Прокуратура Донецкой области в своем развитии прошла несколько этапов развиваясь и совершенствуясь.

В 1923 году Юзовская уездная прокуратура находилась в г. Юзовке, ныне г.Донецк — уездном центре, подчиненная Донецкой губернской прокуратуре, находившейся в губернском г.Артемовске;

В период с 1924 – 1930 г.г. : Сталинская окружная npoкуратуpa находилась в г. Сталино — окружном центре (бывшей Юзовке), подчиненная прокуратуре УССР;

В 1930 году окружная прокуратура преобразована в. Сталинскую межрайонную прокуратуру располагалась в городе Сталино,- подчиненная прокуратуре УССР.

В период 1932 – 1938 г.г. была Донецкая областная прокуратура с центром в г. Сталино, в нее входили нынешняя Донецкая и Луганская области.

В 1938 году Сталинская облпрокуратура (с 1961г. Донецкая областная прокуратура), была разделена на Сталинскую и Луганскую областные прокуратуры .

Лях Евдокия ИвановнаЛях Евдокия Ивановна

 В Донецкой области впервые была организована прокуратура в 1923 г. Называлась она уездной Юзовской прокуратурой. Организовал ее прокурор из Донецкой губернской прокуратуры Биневич.

Штат прокуратуры состоял: прокурор; старший следователь; старший секретарь; секретарь.

В 1925 г. в УССР были ликвидированы губернии и уезды, образовались округа с непосредственным подчинением республиканским органам. В нынешней Донецкой области было организовано 3 округа: Сталинский, Артемовский и Мариупольский. Каждый округ имел подчиненные ему районы. Сталинский округ имел примерно 1/3 территории нынешней Донецкой области.

В 1925 г. Юзовская уездная прокуратура была преобразована в Сталинскую окружную прокуратуру, находившуюся в г. Сталино (бывший город Юзовка). Все уездные органы были преобразованы в окружные: окружной исполнительный комитет депутатов трудящихся с его отделами, окружной суд, окружная милиция, окружные ГПУ и другие органы. 

В сравнении с уездной прокуратурой функции окружной прокуратуры и ее состав были значительно расширены. Штат окружной прокуратуры состоял: прокурор, заместитель прокурора, 4 помощника прокурора, 4 старших следователей, старший секретарь, 3 секретаря и машинистка.

Первым прокурором окружной прокуратуры назначен Лавров, после него – Серко, которого сменил Леонов.

Отделов в окружной прокуратуре не было.

На помощников окружного прокурора были возложены функции надзора: за следствием; судом; спецделам; органами (ГПУ) и административный надзор.

Под руководством окружного прокурора и его заместителя помощники прокурора осуществляли надзор за законностью действий окружных и районных органов Сталинского округа.

Информация участкового прокурора Волновахского участка о факте каннибализма в с.Гринталь Старо-Каранского района 12 июля 1933г.Информация участкового прокурора Волновахского участка о факте каннибализма в с.Гринталь Старо-Каранского района 12 июля 1933 г.

В районах, входивших в Сталинский округ, районных прокуратур не было. Были учреждены камеры народных следователей, подчиненные окружному прокурору.

 В районах были народные судьи, подчиненные окружному суду.

В обязанности окружной прокуратуры входило:

- осуществление надзора за законностью: следствия; старших и народных следователей; следствия и дознания в органах милиции; приговоров и решений окружного и народных судов. 

- участие в судебных процессах окружного и народных судов, проверка законности приговоров и решений судебных органов;

- внесение кассационных и в порядке надзора протестов по уголовным и гражданским делам;

- борьба с хулиганством и бандитизмом, убийствами, ограблениями и хищениями собственности; с кулачеством. 

- осуществление надзора за законностью в ГПУ.

- осуществление надзора: за законностью решений исполкомов окружного, районных и сельских Советов депутатов трудящихся; постановлений окружной комиссии по земельным делам.

- осуществление надзора за соблюдением законов: Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров, Всеукраинского центрального исполнительного комитета, Совета народных комиссаров УССР.

