В «ДН» №37 мы опубликовали большую статью об одном из основателей машиностроительного и чугунолитейного завода в Юзовке Эдуарде Теодоре Боссе. Среди всего прочего в этом материале говорилось, что возле сохранившегося предполагаемого дома заводчика был найден кирпич с клеймом БЖ. Тогда по горячим следам автору статьи расшифровать эти таинственные буквы не удалось. Но материал получил свое продолжение. Совсем недавно один из рабочих завода «Донецкгормаш» (так ныне называется завод Боссе) Анатолий Петрович Шимановский раскрыл «ДН» загадку этого кирпича. Этот строительный материал был изготовлен на кирпичном заводе купца Животинского.

Кирпичей с клеймом «БЖ» на Донецком машиностроительном заводе. Донецк, 2009 годКирпичей с клеймом «БЖ» на Донецком машиностроительном заводе. Донецк, 2009 год

Известные мукомолы

Сохранившиеся до наших времен сведения об этих купцах крайне скудны, но кое-что удалось накопать. Основателем купеческого рода в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии был Пейсах Животинский. В «Указателе фабрик и заводов Европейской России и царства польского» за 1887 год есть информация о принадлежавшей ему паровой мельнице близ села Авдотьино Авдотьинской волости. Из справочника мы узнаем, что мукомольное предприятие начало свою работу в 1882 году. Таким образом, можно предположить, что Пейсах Животинский объявился в наших краях примерно в 1880-1881 годах. Паровая мельница тогда имела мощность 15 лошадиных сил. За 1887 год произведено 25 тыс. пудов муки, на предприятии работало 20 рабочих.

Через несколько лет Пейсах Животинский передал свое дело в селе Авдотьино младшему сыну (почему младшему — объясним чуть позже) — Сергею-Шлеме Пейсаху. Согласно данным справочника «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи» (СПб. Издание А.С. Суворина, 1902 г.) мельница увеличила свою мощность: паровая машина была уже в 52 лошадиные силы, 60 рабочих ежедневно трудились на предприятии купца. Видимо, мука была отменного качества и продукция имела хорошую репутацию.

На основании каких сведений можно сделать такой вывод? В уже названном справочнике Суворина есть информация, что у Сергея Животинского были склады в Юзовке и его предприятие входило в состав очень престижного тогда торгового дома «Зименс и Гейнрихс».

Основатель мукомольного товарищества «Зименс и Ко» менонит Якоб Иоганнович Зименс из Никополя не раз получал высокие награды на сельскохозяйственных выставках. Поэтому для каждого предпринимателя было большой честью находиться в составе этого торгового дома. Чтобы не зависеть от кого-либо, купцы Животинские стали собственниками земли, на которой находились их предприятия. Ее было не так уж много — 42 десятины 2243 сажени (на 1905 год, РГИА ф.1290, оп. 6, д. 36, л.145), но она была своя. По некоторым данным, перед самой революцией 1917 года купец из села Авдотьино стал владельцем еще одной мельницы, но уже в центре губернии — Екатеринославе.

Дальше наступили лихие времена гражданской войны в России… От паровой мельницы на сегодняшний день сохранились только остатки фундамента, сливной колодец и некоторая часть склада для муки. Как рассказал «ДН» старожил поселка возле станции Караванной в Ленинском районе Донецка Анатолий Шимановский, они еще в детстве бегали с друзьями по развалинам мельницы. Окончательно ее разобрали уже в первые послевоенные годы, а кирпичи из нее поселковая власть разрешила использовать местным жителям для возведения жилья, разрушенного во время Великой Отечественной войны. Теперь об остатках склада для муки. Даже его развалины поражают своими размерами и основательностью строительства. На склад, видимо, можно было заезжать на подводе. По воспоминаниям местных жителей, перед складом было здание конторы мельницы (тоже разрушенное примерно в 50-70-е годы ХХ века), непосредственно перед самим складом стояли железные ворота (их растащили на металлолом уже в перестроечные годы). Говорят, что во время оккупации фашисты именно в этом складе расстреляли 18 членов подпольной организации города Сталино, руководителями которой были Савва Матекин и Степан Скоблов.

