Участник боёв на реке Халхин-Гол: в июле-сентябре 1939 – командир звена 56-го истребительного авиационного полка. Совершил 90 боевых вылетов на истребителе И-16, в 20 воздушных боях сбил лично 1 и в составе группы 2 самолёта противника.
Продолжал службу в ВВС адъютантом авиаэскадрильи и командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Забайкальском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 – командир авиаэскадрильи 32-го «А» истребительного авиационного полка, в августе-декабре 1941 – командир авиаэскадрильи и помощник командира 184-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном (июль 1941), Центральном (июль-август 1941), Брянском (август-ноябрь 1941) и Юго-Западном (ноябрь-декабрь 1941) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, Смоленском сражении и Московской битве, Елецкой операции.
1 августа 1941 года совершил воздушный таран вражеского истребителя Ме-109, после которого благополучно посадил свой истребитель И-16 на аэродром. В декабре 1941 года был тяжело ранен и до октября 1942 года находился в московском госпитале.
Всего за время войны совершил не менее 132 боевых вылетов* на истребителе И-16, в воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 4 самолёта противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1941 года старшему лейтенанту Машковскому Степану Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
В ноябре 1942 – феврале 1943 – командир авиаэскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка, проходившего переформирование в тылу (в городе Иваново).
С марта 1943 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института посёлок Стаханово, ныне город Жуковский Московской области). Выполнил первый полёт и провёл испытания опытных самолётов Ла-156, Ла-150Ф и Ла-200. 10 апреля 1947 года впервые в стране на самолёте Ла-156 выполнил взлёт и полёт с включением форсажа. Участвовал в испытаниях самолётов «Тандерболт», Пе-2И, МиГ-8 «Утка», Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК, Ту-4 и Ту-16, а также в испытаниях по заправке истребителя МиГ-19 от Ту-16. В 1947-1949 годах с самолётов Пе-2 и МиГ-9УТИ, пилотируемых С.Ф.Машковским, были выполнены первые в стране катапультирования.
В 1954 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. Одновременно с работой с 1952 года обучался на вечернем отделении Жуковского филиала Московского авиационного института.
Жил в городе Жуковский Московской области. Погиб 18 марта 1958 года при выполнении испытательного полёта на самолёте М-4. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
- Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.
Наградной лист
Справка
Машковский Степан Филиппович – командир авиаэскадрильи 184-го истребительного авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Брянский фронт), старший лейтенант.
Родился 27 ноября (10 декабря) 1914 года в селе Темрюк Темрюкской волости Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Старченково Володарского района Донецкой области, Украина). Украинец. В 1930 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1932 году – 2 курса сельхозтехникума в городе Ногайск (ныне город Приморск Запорожской области, Украина). В 1932-1936 годах работал десятником шахты №30 в посёлке Рутченково (ныне в черте города Донецк, Украина). В 1935 году окончил Сталинский аэроклуб (ныне город Донецк), до 1936 года был в нём лётчиком-инструктором.
В армии с ноября 1936 года. В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Служил в ВВС лётчиком и командиром звена истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).
Память
- В селе Старченково установлен бюст С. Ф. Машковского.
- В городе Жуковский Московской области на доме, в котором жил С. Ф. Машковский, установлена мемориальная доска.