Надзор осуществлялся путем участия в заседаниях исполкома окружного совета депутатов трудящихся, проверки законности его решений, а также проводилась проверка на местах решений исполкомов районных и сельских советов депутатов трудящихся.

Осуществлялся также надзор за соблюдением трудового законодательства путем участия в судебных заседаниях народного суда в окружном центре при рассмотрении трудовых споров, а также в гражданской коллегии окружного суда.

Кроме того, проводился ежедневный личный прием граждан с жалобами и рассмотрение письменных жалоб граждан.

Проверка соблюдения законов проводилась, путем проверки поступающих жалоб от граждан с предприятий и организаций. 

На работу в Сталинскую окружную прокуратуру я трудоустроилась 15 июня 1929 года, по направлению Сталинского окружного комитета партии (в порядке выдвижения женщин на ответственные работы работала заведующей женотделом Макеевского горкома КП Украины, учительницей в школе). 

Не имея юридического образования была назначена помощником окружного прокурора по земельным делам и административному надзору.  

Состав окружной прокуратуры: окружной прокурор – Серко; помощники прокурора: Мамонов — по судебному надзору; Седаков — по следствию; Стариковский — по спецделам; Лях — по земельным делам; старший секретарь и 3 секретаря. Мамонов, Серков и Стариковский окончили в Харькове годичные юридические курсы. 

Мне поручали: принимать участие в заседаниях земельной комиссии, в судебных заседаниях окружного суда при рассмотрении уголовных дел, участвовать в выездных сессиях окружного суда, выступать по делам.

Серко работал всего несколько месяцев, затем в конце 1929 г. был направлен окружным комитетом партии секретарем Макеевского горкома КП Украины.

Его сменил Леонов не имеющий юридического образования назначенный окружным прокурором (пришедший на эту работу из партийных органов).

На Украине в 1930 г. окружная система ликвидирована, в связи с образованием областей, подчиненных республике УССР. В Донбассе был организован вместо области — Сталинский межрайон, территория которого была равна примерно территории нынешней Донецкой области. В него входили бывшие округа: Сталинский, Артемовский, Ждановский, Луганский.

Окружная прокуратура, окружной суд, окружная милиция, ГПУ были преобразованы в межрайонные организации и их функции и территория деятельности значительно расширились.

Так, в каждом районе уже были организованы прокуратуры в составе прокурора района или города, помощников, следователей, секретаря. Районные прокуратуры были подчинены непосредственно межрайонной прокуратуре, которая, в свою очередь, подчинена прокуратуре УССР.

Функции межрайонной прокуратуры несколько расширились в связи с организацией районных и городских прокуратур. Но штат межрайонной прокуратуры оставался почти таким же, как и в окружной, была дополнительно введена лишь должность помощника межрайонного прокурора по кадрам. Отделов в межрайонной прокуратуре не было.

В 1930 году началась коллективизация сельского хозяйства, образование колхозов, проводилась политика ликвидации последствий “новой экономической политики. ”

Такую работу межрайонная прокуратура проводила в период с 1930-1932 года.

Первым межрайонным прокурором, во втором полугодии 1931 года, назначен Л.И. Яченин. Он имел хорошую юридическую подготовку, но проработав всего несколько месяцев, был направлен партийным комитетом на советскую работу. С 1936 г. и до начала войны 1941 года он работал прокурором УССР. Вместо него был назначен В.И. Смоленский, который работал недолго, примерно до середины 1932 года и был переведен на должность заместителя прокурора УССР.

В 1932 году Сталинский межрайон был ликвидирован, т.к. 2 июля 1932 года была образована Донецкая область, в которую входили нынешние Донецкая и Луганская области.

Межрайонные организации были переименованы в областные. Межрайонная прокуратура была преобразована в Донецкую областную прокуратуру. В районах и городах оставались районные и городские прокуратуры.

В структуре областной прокуратуры первоначально были образованы: промышленный, сельскохозяйственный сектора, торговый, спецсектор, совкультсектор и сектор кадров, были введены должности старших следователей. Каждый сектор имел свой аппарат: начальник сектора, он же старший помощник областного прокурора, помощники областного прокурора, секретарь, своя канцелярия.

