Одно из моих детских воспоминаний — наличие в нашем доме швейной машинки «Зингер». Моя бабушка — Мирошниченко Александра Константиновна, родившаяся и выросшая в поселке станции Юзово, помнила ее, практически, с рождения. А родилась она в 1912 году. Причем рассказывала интересные подробности. Машинка была куплена в кредит. Агент фирмы «Зингер» обходил все дома поселка, выявлял желающих приобрести это механическое чудо, производил мелкий ремонт и собирал кредитные деньги с клиентов, доставлял товар прямо к дому. С 1918 года подобные походы представителя фирмы прекратились, что с одной стороны явилось благом для кредитуемых, с другой стороны, конечно, в масштабах Российской империи нанесло значительные финансовые потери «Зингеру». Но это, так сказать, была проблема проклятых капиталистов. Самое же интересное, что люди продолжали хранить документы на машинки и ждали возможного появления представителя фирмы до начала 1930-х годов. А документом была фирменная книжка «Зингер», где отмечалась оплата кредита. Доказательством же того, что задолженности по кредиту нет — служила вклеиваемая в книжку контрольная марка «Зингер». Тогда подделывать такие марки не могли и процесс контроля был прост и надежен.
Фирменная книжка Зингер
Фирменная книжка Зингер. Взносы
Со временем я узнал, что подобные марки, не предназначенные для почтовых оплат, также, как и почтовые марки, являются предметом коллекционирования. И это направление коллекционирования называется (от латинского) эрринофилия. Возможная область применения таких марок довольно обширна: гербовые, таможенные, судебные, налоговые, транспортные, прописочные и пошлинные сборы. Многие из названных сборов существуют и сегодня, но марки при оплатах не выдаются. Отдельным направлением коллекционирования стоят марки оплаты взносов добровольных и общественных организаций: профсоюза, ДОСААФ, Красного Креста, охотников, охраны памятников, автолюбителей.
Красный Крест УССР
Удостоверение абонента на право пользования трансляционной радиоточкой
Удостоверение абонента на право пользования трансляционной радиоточкой. Взносы.
Прописка. Сбор.
Еще одно направление — добровольные пожертвования голодающим, воюющим, инвалидам, детям. И, практически, всегда жертвовавшему деньги выдавали марку, свидетельствующую, что твои деньги получили заинтересованные люди, а не мошенники. А марка являлась своеобразной квитанцией о получении денег. И эти квитанции могли быть выполнены не только в виде марок с перфорацией.
Взносы в Комитет помощи раненым
Юзовский Доброфлот
Международная организация помощи борцам революции. Членский билет
Случалось, что материалом служили и жесть, и картон, и ткань. Самые распространенные — гербовые сборы. Начиналось все еще со свидетельства о рождении, выдававшееся церковью. Счастливые родители приобретали гербовые марки и священник вклеивал их в свидетельство о рождении, расписывался и ставил печать церкви. Всякое нотариальное действие также сопровождалось (и сопровождается) изъятием из кармана клиента гербового сбора в пользу государства. Тогда на документ наклеивались марки на сумму этого сбора и на них либо ставилась печать, либо писалась дата, либо просто марка перечеркивалась чернилами — то есть гербовые марки гасились. Это действие исключало повторное использование гербовых марок.
Выписка из метрической книги. Часть 1
Выписка из метрической книги. Часть 2
Пока шла Первая мировая война — различные общественные организации осуществляли сбор средств на помощь раненным, беженцам и пострадавшим от военных действий, на теплые вещи солдатам. Если населенный пункт был невелик — общественные организации осуществляли сбор средств с населения административного района (в частности, Юзовка входила в Екатеринославскую губернию). Могли производиться сборы средств и в масштабе всей страны с какой-либо категории госслужащих. Так сбор средств проводили чиновники почт и телеграфов и всем выдавали одинаково оформленную марку. Но кто-то из почтарей Бахмута подписал ее. Благодаря этой подписи мы и узнали, что именно этот «клочок бумаги» побывал в Донбассе.
Документы двадцатых и тридцатых лет прошлого столетия пестрят всевозможными сборами и гербовыми марками: и свидетельство о рождении, и свидетельство о браке, разводе, о прописке. Взять к примеру прописочный сбор: человека прописывали, в его паспорте ставился штамп прописки, а в журнале в милиции записывались все данные прописываемого, клеилась марка, поверх которой ставились несколько печатей.
Брачное свидетельство. Часть 1
Брачное свидетельство. Часть 2
Довольно интересны (хотя и мелкоформатны) марки профессиональных союзов. До начала 1930-х, пока не появились единые профсоюзные марки — каждый профсоюз выпускал свои. Понятно, что в нашей местности преобладали члены профсоюза горняков и металлургов (тогда он назывался профсоюзом металлистов).
Учетная карточка члена профсоюза. Саприкина Мария Семеновна
Учетная карточка члена профсоюза. Саприкина Мария Семеновна. Профмарки
Членский билет Союза рабочих металлистов
Членский билет Союза рабочих металлистов. Уплата членских взносов за 1931 год
В этом отношении представляет интерес профсоюзный билет союза горнорабочих, выданный в Макеевке будущему профессору Донецкого политеха Василию Ивановичу Белову. Поражают разнообразием и цветом марки этого союза.
Профсоюзный билет союза горнорабочих Василия Ивановича Белова
Профсоюзный билет союза горнорабочих Василия Ивановича Белова
Профсоюзный билет союза горнорабочих Василия Ивановича Белова. Членские взносы
Тридцатые годы прошедшего столетия в нашей стране без преувеличения можно назвать голодными. И не только года Голодомора — 1933–34. Да, газеты пестрели рекламой деликатесов. Но купить их могли единицы. Посмотрите вопросы поднимаемые на заседаниях бюро Донецкого-Сталинского обкома КП(б)У. То и дело всплывает вопрос о продовольствии. При любом более-менее крупном предприятии возникали рабочие кооперативы. Позже они назывались также и отделами рабочего снабжения (ОРСами). Членам кооператива выдавалась книжка, в которой марками отмечалась оплата взносов и по этой же книжке работник получал продовольственные товары, которые нельзя было купить в открытой продаже.
Книжка члена отдела рабочего снабжения (ОРС)
Книжка члена отдела рабочего снабжения (ОРС). Оплата взносов
Что еще поражает в «кипучих» двадцатых-тридцатых — наличие массы общественных организаций. Тут и помощь зарубежным революционерам (МОПР), и предвестника Добровольного общества содействия армии, авиации и флота — Укркрымвоздух (Крым и тогда входил в республику на правах автономии), и общества изобретателей… Всего и не упомнишь. Некоторые марки для фиксирования уплаты взносов без преувеличения можно назвать шедеврами промышленной графики: например, в членском билете общества Красного Креста.
Предшественник ДОСААФ — ДОСАРМ
Книжка члена общества изобретателей.
В послевоенные годы уменьшилось количество всевозможных общественных организаций. Кроме главной общественной организации ВЦСПС, а также ДОСАРМ и Красного Креста большую активность проявляли спортивные общества. Для Донбасса же, конечно, главным являлось ДСО Шахтер», связанное с любимой футбольной командой горожан. И именно в эти непростые послевоенные годы — в 1951 году — «Шахтер» занял почетное третье место в чемпионате СССР.
Добровольное спортивное общество Шахтер
Добровольное спортивное общество Шахтер. Отметки об уплате членских взносов
- Автор: Степкин В.П.
- Материалы из архива автора