Донецкий ботанический сад часто называют зеленым оазисом нашего промышленного мегаполиса. Один из крупнейших по территории в Европе, он по праву входит в список достопримечательностей столицы Донбасса. В Ботсаду не только ведутся научные исследования, но он открыт для свободного посещения всеми желающими. Ему присвоен высокий статус национального достояния Украины. И у этого научного учреждения есть своя история создания.
Донецкий ботанический сад
Первые попытки создания Ботанического сада
До революции 1917 года о создании Ботанического сада в частном промышленном поселке Юзовка как-то не задумывались. Для элитарного отдыха обитателей нашего местечка хватало и Горсада. О массовой высадке зеленых насаждений, которые должны были снабдить кислородом пыльный воздух города, власть начала задумываться уже в середине 20-х годов прошлого века. Тогда речь шла об образовании парка в Богодуховской балке и о создании питомника Горкомхоза для разведения деревьев.
А в 30-х годах заговорили уже и о Ботаническом саде. Об этом факте ничего неизвестно нашим профессиональным историкам, и о нем ничего не знали до этого времени даже нынешние работники Донецкого ботанического сада. «Донецким новостям» в фондах Государственного архива Донецкой области удалось обнаружить одно решение, документально подтверждающее первые попытки создать Ботсад в нашем городе именно в то время. В протоколе №24/676 заседания Совета народных комиссаров УССР в Харькове от 1 сентября 1930 года при обсуждении сети научно-исследовательских учреждений, в частности говорится: «Признать необходимым, чтобы городские советы, с помощью государственного бюджета, организовали ботанические насаждения и ботанические сады в Каменец-Подольском, Луганскому и Сталино» (ГАДО, Ф-Р2, оп. 1, д. 465, л. 5). Все здесь предельно ясно!
Решение было принято на правительственном уровне и власть города Сталино должна была его выполнять. Для консультаций по такому неизвестному для местных специалистов делу из Киева был приглашен сотрудник Института ботаники Дубовик (к сожалению, полностью его имя и отчество узнать пока не удалось). Этот научный работник несколько месяцев прожил в городе Сталино и 12.06.1931 г. выступил перед представителями местной власти с докладом на тему «О мероприятиях для озеленения г. Сталина и его района» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 562, лл. 1–3). «Учитывая недостаточную обеспеченность города Сталина и его районов зелеными насаждениями Совещание считает необходимым довести норму зеленых насаждений до 50 кв. м на человека, что уже в настоящий момент для составит 1 тыс. га для города и 500 га для районов… При составлении планов озеленения главное внимание обратить на расширение существующего питомника, чтобы в ближайшие годы обеспечить себя полностью собственным посадочным материалом, а также особо выделить вопрос о мероприятиях для развития в районе фруктово-ягодного садоводства…» — такую информацию мы сегодня узнаем из официального документа того времени. Там прямо сказано и о Ботаническом саде. «Признать крайне необходимым организовать на Сталинщине Ботанический сад, который должен сосредоточить в себе всю научно-исследовательскую работу в области озеленения Донбасса, акклиматизации и натурализации растений, в области разведения новых и интересных культур, в первую очередь для Донбасса, а также в области преподавания и популяризации естествознания. Актуальность и современность организации Ботанического сада в Донбассе была отмечена в резолюции Всеукраинской ботанической конференции в Киеве от 27 мая 1931 года», — отмечалось в протоколе совещания. Даже больше!
Из этого документа мы сегодня можем узнать, где первоначально планировалось создать Ботсад в нашем городе. Специалисты по деревонасаждению решили поставить перед Сталинским горсоветом вопрос о передаче «под Ботанический сад территорию и постройки бывшего Сада Бальфура как наиболее ценного на Сталинщине в дендрологическом отношении (32 древесных породы). «Обратиться в Шеф-комиссию в В.У.А.Н. выработать устав Ботанического сада и оказать содействие в деле приискания научных кадров. Учитывая малые размеры Сада Бальфура (3–4 га) пребывание Ботанического сада на его территории считать временным и поэтому непременно поднять вопрос о подыскании на Сталинщине иного места для создания Ботанического сада Вседонецкого назначения. Просить Президиум Сталинского горсовета ассигновать с 1932 года необходимые средства и на содержание Ботанического сада…» — так еще решили тогда на совещании. Тогда же попросили Академию наук, чтобы киевский ботаник Дубовик задержался у нас еще на один месяц. Чтобы современному дончанину было яснее представить первоначальное место Ботсада нужно сообщить, что сад Бальфура с его шикарным домом, окруженными каменным забором со сторожевыми башнями, находился на Донской стороне неподалеку от сегодняшней улицы Левобережной возле завода металлоконструкций.
