Джон (Иван Матвеевич) Пинтер – американский шахтер, руководитель шахтерской коммуны из 33 человек, сформированной в мае 1922 года в штате Иллинойс и отправившейся в Советскую Россию по линии Общества технической помощи России для оказания содействия в восстановлении угольной промышленности Донбасса. Коммуна была направлена на шахту №2-7 «Лидиевка». Будучи врубмашинистом Пинтер активно включился в работу шахты. Если врубовку в те годы обслуживали шесть человек, то Пинтер со своим напарником справлялись вдвоем, добиваясь при этом продления службы машины и экономии смазочных материалов.
Пинтер Джон (Иван Матвеевич)
Трудовые успехи пинтеровской коммуны и ее руководителя, ставшего лучшим врубмашинистом шахты, широко освещались советской прессой. Пинтер был принят в ряды РКП(б), а в 1927 командирован на учебу в Коммунистический университет имени Ю. Мархлевского.
Был заместителем начальника шахты «Лидиевка», с 1930 по 1932 заведовал шахтой им. Челюскинцев, с 1932 по 1933 годы заведовал отделом рационализации и изобретательства треста Красногвардейскуголь.
Потом по своему желанию вернулся на «Лидиевку», работая врубмашинистом и обучая молодых горняков.
В 1934 году был награжден легковым автомобилем за подписью Серго Орджоникидзе. Кстати, это был первый автомобиль на Лидиевке.
Личные вещи Джона (Ивана Матвеевича) Пинтера в музее шахты Лидиевка
Интересно, что в конце 30-х годов одной из статуй шахтеров-стахановцев, украшавших аллею парка им. Постышева (ныне Щербакова) была статуя Пинтера.
Умер Иван Матвеевич Пинтер в Донецке в конце 70-х годов, похоронен на кладбище 29-ой шахты. Его потомки проживают в Донецке, а один из сыновей на том же месте, где стоял дом его отца на поселке шахты «Лидиевка».
- Автор: Денис Лапин
- Фото автора (сделаны в музее шахты Лидиевка)
Машина, которую получил в награду И. Пинтер была первой в городе. Во время войны он отдал ее на нужды фронта.
А откуда у вас такие данные?