Сегодня мучной склад мельницы купцов Животинских не используется. Раньше туда местные жители сбрасывали мусор. Когда несколько лет назад находящиеся рядом склады Донецкого ликероводочного завода выкупила одна из фирм, то им пришлось вывезти оттуда несколько самосвалов мусора. Разрушать остатки мучного склада они не собираются — это дорого, особенно в наше кризисное время, а там необходимо выполнить достаточно большой объем работы, для этого необходима специальная техника. Да и реконструкция тоже требует немалых финансовых и материальных затрат, а свободных средств у фирмы нет. Поэтому склад и стоит.

Основатели Донецкого ликероводочного завода

Купцы Животинские были владельцами Авдотьинского винокуренного завода №9 (с декабря 1957 года он назывался Сталинским ликероводочным, а с сентября 1961 года — Донецким ликероводочным заводом). По данным Государственного областного архива Донецкой области, дореволюционные и довоенные документы этого предприятия не сохранились, поэтому годом его основания считают 1902-й. Но Донецкий ликероводочный завод оказался старше как минимум на 15 лет, чем предполагали раньше. Как удалось выяснить «ДН», согласно все тому же «Указателю фабрик и заводов Европейской России и царства польского» за 1887 год винокуренный завод №9 в Авдотьино Пейсаха Животинского произвел спирта 1.090 тысяч градусов (т.е. единицы измерения очищенного от сивушного масла безводного спирта, градус весит около 0,006 пуда). В то время на предприятии трудилось 15 работников. В 1902 году, когда владельцем завода был уже Сергей-Шлема Пейсахович Животинский, на предприятии работало 25 рабочих. До нашего времени сохранились жилые кирпичные дома для инженеров, мастеров завода постройки сентября 1902 года (эти цифры выложены на фронтоне одного из домов). Там до сих пор живут люди. Кое-где здания уже трескаются, иногда падают кирпичи. В общем, те же проблемы, что и у более современных жилых домов. По рассказам местных жителей, элита винокуренного завода не месила авдотьинскую грязь во время непогоды — дорога от завода к домам была вымощена булыжником, а к дому купцов Животинских проходила через парк, а затем шла к паровой мельнице.

История винокуренного производства главных героев данной статьи продолжалась дольше, история мельницы. В 1920 году, когда советская власть проводила инвентаризацию всей сохранившейся после гражданской войны промышленности Донецкой губернии, была дана оценка и Авдотьинскому винокуренному заводу №9 на станции Караванная. «Завод национализирован с приходом советских войск, — говорится в хранящемся в областном государственном архиве документе (ГАДО, Ф-Р540, оп.1, д. 26, л.9). — Завод в полной исправности пущен вход Совнархозом в первых числах февраля, в настоящее время имеет ректификованного (пищевого. — Прим. автора) спирта 48259 градусов, эфирного спирта — 2440 градусов. Ввиду того что завод является единственным по своему устройству и уцелевшим от постоянных переходов фронтов Донецкой губернии, необходимо его снабдить ячменем и кукурузой для винокурения. Также завод необходимо субсидировать деньгами как для ремонта, так и для устройства артезианского колодца, который необходим для лучшего винокурения….При заводе имеется исправный дрожжевой завод в разобранном виде, имеется молочная ферма, на которой много скота (как старого, так и молодого, также есть и свиноводство. Завод управляется заводоуправлением из трех человек, на заводе и молочной ферме имеется 85 человек рабочих. Завод этот может всегда себя обработать, и никогда не будет дефицита». И денежки в 1920 году для завода дали двумя траншами: 400 и 500 тыс. рублей. Впоследствии продукция Донецкого ликероводочного завода экспортировалась в социалистические страны (например в ГДР). С 2004 года предприятие не работает.

Друг известного киевского мецената?