Каждый сектор занимался всеми вопросами, относящимися к сфере его деятельности. Например, промышленный сектор занимался следствием по делам, касающимся промышленности, судебным надзором по этой категории дел, проверкой соблюдения законов, относящихся к промышленности, рассмотрением и разрешением жалоб и т.д.

Торговый сектор занимался вопросами, относящимися только к сфере торговли; совкультсектор занимался следствием, судебным надзором, жалобами, проверками по всем тем вопросам, которые не относились к промышленности, сельскому хозяйству, торговле. 

Например, в этот сектор поступали следственные дела для направления их в областной суд: по бандитизму, хулиганству, изнасилованию, разбойному нападению на граждан, ограблению и другие. Осуществлялся и судебный надзор за рассмотрением в областном и народных судах дел этих категорий, а также участие в судебных процессах по делам этой категории в областном суде как в первой, так и во второй инстанциях, рассмотрение всех жалоб по вопросам, не относящимся к промышленности, сельскому хозяйству, торговле, спецделам.

В Донецкой областной прокуратуре я работала начальником сов­культсектора, а затем начальником бюро жалоб, и проводила личный прием граждан с жалобами по всем вопросам.  

Первым прокурором Донецкой областной прокуратуры был назначен Волевач, работавший в г. Ворошиловграде на советской работе. Должной юридической подготовки он не имел, поэтому проработал всего лишь около двух лет- с 15июля 1932 г. по 1934 г.

 С 1934 г. до 1938 г. прокурором области работал Кумпекевич ( в 1938 г. был репрессирован и осужден, затем был реабилитирован, но на работе областного прокурора не восстановлен, погиб на фронте в 1941 г.). 

В первой половине 1938 г. Донецкая областная прокуратура, органи­зованная в 1932году, была разделена на две самостоятельные областные прокуратуры: Сталинскую и Ворошиловградскую. Структура Сталинской областной прокуратуры в корне была изменена. Вместо секторов, которые были ликвидированы, образованы отделы: следственный, уголовно-судебный, гражданско-судебный (которые осуществляли надзор за законностью приговоров по уголовным и гражданским делам Сталинского областного суда и народных судов области), отдел по надзору за oprанами госбезопасности, отдел жалоб, отдел кадров, старшие следователи при областном прокуроре. Отделы возглавляли начальники. В oтделах работали помощники областного прокурора. В сентябре 1938 года был организован отдел общего надзора, который я возглавляла.

На отдел возложен надзор за соблюдением законов Верховного Совета СССР, постановлений Совета Народных комиссаров СССР и УССР. Перед органами прокуратуры тогда стояла серьезная задача: борьбы за сохранность государственной собственности от расхитителей. Этим вопросом занимались все отделы областной прокуратуры, районные и городские прокуроры. Следственный, судебный отделы активно боролись с уголовной преступностью. Отдел общего надзора систематически руководил районными прокуратурами по вопросам усиления надзора за соблюдением колхозного Устава, в колхозах проводились проверки законности постановлений правлений и общих собраний . Незаконные из них по протестам прокуроров отменялись. В эти годы нарушения колхозного Устава допускались в значительных размерах, поэтому прокуроры приносили много протестов.

Осуществлялся надзор за соблюдением законов об охране труда трудящихся, техники безопасности и трудового законодательства. Надзор осуществлялся путем проверки законности приказов и распоряжений, издаваемых на предприятиях и в учреждениях, а также путем проверки жалоб, с которыми граждане и предприятия обращались в органы прокуратуры. Отделом общего надзора производились проверки законности приказов и распоряжений в областных учреждениях и организациях; а районными и городскими прокурорами — в районных и городских, а также на предприятиях. Приказы и распоряжения, в которых были допущены нарушения законов, отменялись по протестам прокуроров. Такой формы прокурорского реагирования на нарушения законов и принятие мер по устранению их, как представления, до войны в органах прокуратуры не существовало, Прокурорами вносились протесты на незаконные приказы, распоряжения, постановления; прокурор выносил постановления о привлечении виновных в нарушении законов к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Особенно грубые нарушения трудового законодательства выявились на угольных предприятиях: незаконные увольнения, применение штрафов за то, что рабочие, опускаясь в шахту, не повесят своих жетонов, — такие нарушения были распространены на шахтах. На незаконные приказы прокуроры вносили протесты. В первые годы после войны было внесено очень много протестов, в результате чего многие нарушения были устранены. Несмотря на закон, запрещающий увольнение рабочих и служащих без согласия профсоюзных, местных, заводских и фабричных комитетов, многие руководители не выполняли его и допускали увольнения трудящихся самостоятельно. Органами прокуратуры была проведена большая работа по устранению этого нарушения: на незаконные приказы были внесены протесты; руководители, виновные в этом нарушении, привлекались к дисциплинарной и материальной ответственности; прокуроры направляли иски в суды о восстаиовлении на работе незаконно уволенных и возмещении им ущерба за счет виновных руководителей. 