Нет сегодня ни дома Бальфура, ни ценного его сада. Да и сам Ботанический сад тогда так и не создали. Почему? Пока на этот вопрос точно нет документального ответа. Может быть, просто денег не хватило или помешали какие-либо иные причины — это тема дальнейших исторических поисков. Кстати, а в Каменец-Подольске решение Совета народных комиссаров УССР выполнили, создав в том же 1930 году Ботанический сад площадью в 17,5 га, где сейчас произрастают 2800 видов растений.
Ботсад мог быть на Гладковке или в парке Ленинского комсомола
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы нашему городу было не до создания Ботанического сада. Однако, видимо, уже в конце 50-х годов прошлого столетия такие мысли все чаще и чаще стали приходить в головы областного и городского руководства. Этот вопрос стал активно лоббироваться на уровне Академии наук в Киеве. И, наконец, дело дошло до практических шагов. 2 февраля 1961 года решением исполкома Сталинского горсовета №5/66 для строительства в городе Донецкого ботанического сада Академии наук УССР был выделен земельный участок площадью 200 га в урочище «Питомник №1» в районе Богодуховской балки (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 2098, л. 43). В этом документе были приведены и цели, которые хотели достичь путем создания нового научного учреждения. Они практически одинаковы с теми тезисами 1930 года!
Из архивных материалов нам также становится известно, что место по Макшоссе для Ботсада выбрали из трех возможных. Из акта обследования 17–19 января 1961 года в натуре земельных участков предполагаемого строительства (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 100, лл. 125–127) специально созданной комиссей в составе нескольких представителей городской власти и зам. директора по научной работе Центрального ботанического сада, доктора сельскохозяйственных наук В.П.Попова и старшего научного сотрудника того же ботанического сада, кандидата биологических наук М.П. Волошина (они представляли Академию наук) становится известно, что рассматривались следующие места: а) урочище под парк Ленинского комсомола (бывший парк им. Горького); б) урочище Гладковка вблизи шахты им. Феликса Кона; в) урочище «Питомник». «На основании изучения материалов и планов, детального осмотра рельефа участков, растительного покрова и почвенных разрезов, ознакомления с коммуникациями и водоснабжением, состояния дорог и учитывая требования, предъявляемые к организации, направлению и уровню научных исследований в Ботаническом саду, как в теоретическом, так и в производственном отношении, равно как и задачи широкой культурно-просветительской и пропагандистской работе…» — читаем в документе подробности работы комиссии. Ее члены пришли к выводу, что «единственным, полностью удовлетворенным требованиям к организации и развертыванию работ является урочище «Питомник», что находится от центра города Сталино, по автотрассе, идущей на восток в город Макеевку». Комиссия дальше более подробно изложила почему она остановилась на выборе места для Ботсада сегодня известного всем дончанам и макеевчанам. «Весь участок имеет хорошо развитые полезащитные полосы, окомляющие участок с четырех сторон. Прилегающий общий ландшафт является типичным для лесополосы. Высокое плодородие участка (мощный чернозем с гумусом толщиной в 75–80 см), общая выравненность, наличие уже подведенной троллейбусной линии, автомагистрали с регулярным сообщением, а также наличие подведенного водопровода и газопровода, равно как и электролинии, делают наиболее экономически выгодной, организацию ботанического сада именно в данной точке», — такие обоснования приведены в акте. Как говорится, — комментарии здесь излишни!
