Тем, чья молодость пришлась на 60-е и 70-е, не надо объяснять, кто такая Тамара Миансарова. В те годы ее песни звучали отовсюду — из радиоприемников, с маленьких черно-белых телеэкранов, из динамиков первых неуклюжих магнитофонов. А как лихо отплясывали стиляги твист под «Черного кота» — того, что жил за углом, как весело подпевали в унисон ее задорному голосу: «Руды, руды, руды рыдзь…»! Именно она была первой советской певицей, победившей в Сопоте (задолго до Пугачевой!) с песней «Пусть всегда будет солнце». Машину, в которой Тамара подъезжала к концертным залам, поклонники несли на руках. Ее голос излучал счастье, и эта энергетика обдавала волной битком набитый зал — все будет хорошо!

Она внезапно исчезла с телевидения и радио. Кто-то недоумевал, а кто-то не сомневался — сбежала. Куда? В Израиль, конечно, куда же еще? Но Миансарова продолжала жить и работать в СССР, тяжело переживая закулисные игры. На сцене голос у нее все тот же, только вот в жизни счастье в нем уже не звенит. И дело, наверное, не только в возрасте: она слишком хорошо разбирается в музыке, чтобы не понимать, что происходит на эстраде. Ей легче петь, чем говорить, и когда она долго подбирает слова, в интервью солирует ее муж и по совместительству директор — Марк Фельдман.

Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре. Позже родители брали ее с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая «серьезная» рецензия.

Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк — от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в ее исполнении никого не оставляют равнодушным.

Тамара Миансарова и ансамбль Игоря Гранова Тамара Миансарова и ансамбль Игоря Гранова «Чижик-пыжик»: Альфред Быков, Игорь Гранов, Тамара Миансарова, Владимир Аронов

Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется «шлягерами»: «Московские улицы», «Мелодия любви», «Глаза на песке», «Для тебя», «Город спит», «Летка Енка», «Первые шаги» («Топ-топ, топает малыш»), «Кенгуру», «Мамин праздник», «Рыжик» («Руды-рыдз»), «Давай никогда не ссориться», «Черный кот», «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон», «Иван да Марья», «Береза», «Руки» и многие, многие другие.

 

О своей 12-летней жизни в Донецек певица вспоминает:

— Как вы попали в Донецкую филармонию?

Марк Фельдман: — Здесь, между прочим, в то время была лучшая филармония из всех в СССР. Миансарова, Ободзинский, квартет «Четыре Ю», симфонический оркестр — очень сильный был состав.

Тамара Миансарова: — Получилось так. Как раз когда меня уничтожали в Москонцерте, я приехала на гастроли в Донецк. На сабантуе после выступления секретарь обкома партии Владимир Иванович Дегтярев спросил, правда ли, что я ухожу из Москонцерта. Я ответила, что хотела бы, но пока еще не решаюсь. А директор Донецкой филармонии Омельченко тут как тут: «Переходи к нам! Обеспечим зеленый свет, будешь ездить куда захочешь». Мы поговорили, и я уехала в Москву. А через год все же решилась: мол, поеду, вдали эти свары пережду. Из Москонцерта тогда многие уходили, в том числе и Миша Ножкин.

Собиралась отсидеться год-другой, а это затянулось на 12 лет. Дегтярев выделил мне квартиру, но в Донецке я появлялась не так уж часто — очень много гастролировала. Я повсюду ездила, работала на аншлагах, этими концертами кормила фактически целый симфонический оркестр. Кстати, никогда не отказывалась выступить на шахте, если просили.

Марк Фельдман: — Тамара, между прочим, полный кавалер орденов Шахтерской Славы, член бригады Коммунистического Труда. Шахтеры за нее и до сих пор уголь добывают. Когда перед концертным залом «Россия» закладывали звезду Миансаровой, ребята приехали в Москву чуть ли не всей бригадой.

— Выходит, донецкая «ссылка» оказалась не такой уж томительной?

Марк Фельдман: — Да какая это ссылка? Так работали и другие артисты. Помните, на Сергея Захарова дело завели и он отбывал наказание в Магадане? Хорошо, если певец там два раза появился. Приписка к филармонии — это формальность. Мы с Тамарой были в поиске, и когда нам предложили перевестись в филармонию Кисловодска, согласились. Мэр Кисловодска Распопов сказал, что в городе строят элитный дом и, как только его сдадут, пятикомнатная квартира Тамаре обеспечена. А пока нам выделили небольшую квартиру с видом на Эльбрус.

Люди там хорошие, но всюду какая-то плесень. Санаторный город, сонное царство, и мы все время пытались их расшевелить. Кисловодская филармония была прокатная, а не гастрольная. Они настаивали, чтобы Тамара выступала по их сценарию. Миансарова должна была выходить на сцену в белом халате со стетоскопом, что-то разыгрывать. Она сразу сказала, что делать этого не будет.

Как-то к нам из Киева приехал такой поэт — Кудрявцев — и предложил Тамаре поездку с украинскими композиторами по линии ЦК ВЛКСМ. Предполагались выступления перед нашими моряками за рубежом. Мы приравнивались к старшему офицерскому составу с правом выхода на берег. Если бы все состоялось, каждый из нас мог привезти деньги на «волгу». Мы, конечно, согласились и стали ждать бумаги на выезд. Месяц проходит, второй — документов нет. Я звоню Кудрявцеву в Киев, а он говорит, что все выслал давным-давно на адрес филармонии.

Тамара в тот момент куда-то уехала, и я пошел к директору выяснять, где наши документы. Когда он достал их из ящика стола, да еще ни с того ни с сего обозвал меня жидовской мордой, я просто отключился. Схватил телефонный аппарат и стал бить этого типа по голове. В общем, меня забрали в милицию, продержали три часа для порядка, установили, что я абсолютно трезв, и отпустили. Но из Кисловодска, как вы понимаете, нам пришлось уехать, и мы вернулись в Москву.

 Тамара Миансарова была эстрадной примадонной своего времени, а польский журнал «Панорама» включил ее в десятку лучших исполнителей наряду с Эдит Пиаф,«Битлз» и Элвисом Пресли.



Войдите, чтобы оставить комментарий