Ту-104А бортовой номер «СССР-42354″ в Донецке около Эксподонбасса. Апрель, 1982 г. Фото: Геннадий Санин
Самолет Ту-104 возле Эксподонбасса. Донецк, 1993 год. Фото Анастасии Федоренко
Памятник, о котором сейчас пойдет речь, совсем обычный. Возможно, найдутся скептики, утверждающие что этот самолет тяжело назвать памятником. Пусть так, но мы не можем о нем не упомянуть на страницах этого сайта.
Самолет Ту-104, располагался у выставочного центра Эксподонбасс. Экспонат советского авиастроения стоял носом к ул. Челюскинцев и хвостом к выставочному центру. Был установлен в конце 1970-х годов. В самолете работал детский кинотеатр «Орленок» и кафе.
Самолет имел бортовой номер «СССР-42354″. Это был первый Ту-104А в Хабаровском авиаотряде. Изготовлен на Омском авиационном заводе №166. В эксплуатации с 3 апреля 1958 г. Списан 22 мая 1978 по отработке общего срока службы.
Вообще, использование гражданских пассажирских самолетов в качестве помещения для культурно-массовых мероприятий: кафе, детских кинотеатров, а также клубов по интересам, получило широкое распространение в СССР. Списанные самолеты получали возможность послужить на благо трудящихся и после «выхода на пенсию». Опыт «массовой застройки» мест культурного отдыха граждан Союза списанными самолетами оказалась настолько удачным, что в течение 1980-х пассажирские лайнеры украсили более чем восемьдесят городов СССР.
В 1980-х кинотеатр был ликвидирован. С распадом СССР, наступлением разрухи, самолет понемногу разрушался и превратился в общественный туалет. В начале 1990-х резко подорожал лом цветных металлов, результатом стало повсеместное уничтожение авиапамятников. Донецкий Ту-104 не миновала та же участь, самолет тихо (по всей видимости, это местная традиция) исчез.
Может быть, у кого-то есть еще фотографии Ту-104, который был установлен возле Эксподонбасса и дворца молодежи «Юность».
Дата фото: 1983-00-00
Да, это действительно ТУ-104. В свое время у нас в городе (Дружковка) стоял такой-же. Несколько лет назад с подачи местных властей таинственно исчез.
ИзменитьВидимо, кто-то хорошо поднялся на сдаче цветмета
Изменитьв 1979 году. Я
Изменитьработал в проектном институте Гражданпроект. Как-то мой главный
архитектор дал мне задание обмерять этот самолёт, цель спроектировать
детский кинотеатр. Я взял одну из молодых, только пришедших после
института архитекторш и поехал на обмеры. Кинотеатр
мы спроектировали. Транспортировали его, в самом деле, своим ходом,
потом крылья назад прицепили. Вот такая история. Да, разве что потом эта
архитектриса вышла замуж за меня.
Отличная история
После того, как кинотеатр убрали там тир был. Эх…
ИзменитьДо речі перше місце дислокації літака — вхід до Парку ім. 40-річчя ВЛКСМ. Там він простояв до 1982-1983 року.
ИзменитьВот это любопытно. Не слышал ранее об этом. Было бы интересно посмотреть на фото
Изменитьпомню с братом туда лазили… но это было между 94 и 96… кстати и паравоз возле экспо тоже порезали?
ИзменитьПаровоз порезали и сдали на металлолом. Но, благодаря небезразличным людям его не переплавили, а восстановили у установили в музее на ЖД вокзале. О паровозе мы вскоре расскажем подробнее
Изменитьнасколько я помню, его украли и пытались сдать на металлолом?
Изменитьпаренек с моего двора сломал руку, грохнувшись с этого ТУ-104, так в больнице в справке о травме написали «Упал с самолета»))))
ИзменитьЧувство юмора у хирурга было отменное ))
Изменитьда, я пару раз ходил в этот детский кинотеатр — перед началом киносеанса детям показывали еще кабину пилотов
ИзменитьПосле того, как кинотеатр убрали там тир был. Эх….
Изменитьа чего там распознавать. На нем даже написано было ТУ-104
ИзменитьНу, не все видели (помнят), что там было написано Ту-104…
ИзменитьВ какой-то выходной я работала. В тот день везли этот самолет по дороге. Был он без крыльев. Сразу же родилось много предположений о вынужденной посадке. Потом оказалось, что это будущий кинотеатр….
ИзменитьА в каком году это было?
ИзменитьТочно не помню.
ИзменитьНе раньше августа 1977(Я поступила на работу в это время). И не позже середины 1980.
Попробую уточнить у знакомых.
Уточните, пожалуйста. По моим подсчетам получается примерно то же время. Осенью 1976 года первый Ту-104 был установлен в Москве, потом процесс пошел по Союзу.
ИзменитьСамолёт привезли в июне 1979 года.
Нет, кинотеатр «Орлёнок» закрыли в 1984-м, потом там работал тир.
ИзменитьА в каком году порезали сам самолет?
ИзменитьВ 1996-м году, когда Щербань был губернатором. Сам был свидетелем, как распиленные остатки самолёта везли по Киевскому проспекту. Сначала даже не понял, что это такое.
ИзменитьА вот это уже более-менее точная информация, спасибо
ИзменитьГде-то в 2000-м.
ИзменитьПочему-то я был уверен, что гораздо раньше. Чем докажете?
ИзменитьМожет и раньше. Не помню.
ИзменитьЯ только хотел предложить написать статью об этом самолёте. А тут уже всё готово. Есть предложение. (Любители сдавать металл, дальше не читайте). Я о гербах УССР, венчающих стеллы на мосту по Ильича. Предлагаю: организовать сбор средств для облагораживания (и сохранения для потомков), пока за них не взялись люди, жаждущие лёгкой наживы. Готов пожертвовать немного на краску. ))
ИзменитьНе уверен, что покраска гербов сможет их спасти в случае шухера
ИзменитьХотя бы обратить внимание общественности, чтобы они «неожиданно» не пропали.
Изменитьа как?
ИзменитьОпубликовать красивую статью, как проектировали, изготавливали, устанавливали, например. Донести до как можно большего количества читателей. Объявить объектом культурного наследия в конце-концов. ))
ИзменитьТа их можно только спилить. Все совковое должно быть изжито.
Изменить