Первые посадки Донецкого Ботсада
Благодаря созданию Донецкого научного центра Академии наук
С местом земельного участка под Ботанический сад, как видим, определились еще в 1961 году, но отвод территории под него произвели только аж к 25 января 1965 года. Сначала выделили все те запланированные 200 га с помещениями в 200 кв. м, а в декабре того же года решили добавить к ним еще 78 га из фондов Гослесфонда Донецкого лесхоза. Почему же несколько лет тянули с реализацией намеченных планов?
Обсуждение каким должен быть Ботанический сад
Наверное, среди них была и мечта с 1963 года ставшего первым секретарем Донецкого обкома Компартии Владимира Дегтярева — сделать Донецк крупным научным центром в комплексе. Зафиксирована она была постановлением Совета министров №805 от 28 июля 1964 года «О создании в Донецком экономическом районе отделения Академии наук УССР и про организацию в Донецке филиала Харьковского государственного университета (на базе Донецкого педагогического института. — Прим. автора)» (ГАДО, Ф-Р2794, оп. 2, д. 1211, л. 264).
Таким образом было официально оформлено появление в нашем областном центре следующих научных учреждений: физико-технического института АН; Института прикладной математики и механики с вычислительным центром; Института экономических исследований и Ботанического сада, а также Института органического синтеза в Северодонецке.
Работы по закладке Ботсада в Донецке начались осенью 1965 года, а с 1966 года стали к нам завозить растения из других ботанических садов и дендропарков. Для этих целей в 1966 году для создание Ботсада городская власть просила у Центра 650 тыс. рублей и для выполнения строительно-монтажных работ еще 600 тыс. рублей. Сегодня известно, что в 1968 году здесь был заложен первый степной экспериментальный участок путем пересадки дернины (0,04 га) . Второй экспериментальный участок (0,07 га) и сама экспозиция «Степи Донбасса» (8,5 га) основаны в 1969 году. Непосредственно здание Ботсада и его крытые оранжерии, согласно данных справочников, были спроектированы киевскими архитекторами И. П. Антипенко, Яковом Федосеевичем Ковбасой, инженером А. (М.?) М. Козырским. Но не получилась бы такая сегодняшняя краса в Донецке без энергии и энтузиазма первых двух директоров Ботанического сада.
Президенту Академии наук УССР Борису Патону показывают создающийся Ботанический сад в Донецке
Первые два директора
Первым директором Донецкого ботанического сада 8 июля 1965 года Академией наук УССР был назначен тогда кандидат сельскохозяйственных наук Михаил Лукич Рева (23.12.1922 – 22.08.1996). По воспоминаниям его друзей: пройдя войну, послевоенные годы на всех работах и постах: от младшего научного сотрудника до директора Донецкого ботанического сада НАН Украины и проректора по научной работе Донецкого государственного университета – он проявлял незаурядные способности исследователя и организатора. Этот ученый изучал естественное возобновление и размножение древесных растений в защитных насаждениях на юге Лесостепи и Степи Украины. До Донецка он работал в дендропарке «Софиевка» заместителем директора по науке. Михаил Рева возглавлял наш Ботсад до 1970 года.
Михаил Лукич Рева — первый директор Донецкого ботанического сада
После него вторым руководителем самого крупного ботанического сада в Европе стал профессор Евгений Николаевич Кондратюк (10.10.1914 г., село Старый Солотвин Бердичевского района Житомирской области — 21.09.1992 г., Донецк), которому ныне на территории Ботсада установлен памятный бюст. Это был видный специалист по созданию ботанических садов и корифей в промышленной ботанике. К нам он приехал с должности заведующего кафедрой ботаники Украинской сельскохозяйственной академии, а ранее в 1959–65 годы был директором Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко в Киеве. Надо упомянуть и тот факт, что во время Великой Отечественной войны Евгений Кондратюк был в составе действующей армии. Капитан, в РККА с июня 1941 года, в октябре 1942 года был награжден орденом Красной Звезды,будучи начальником штаба 327 БАО (батальона аэродромного обслуживания) 8-й воздушной армии, обслуживавшего ночных бомбардировщиков. В наградном листе указывалось, что «во время напряженной боевой обстановки Кондратюк лично организовывал своевременный подвоз ГСМ и боеприпасов для самолетов на аэродромы подскока». Также он был награжден медалью «За оборону Сталинграда» и затем другими медалями.
