Всего одной торпедой вооружались в годы Великой Отечественной войны самолеты Ил-4, на которых летал воспитанник комсомольской организации Ждановского металлургического завода имени Ильича Михаил Лорин. Выпустить её надо было с 20—30-метровой высоты и минимальной дистанции. Только при этом условии смертоносная сигара сможет поразить корабль противника прежде, чем он уйдет за черту ее действия. Вот этим умением использовать торпеду отличался Михаил Васильевич.
1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, в составе которого сражался Лорин, базировался под Ленинградом.
О смелых торпедных атаках экипажа Лорина писали во многих газетах. 30 мая 1943 года «Правда» опубликовала о нем следующую корреспонденцию:
«…Вчера Советское информбюро сообщало о том, что в Рижском заливе нашей авиацией потоплен фашистский транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Подробности этой операции таковы.
Летчик Иван Шаманов вел разведку в Рижском заливе. Заметив на воде вражеский транспорт, он с небольшой высоты направил торпеду прямо в нос корабля. Транспорт стал погружаться в воду.
В этом полете штурманом был Михаил Лорин. Он летает с Шамановым много лет подряд. Сначала в Арктике, затем в военно-морской авиации… Они налетали более одного миллиона километров…»
За уничтожение этого транспорта М.В. Лорин был награжден орденом Красного Знамени.
Таких боевых рейдов на счету отважного донбассовца немало. Только в июле-августе 1943 года экипаж И.Г. Шаманова и М.В. Лорина совершил около 20 вылетов на поиск и уничтожение фашистских судов. В тумане, при низкой облачности были торпедированы три вражеских корабля общим водоизмещением около 20000 тонн. Тысячи гитлеровцев, сотни тоны боевой техники и боеприпасов нашли свой конец на дне Балтийского моря.
В 1944 году немецко-фашистский флот, потеряв несколько десятков крупных транспортов, отказался от дневных рейсов. Но и «ночников» советская эскадрилья продолжала успешно топить. Вот некоторые из таких операций.
24 августа 1944 года авиаэскадрилья, ведомая штурманом М. Лориным, в районе Пиллау пустила на дно гитлеровский транспорт водоизмещением в 4000 тонн.
15 сентября 1944 года восточнее острова Борнхольм (Дания) Лорин потопил транспорт противника водоизмещением в 5000 тонн.
В конце сентября 1944 года авиаэскадрилья, путь которой прокладывал бывший ждановский каталь, уничтожила в западной части Балтийского моря океанский транспорт водоизмещением 8000 тонн.
Восемь транспортных кораблей противника было уничтожено торпедами с самолетов, ведомых Михаилом Лориным.
До этого же с первых дней весны 1942 года в составе 1-го минно-торпедного авиаполка он почти каждую ночь наносил удары по аэродромам противника в районах Сиверский, Котлов, Саблино, Лучи.
Полк бомбил финскую военно-морскую базу Котка, гитлеровские военные объекты в Хельсинки и Таллине, вражескую артиллерию в районе Красного Села, захваченные фашистами железнодорожные станции Выборг, Красногвардейск, Мга, Нарва, Тосно, базовые склады гитлеровцев и другие объекты.
Высокое звание Героя Советского Союза Михаилу Васильевичу присвоено за отвагу и мастерство, проявленные во множестве боевых вылетов в бассейне Балтийского моря.
Лорин участвовал в разгроме милитаристской Японии. За это страна отметила его седьмой наградой — орденом Нахимова 2-й степени.
- Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.