Большая работа была проведана органами прокуратуры по борьбе с нарушениями трудовой дисциплины на предприятиях. Дo I956 г. существовал закон об уголовной ответственности рабочих и служащих за прогулы и опоздание на работу более чем на 20 минут . Несмотря на низкую трудовую дисциплину на многих предприятиях, многочисленные прогулы без уважительной причины, особенно в угольной промышленности, многие руководители неуделяли должного внимания этому вопросу, скрывали прогульщиков, что отрицательно влияло на выполнение производственных планов. Такие руководители за укрывательство прогульщиков привлекались к дисциплинарной и партийной, а некоторые и к уголовной ответственности.

Трудовая дисциплина постепенно налаживалась и укреплялась на предприятиях и в организациях.

Большая работа органами прокуратуры была проведена по надзору за соблюдением колхозного Устава. Проверки проводились непосредственно в колхозах. Серьезное внимание уделялось укреплению трудовой дисциплины в колхозах, нарушение которой допускали колхозники, не выполняя установленных норм выроботки трудодней. Правления колхозов применяли незаконные штрафы к колхозникам, незаконные удержания трудодней; допускали бесхозяйственное отношение к колхозному имуществу, сельскохозяйственному инвентарю и технике, в результате чего имущество расхищалось и приходило в негодность.

Большое внимание было уделено органами прокуратуры надзору за соблюдением закона о разрешении жалоб трудящихся. На предприятиях, в организациях, колхозах проводились проверки, в результате которых выявлялись такие нарушения, как несвоевременное их разрешение, бездушное, бюрократическое отношение к обращениям граждан и несоблюдение установленных дней приема руководителями трудящихся по личным вопросам и другие.

На выявленные нарушения, на незаконные приказы и распоряжения органов управления вносились протесты. По обобщенным материалам проверок, в результате которых выявлялись грубые нарушения законов, вносились представления руководителям органов управления, партийным и советским органам. В представлениях наряду с описанием выявленных нарушений законов ставился вопрос и о привлечении виновных руководителей к дисциплинарной ответственности.

С 1938 г. по 1940 г. прокурором области назначен Р.А. Руденко. С конца 1940 г. и в 1941 г. исполняли обязанности прокурора области: Апроненко, (ранее работавший заместителем Р.А.Руденко), Волковинский из прокуратуры УССР, и Ардерихин. 

В период I938-I94I г.г. прокуратура УССР неоднократно отмечала положительную работу прокуратуры Сталинской области и работу общего надзора.

В 1941 году на должность прокурора области назначен имеющий высшее юридическое образование П.Ф. Нощенко, который работал еще некоторое время после освобождения Донбасса oт фашистских захватчиков в 1943 г., а после освобождения Киева был выдвинут на должность председателя Верховного суда УССР. После П.Ф. Нощенко прокурором области назначен Блыскавка, ранее работавшим председателем Донецкого областного суда. 

