поясками. С большим мастерством выполнены капители, карнизы и другие элементы ордерной системы. Во внутренний двор можно пройти через три арки, расположенные с каждой стороны от центрального объема. Здание по разному видится в разное время суток. Утренние лучи делают более рельефной пластику фасадов здания, а во второй половине дня, когда солнечный свет пробивается лишь сквозь арки со стороны внутреннего дворика, воспринимается только общий силуэт здания и, создавая неожиданный художественный эффект, зрительно как бы облегчает объем крупного сооружения. Зато ночью, благодаря грамотной подсветке, оно смотрится более величественным и монументальным и удачно вписывается в панораму ночного города.

Территория больницы — 7 га, общая площадь помещений — 25 000 кв. м. В ней развернуто 500 коек и 8 операционных залов. Первоначально в больнице, в ее полностью отстроенном левом крыле, были развернуты травматологическое, ортопедическое, глазное и челюстно лицевое отделения, клиникодиагностическая лаборатория и аптека, В дальнейшем, инфраструктура больницы, количество отделений и коек менялись по мере строительства здания, которое окончательно завершилось в 1956 году

С января 1956 года на базе больницы был организован Сталинский НИИ травматологии, ортопедии и протезирования (сейчас — Донецкий НИИ травматологии и ортопедии ДонГМУ им. М. Горького). С 1989 года руководит больницей, институтом и кафедрой профессор В. Г. Климовицкий. В феврале 2004 года по его инициативе на территории больницы был торжественно заложен храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня. Чин закладки камня и освящения места для строительства возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

Вид на главный фасад Донецкой областной клинической травматологической больницы.Вид на главный фасад Донецкой областной клинической травматологической больницы.

В соответствии с рационалистической логикой классицизма, здание травматологической больницы разделено на отдельные функциональные блоки, которые, тем не менее представляют целостную композицию. Боковые крылья здания связаны между собой переходами и объединены с мощным центральным объемом, таким образом, формируя глубокий парадный двор, напоминающий по своему характеру палладианские виллы. Торжественный фасад здания больницы настраивает человека на то, что ему окажут там высококвалифицированную медицинскую помощь.

Донецкий научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии — 2008 год — Andrew Butko Фрагмент фасада здания Донецкой клинической травматологической больницы. Ритмический ряд колонн коринфского ордера верхней части здания удачно контрастирует с его нижним ярусом, который включает в себя широкие арочные проемы и выраженную текстуру наружной отделки.

Донецкая городская больница № 5.

Больница №5 располагается в центральной части города Донецка, с учетом максимального использования общественного транспорта. Часть больницы выходит на шумную магистраль, но основные корпуса ориентированы на тихую зону. Корпуса больницы создают П образную форму в плане и образуют внутренний дворик на территории больничного комплекса, где благоустроен парк для пациентов, имеющий скульптурный фонтан, лавочки и большое количество озеленения.

Больница обосновывалась постепенно, сначала появился корпус поликлиники, — бывшее здание детского сада. В 1952 году достроен корпус водолечебницы и в 1969 году — корпус стационарного отделения для пациентов.

Фасады больницы выполнены в классическом стиле с использованием лепнины в виде филенок, лопаток, карнизов и антаблементов, венчающих композицию ордерной системы. Характерным приемом классицизма данной больницы являются выступающие коринфские портики, несущие антаблементы. Белые колонны выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных оконными проемами без наличников.

Наружная отделка фасадов корпуса водолечебницы и здания поликлиники выполнена в легкой цветовой гамме голубых оттенков, что подчеркивает функциональное, композиционное единство этих объектов и настраивает пациента на здоровый лад. Оригинальность композиционной структуры фасада составляет метрический ряд, основанный на чередовании колонн и ажурных портиков из балясин. Открытые летние террасы создают домашний уют в больничном реабилитационном учреждении. Достроенный в 1969 году корпус стационарного отделения больницы слабо соответствует общему стилевому решению больничного комплекса. Стационарный корпус был возведен по типовому проекту. Он выбивается из классического стиля больничного комплекса и представляет собой пример «невыразительной архитектуры».

Водолечебница. Донецк. 20010 год Внешний облик здания водолечебницы (больницы №5 в г. Донецке), запроектированного в стиле послевоенного классицизма. Вид со тороны бульвара Пушкина.

Корпус водолечебницы, построенный в 1952 году. Вид на юго-востокКорпус водолечебницы, построенный в 1952 году. Вид на юго-восток. Усиленный ритм колонн, имеющие циркульные арочные завершения, визуально облегчают фасад больничного учреждения, придают ему торжественность и выразительность.

Фасад выполнен в серых тонах, имеет монотонный метрический ряд из одинаковых оконных проемов, что не соответствует гармоническим законам композиции послевоенного классицизма.

Выводы

Результаты анализа композиционно стилевых особенностей архитектуры зданий больничных и реабилитационных учреждений г.Донецка в стиле послевоенного классицизма показали, что данные объекты являются важным культурно историческим наследием города. В архитектуре этих зданий заложен мощный культурно эстетический потенциал, который позволяет этим объектам играть весомую роль не только в физическом, но и в духовном оздоровлении человека. Помимо этого объекты играют важную роль в архитектуре города, являются его визуальными, градостроительными акцентами.