Внимательный читатель или профессиональный историк, прочитав данную статью, может задаться вполне резонным вопросом: «Так почему же найденный возле завода Боссе кирпич все-таки имеет клеймо БЖ? Ведь рассказали только о Пейсахе и Сергее Животинских. Что же означает буква Б?» Это инициалы старшего сына Пейсаха Животинского — купца 1-й гильдии Бориса (еврейское имя — Борух, которое означает «благословенный»). И проживал он в Киеве. Так, в справочнике Суворина «Вся Россия» за 1902 год числится: «Пароходство. Животинский Борух Пейс. Нухим». По спискам киевских домовладельцев за 1908 год купец жил на углу Крещатика и Анненской улицы. Быть купцом 1-й гильдии в то время значило, что он был весьма богатым человеком. Такие представители купечества должны были объявить за собой капитал от 10 до 50 тыс. рублей. Они имели право торговать внутри и вне государства оптом и в розницу, приобретать фабрики и заводы, морские и речные суда, носить мундир, ездить парой и были освобождены от телесных наказаний. Кроме того, они могли заниматься банковским делом, иметь страховые конторы и заключать частные контракты на любую сумму, дети их принимались на гражданскую службу. Купцы 1-й гильдии могли занимать должности городского головы, заседателей палат, директоров банков. Вот таков был и Борух Животинский, старший сын Пейсаха. Наверняка отец отправил покорять Киев своего старшего сына, который вполне справился с поставленной задачей. Можно предположить, что именно инициалы купца Бориса Животинского находятся на клейме кирпича, найденного на территории завода Боссе. Кстати, такие кирпичи продолжают находить возле местожительства купцов и до сих пор, используют их в строительстве. Корреспонденту «ДН» представители фирмы, где расположены остатки мучного склада, подарили два кирпича с клеймом БЖ. Один из них уже подарен редакцией Донецкому областному краеведческому музею. Только, по-видимому, кирпичный завод находился либо в самом поселке Авдотьино либо где-то на Ларинке (там было кирпичное производство, во всяком случае после гражданской войны).

Можно также предположить, что купцы Животинские были лично знакомы с одним из самых выдающихся предпринимателей Российской империи, известнейшим киевским меценатом, «сахарным королем», владельцем и пайщиком угольных шахт в Екатеринославской губернии и т.п. Лазарем Бродским. Почему можно так считать? Да потому, что Лазарь Израилевич (1848-1904 гг.) был членом совета Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка (отделение его было в Юзовке), директором-распорядителем правления Общества мукомольной паровой мельницы (а у купцов Животинских была именно паровая мельница), учредителем и председателем правления Второго пароходного общества по Днепру и его притокам (напомним, что Борух Животинский также владел пароходством на Днепре). Подробности деловых контактов, а может быть, и чисто человеческих связей купцов из Бахмутского уезда и киевского промышленника наверняка еще ждут своих исследователей.

Канули в небытие

Как сложилась судьба семьи Животинских во времена гражданской войны и советской власти, пока выяснить не удалось. В сохранившихся архивных документах информация отсутствует либо еще не найдена исследователями. Только, как рассказывали местные жители, якобы то ли в 20-е, то ли в 30-е годы годы кто-то из Животинских приезжал в поселок. Постоял, поплакал над руинами мельницы и уехал в неизвестном направлении.

Внимание!

Напишем историю Донбасса вместе!

Занимаясь подготовкой статей по истории нашего края, «ДН» пришли к выводу, что все на земле оставляет свой след: события, люди и т. д. В публикации о купцах Животинских нет фотографий ни самих предпринимателей, ни их мельницы. Но наверняка фото их могут находиться в семейных архивах жителей Донецка. Автор статьи предполагает такой вариант развития событий, опираясь на свой собственный опыт, когда жители Щегловки сохранили для потомков изображение первого на территории современного Донецка православного храма.

Уважаемые читатели! Давайте вместе откроем неизвестные страницы в истории Донецка, Донбасса. Достаньте из шкафов свои семейные альбомы, расспросите о давних событиях своих бабушек и дедушек. Наверняка у вас найдется что-то интересное!

«ДН» готовы к сотрудничеству со своими читателями по правдивому освещению истории нашего региона. Свои предложения по этой теме можете рассказать по телефону в Донецке +380-62-337-29-53 или прислать по электронной почте: ag@dnews.donetsk.ua или dn@dnews.donetsk.ua с пометкой «История Донбасса».



Войдите, чтобы оставить комментарий