Евгений Николаевич Кондратюк — второй директор Ботсада
Евгений Кондратюк в Донецком ботаническом саду проработал до 1987 года, в последние годы жизни он был советником при дирекции этого научного учреждения. Именно при нем 31 мая 1977 года Донецкий Ботсад принял первых своих посетителей после окончания всего строительства, которое, как видим, шло очень непросто и не быстро.
Жизнь Донецкого ботанического сада продолжается
В 1983 году Донецкий ботанический сад получил статус памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения. Через год за работы по охране природы наш Ботсад был награжден большой серебряной медалью программы ООН по охране окружающей среды.
19 декабря 2001 года комплексной коллекции Донецкого ботанического сада «Степи Украины» постановлением правительства Украины присвоен статус национального достояния Украины.
Сегодня на 203 га (70 га из них занимает экскурсионная площадь) территории ботанического сада для всех жителей региона трудятся 45 научных работников и 127 человек вспомогательного персонала. «Сейчас у нас разрабатываются 6 направлений научно-исследовательских работ. Мы, к примеру, проводим массовую инвентаризацию древесных растений в городах области, т. к. деревья в них массово устраивают. Занимаемся и промышленной ботаникой, восстанавливая нарушенные промышленной деятельностью территории Донецкого региона. Для Карпат, Полесья и Крыма проводим исследования в популяционной генетике наших хвойных пород деревьев — легких Украины. Также мы постоянно проводим мониторинг состояния нашей степи и участвуем в создании новых заповедных территорий на Юго-востоке страны. За последние 10 лет природно-заповедная территория Донецкой области увеличилась с 0,003 до 3%, в планах довести ее до 5%. Сейчас начинаем участвовать в реализации проекта по созданию биотоплива», — рассказал «ДН» о современной жизни нашего научного учреждения его ученый секретарь Сергей Привалихин. А в следующем году Донецкий ботанический сад Национальной академии наук Украины собирается отмечать свой полувековой юбилей со дня образования.
Тенистые аллеи ботанического сада, Донецк
В тему. Некоторые дончане по-своему понимают красоту Ботсада
В статье о истории создания Ботанического сада сначала не хотелось писать о некоторых негативных моментах. Однако, приходится это делать, т. к. не очень хорошие действия делают сами же дончане, которые и отдыхают на территории «зеленой» достопримечательности Донецка. Сейчас вблизи самого здания Ботсада стараются сделать все, чтобы посетителям было удобно и красиво для их взгляда. Но площадь зеленого оазиса большая, и работникам этого научного учреждения довольно сложно уследить за всеми отдыхающими. Особенно это трудно сделать в дендрарии, т. е. в посадке различных деревьев через дорогу от центрального здания по Макшоссе. Некоторые отдыхающие после себя оставляют горы мусора, который как известно не только не красит своим внешним видом окружающие виды, но наносит и реальный вред природе. Поэтому приходится работникам Ботсада, словно за маленькими детьми, убирать за так называемыми «любителями отдыха на природе», выделяя для этих целей нелишние деньги из своего бюджета. Грустно все это! Ведь сами же губим красоту, созданную руками для нас трудом нескольких поколений людей.
- Автор: Анатолий Жаров
- Источник: Донецкие новости
- фотографии из архива Ботсада и Даниила Павлова
Следует добавить, что 10 ноября 2004 года президент Кучма своим указом (N 1392/2004) уменьшил площадь донецкого ботсада на 60 га (с 262,3 до 203). Это именно та часть, где находится резиденция Р.Л. Ахметова
http://zakon4.rada.gov.ua/laws…
ИзменитьА что же о нынешнем директоре не написли? О каком-то тухлом биотопливе, которое без гидролизно-дрожжевых заводов (а их порезали на металлолом в 90-х) не поднять, — написали, и это все «разработки» учрежнения НАН Украины? Что-то дёшево. А вся ли территория сада сохранилась в период независимости? Где проблематика и подводные камни в научной деятельности? А тесные объятия власти? Получились какие-то (по Раневской) «сопли в сиропе»…
ИзменитьРасскажите, пожалуйста, вы подробнее об этом
Изменить