23_buryak_nikolay_vasilevich_thmb

Родился 4 декабря 1919 года на хуторе Желанная-1 Марьинского района

На фронт Николай Васильевич попал в январе 1942 года.

Ему, летчику-истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко- фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н. В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе одиннадцати лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя.

Буряк Николай Васильевич

Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко — в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолетов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские летчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточенные бои с вражеской авиацией.

5 июня Н. В. Буряк вылетел в 14-й раз на выполнение боевого задания. К месту расположения советских войск шла большая группа бомбардировщиков под прикрытием 12 «мессершмиттов». Шестерка истребителей Як-1 во главе с командиром полка подполковником Кутихиным смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара Яков во главе с ведущим ринулась на головной «юнкере». Шедший сзади Буряк увидел, как самолет командира полка сверху атаковали два «мессершмитта». Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсек их пушечно-пулеметным огнем. В это время два других «мессершмитта» зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским летчиком, прошила правое крыло Яка, как раз то место, где находились бензобаки. Самолет мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины летчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Н. В. Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие гитлеровцы дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского летчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром все дальше в море. Около двух часов пробыл летчик в ледяной воде волнующегося моря, пока его не подобрали на борт проходившего мимо военного катера.

Уже в двадцатых числах июня, получив новый самолет, Н. В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней летная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать летчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным летчиком.

Потом были ожесточенные воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии. Н. В. Буряк за время войны совершил 395 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил 17 самолетов противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны на груди заместителя командира полка по летной подготовке гвардии майора Буряка кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» сияли три ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

В 1960 году Николай Васильевич демобилизовался из рядов Советской Армии в звании подполковника.

Источник:

  • Кавалеры Золотой Звезды. Донецк, «Донбасс», 1976.

Наградной лист



Войдите, чтобы оставить комментарий