После войны функции областной, и городских прокуратур значительно расширились. Основной задачей органов прокуратуры в этот период была борьба за укрепление законности, которая находилась в те годы не на должной высоте. Допускались грубые нарушения законов об охране собствености, отсутствовал должный контроль за сохранностью, в результате чего допускались хищения ее в особо крупных размерах. На предприятиях допускались грубые нарушения законов об охране порядка и техники безопасности, что приводило к росту травматизма, особенно в угольной промышленности, к росту текучести рабочей силы и нарушениям трудовой дисциплины. Кроме этого, допускались грубые нарушения трудового законодательства: незаконные увольнения с работы, незаконные переводы с одной работы на другую, незаконные удержания из зарплаты трудящихся, обсчеты их и многие другие. Все это приводило к ущемлению законных прав трудящихся, а также к потоку многочисленных жалоб трудящихся в органы прокуратуры и другие областные и центральные органы УССР и СССР. На предприятиях, в учреждениях должного внимания жалобам не уделялось. В колхозах допускались грубые нарушения колхозного Устава как со стороны колхозников, так и руководителей колхозов: незаконные исключения из членов колхоза, незаконные удержания трудодней, применение штрафов и многие др. Все это налагало на органы прокуратуры чрезвычайно сложные и от­ветственные задачи по устранению нарушений этих законов. Вся работа по надзору за исполнением законов ежеквартально планировалась. После войны была введена в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР форма прокурорского реагирования – представление.

В ежеквартальных планах намечались проверки на предприятиях, колхозах, органах управления, учреждениях и организациях соблюдения законов об охране государственной и общественной собствениости, трудового законодательства, соблюдения правил по технике безопасности и охране труда, соблюдение законов при рассмотрении жалоб трудящихся, соблюдение колхозного Устава в колхозах и многие другие.

Такие проверки отделом общего надзора облпрокуратуры планировались и проводились в областных организациях и органах управления, а районными и городскими прокурорами — на предприятиях и в организациях городов и районов, в колхозах.

Органы прокуратуры в области после эвакуации возобновили работу в ІV квартале 1943 г. после изгнания фашистских захватчиков из Донбасса.

В результате проверки соблюдения законов об охране государственной и общественной собсгвенносги в торговых организациях, на предприятиях и в органах управления было установлено, особенно в послевоенные годы, отсутствие контроля за деятельностью материально-ответственных paботников, ревизии проводились поверхностно и нерегулярно, кадры на материально-ответственные должности принимались без должной проверки, во многих случаях без надлежащего изучения их. Все эти нарушения законности способствовали крупным хищениям. 

В мае 1947 г. Блыскавку сменил И.Д. Ардерихин, имеющий высшее юридическое образование, который проработал до 1952 г. и был переведен заместителем прокурора УССР. 

В 1953 г. Сталинская область была переименована в Донецкую, областной центр г. Сталино — в г. Донецк. Сталинская областная прокуратура была переименована в Донецкую областную прокуратуру. Структура ее оставалась прежняя, но в связи с увеличением объема работы в областной, районных и городских прокуратурах штаты их расширились. Например, в отделе общего надзора до войны было 3 человека: начальник и 2 прокурора отдела, а стало — 8 человек. Летом 1952г. прокурором области был назначен Николай Иванович Баскаков-человек большой души, широкой эрудиции, чрезвычайно инициативный, борец за постоянное внедрение нового в работе прокуратуры области, умел сплотить и мобилизовать аппарат на успешное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Баскаков пользовался глубоким уважением и авторитетом как в аппарате областной прокуратуры, так и на периферии, а также в партийных и советских органах. 

За положительную работу по укреплению законности в области Николай Иванович награжден орденом Ленина, ему присвоено звание заслуженный юрист республики. Проработал Баскаков прокурором области бголее 20 лет — до 1972 г. и ушел на пенсию. На смену Баскакова прокурором области назначен В.А. Князев. Работники областной прокуратуры повседневно оказывали помощь в работе районным и городским прокурорам, проводили кустовые и областные семинары. 
Районные и городские прокуратуры были разделены на зоны. Зональные прокуроры отделов систематически следили за работой зон и оказывали прокурорам городов и районов повседневную помощь. Все эти мероприятия помогали укреплять законность в Донецкой области. В органах прокуратуры я проработала с 1929г. по 1973г., имела награды и поощрения от руководителей области, Генерального прокурора СССР и прокурора УССР. В августе 1973г. ушла на пенсию.

 



Войдите, чтобы оставить комментарий