Всего одной торпедой вооружались в годы Великой Отечественной войны самолеты Ил-4, на которых летал воспитанник комсомольской организации Ждановского металлургического завода имени Ильича Михаил Лорин. Выпустить её надо было с 20—30-метровой высоты и минимальной дистанции. Только при этом условии смертоносная сигара сможет поразить корабль противника прежде, чем он уйдет за черту ее действия. Вот этим умением использовать торпеду отличался Михаил Васильевич.

116 Лорин Михаил Васильевич1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, в составе которого сражался Лорин, базировался под Ленинградом.

О смелых торпедных атаках экипажа Лорина писали во многих газетах. 30 мая 1943 года «Правда» опубликовала о нем следующую корреспонденцию:

«…Вчера Советское информбюро сообщало о том, что в Рижском заливе нашей авиацией потоплен фашистский транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Подробности этой операции таковы.

Летчик Иван Шаманов вел разведку в Рижском заливе. Заметив на воде вражеский транспорт, он с небольшой высоты направил торпеду прямо в нос корабля. Транспорт стал погружаться в воду.

В этом полете штурманом был Михаил Лорин. Он летает с Шамановым много лет подряд. Сначала в Арктике, затем в военно-морской авиации… Они налетали более одного миллиона километров…»

За уничтожение этого транспорта М.В. Лорин был награжден орденом Красного Знамени.

Таких боевых рейдов на счету отважного донбассовца немало. Только в июле-августе 1943 года экипаж И.Г. Шаманова и М.В. Лорина совершил около 20 вылетов на поиск и уничтожение фашистских судов. В тумане, при низкой облачности были торпедированы три вражеских корабля общим водоизмещением около 20000 тонн. Тысячи гитлеровцев, сотни тоны боевой техники и боеприпасов нашли свой конец на дне Балтийского моря.

В 1944 году немецко-фашистский флот, потеряв несколько десятков крупных транспортов, отказался от дневных рейсов. Но и «ночников» советская эскадрилья продолжала успешно топить. Вот некоторые из таких операций.

24 августа 1944 года авиаэскадрилья, ведомая штурманом М. Лориным, в районе Пиллау пустила на дно гитлеровский транспорт водоизмещением в 4000 тонн.

15 сентября 1944 года восточнее острова Борнхольм (Дания) Лорин потопил транспорт противника водоизмещением в 5000 тонн.

В конце сентября 1944 года авиаэскадрилья, путь которой прокладывал бывший ждановский каталь, уничтожила в западной части Балтийского моря океанский транспорт водоизмещением 8000 тонн.

Восемь транспортных кораблей противника было уничтожено торпедами с самолетов, ведомых Михаилом Лориным.

До этого же с первых дней весны 1942 года в составе 1-го минно-торпедного авиаполка он почти каждую ночь наносил удары по аэродромам противника в районах Сиверский, Котлов, Саблино, Лучи.

Полк бомбил финскую военно-морскую базу Котка, гитлеровские военные объекты в Хельсинки и Таллине, вражескую артиллерию в районе Красного Села, захваченные фашистами железнодорожные станции Выборг, Красногвардейск, Мга, Нарва, Тосно, базовые склады гитлеровцев и другие объекты.

Высокое звание Героя Советского Союза Михаилу Васильевичу присвоено за отвагу и мастерство, проявленные во множестве боевых вылетов в бассейне Балтийского моря.

Лорин участвовал в разгроме милитаристской Японии. За это страна отметила его седьмой наградой — орденом Нахимова 2-й степени.

  • Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.

Наградной лист



Войдите, чтобы оставить комментарий