Многие из обследуемых зданий нуждаются в реконструкции и восстановлении первоначального внешнего облика, вместе с тем, работа в данном направлении в силу сложившихся социально экономических условий практически не ведется. Уникальная в своем роде архитектура данных зданий больничных и реабилитационных учреждений в стиле послевоенного классицизма выполняет не только лечебные, но и культурно воспитательные функции.

Достраивание и перестраивание данных объектов должно регламентироваться правилами сохранения стилевого единства существующего и нового, с учетом особенностей стиля послевоенного классицизма.

  • Шолух Н. В., Сосина Ю. В., Архитектура больничных зданий в стиле послевоенного классицизма в г. Донецке: композиционные, психологические аспекты. Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, Випуск №2(82) 2010 год.


9 Комментарии

  • alexander

    Юлия! Не ищите черную кошку в темной комнате, особенно, когда ее там нет.
    Пешехонов

    Изменить
  • sirFredd
    sirFredd

    alexander, загадками говорите… чего нет?
    исключительно важного культурно эстетического значения?

    Изменить
  • alexander

    1. Нет такого стиля — послевоенный классицизм.
    2. Тихо плачу от оригинальной причинно-следственной связи «…Торжественный фасад здания больницы настраивает человека на то, что ему окажут там высококвалифицированную медицинскую помощь».
    3. Неумение анализировать приводит к примитивным и банальным выводам.

    Вывод: нужно было ходить на лекции по архитектурной композиции.
    Далее:»…цветовой гамме голубых оттенков, что подчеркивает функциональное, композиционное единство этих объектов и настраивает пациента на здоровый лад»

    Изменить
  • alexander

    Интересно, автор догадывается, что фасад не все 58 лет красили голубой краской?
    Ну не может цвет подчеркивать функциональное единство!
    Как может быть метрический ряд в одном случае быть оригинальностью композиционной структуры, а в другом случае быть монотонным? Метр — всегда монотонен, но он никогда не оригинален.
    Кроме того, автору не мешало бы познакомиться с градостроительной ситуацией тех лет, а не говорить о былой красоте ребенка, глядя на его фото в преклонном возрасте.

    Изменить
  • KOLAY

    Александр Леонидович, согласен с Вами по поводу цветовой гаммы, она тут ни к чему. Скажу другое — в связи с планировочными особенностями больничные здания(хоть современные, хоть старые) в ширину достаточно большие и имеют достаточно длинные рукава-отделения, сходящиеся желательно в одном месте для связи, но не пересекающиеся тем и выделяют больницы от всех остальных зданий. Потому достаточно большие по площади и малые по этажности больницы почти всегда достаточно сложную форму имеют в плане, с которой можно «поиграться» архитектору. Мы это можем видеть на примере ОЦКБ, Травматологии и т.п. А про «торжественный фасад …» — я с Вами на 100% согласен .. Как человек, занимавшийся уже не одной больницей, могу с уверенностью сказать, что при разработке фасадов ни как не учитывал этот фактор, а пытался, например, при реконструкции сохранить существующую стилистику здания и его масштаб, что б потом сказали: «А что, его кто-то реконструировал? Ведь так и было.» А думать о фасаде внушающем доверие и надежду на выздоровление .. ну .. эм … да .. может когда-то и об этом задумаюсь ..
    P.S. Главное — перед въездом в больницу и напротив окон из палат не строить морг и отделение патанатомии … :):):)

    Изменить
  • sirFredd
    sirFredd

    спасибо, Александр Леонидович, что просветили. Но, тут встает резонный вопрос об уровне такого издания, как «Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры», если уж в нем печатают статьи такие неграмотные статьи! Казалось бы, вестник академии, а печатают такое…

    Изменить
  • alexander

    fred, оставим Богу — Богово, а кесарю — кесарево.

    Изменить
  • Yulia_sosina

    Спасибо всем за комментарии и замечания. Лекции я посещала, Александр Леонидович, и от Вас 10 баллов получила :)
    Но мое мнение — останется моим.
    О  «торжественных фасадах»:   я думаю в некоторых случаях  важно  учитывать  психологическое воздействие архитектуры на человека (на примере больничных зданий поставлю достаточно сомнительный проект:  онкоцентр Мэгги в Керколди, по проекту Захи Хадид).
    «функциональное единство» имелось ввиду то, что это здание водолечебницы, чему и соответствует голубой цвет. («Функция -роль, значение чего-нибудь», общий толковый словарь русского языка)
    Я рассматривала  этот объект сегодняшним днем и давала ссылки на историю.
    Возможно не все правильно сформулировано, я не претендовала на Нобелевскую премию и работала для себя. Спасибо за внимание.

    Изменить
  • И. О. В.

    Все это интересно, но вот какой вопрос меня интересует. Два «систершипа» я знаю — Донецкая «травма» и «травма» же в Прокопьевске на Кузбасе. Может, кто-то знает, где еще стоят «сестры» этих зданий? Где два — там и больше)))

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий