Путевку им выдали сразу. Секретарь райкома комсомола не мог отказать ним двум боевым паренькам, выполнившим свой долг на целине. Ребята не хвастались, но характеристики и значки «За освоение новых земель» (неспроста, видно, нацепили их хлопцы!) говорили сами за себя. Тот,кто не подкачал на целине, не подведет и в Донбассе, на строительстве комсомольских шахт. И поехали Геннадий Хоменко с Михаилом Шугаевым на шахты, навстречу совершенно новому, незнакомому делу.

Был Геннадий трактористом, вырос в мастера-воспитателя Ставчанского училища механизации сельского хозяйства. Самому недавно только перевалило за двадцать, а уж у него появились свои ученики: трактористы, комбайнеры. Ясная, налаженная жизнь ждала его впереди, но он отказался от нее и пошел в ученики. Молодость легка на подъем, и когда по всей Украине пошла молва о 35 комсомольских шахтах, жажда нового, большого, героического взяла свое. И вскоре в трудовых книжках двух друзей была записана их новая должность: «Разнорабочий стройучастка шахты «Черновицкая-комсомольская».

«Рабочий — что же тут героического? — скажете вы. — Неужели исполнение повседневных, будничных обязанностей и есть подвиг?»

На это ответили 25 тыс. молодых патриотов, которые не за восемь лет и не за пять, а за 365 будничных трудовых дней совершили великое чудо — построили 37 новых шахт. Разве это не подвиг?

Но много ли могли сделать вчерашние десятиклассники, колхозники, водители трамваев, пастухи, лесорубы —люди, которые как и Геннадий Хоменко, никогда и шахты-то не видели? На одном энтузиазме современную шахту — этот сложнейший подземный завод — не построишь. Партийная организация, руководители гигантской стройки понимали это и дало молодежи опыт их учителей — бывалых мастеров-шахтостроителей.

tm_1958_03_img2 tm_1958_03_img4

Это один из вариантов тех шахт, которые построили комсомольцы. В нижнем правом углу — примыкающие к стволам штреки. По ним на забоев уголь доставляется в вагонетках к главному стволу. Здесь вагонетки с помощью механического толкателя и опрокидывателя поочередно разгружаются в бункер. Уголь поступает в металлический подъемный сосуд — скип, изображенный в момент загрузки. На поверхности уголь выгружается в питатель — транспортером подается в бункеры, расположенные над железнодорожными путями, — и грузится в составы.

Слева от главного ствола проходит вспомогательной ствол. По нему спускают и поднимают шахтеров в специальных вагонетках, оборудованных удобными сиденьями и тормозами. Когда перевозка смены окончена, «людские» вагонетки отцепляются. Их место занимают другие вагонетки — для вспомогательных материалов: крепежного леса, взрывчатки, горного оборудования.

Вверху слева — основные сооружения поверхностного технологического комплекса шахты. Кроме упомянутых объектов, здесь находятся надшахтные сооружения главного и вспомогательного стволов, здания, в которых установлены подъемные машины.

Самый большой корпус — административно-бытовой комбинат. В нем размещены также ламповая, душевые, медпункт телефонная станция. Неподалеку — компрессорная, калориферная, механические мастерские, главный вентилятор, склады (на рисунке не показаны).

Иван Васильевич Пилипенко, лауреат Ленинской премии. Герой Социалистического Труда, вместе с молодежью строил шахту «Волынская комсомольская». У него было чему поучиться. Не один год работал на шахтах Западной Украины, под Ново-Волынском, Иван Рупинец. Как приехал в Донбасс, сделали его бригадиром. Но никогда не считал он зазорным попросить помощи у Пилипенко На глазах у новичков он перенимал методы знаменитого донецкого мастера, а вскоре решил потягаться с ним в скорости проходки. Бригада Пилипенко прошла ствол шахты глубиной 250 м не за шесть месяцев, как полагалось, а за три, Не отставал от него и Рупинец, собравший вокруг себя дружную бригаду молодых проходчиков. Ученики быстро догоняли учителей и сами становились учителями.

Много их — прославленных проходчиков, строителей, монтажников, — кто отдавал свои знания молодежи: Герои Социалистического Труда Николай Тихонов и Николай Банков, один из старейших шахтостроителей Александр Иванович Межегурский, Василий Мартынюк, Иван Солонин, бригадиры Савин, Малуша и десятки других. Многим из них далеко до старости, а они уже вырастили себе достойную смену, передали свой опыт молодым друзьям. История строительства новых донецких шахт —- это история рождения и быстрого формирования новых отрядов советского рабочего класса.

Что же произошло с Геннадием Хоменко, тем самым, который после целины подался в Донбасс в разнорабочие?

Трудно ему было поначалу. Нет, он никогда не отказывался ни от какой работы, но уж больно хотелось ему стать «настоящим» шахтером-проходчиком, А квалификации не было. Часами возился он с бурильным инструментом, вертелся возле проходчиков, старался при случае помочь им, пока, наконец, он не стал считать его своим. Бригада И. Закаблука, куда попал Геннадий, работала четко, дружно. Вскоре сообрази тельного новичка назначили звеньевым, И не пожалели об том. Все, что знал Геннадий о машинах, здесь ему пригодилось — и электротехника, и механика, и слесарное дело.

Однажды звеньевой предложил увеличить в каждом забое число работающих одновременно бурильных молотков до четырех-шести. Это ускорило бурильные работы, проходка пошла быстрее.

После обрушивания нижней части забоя часть проходчиков переключалась на уборку породы. Другие бурили верхние шпуры. Обуривали забой несколькими молотками сразу. Часть проходчиков устанавливала в »то время крепь. Совмещая операции, применяя передовые методы труда, шахтостроители «Черновицкой-комсомольской» с каждым днем наращивали темпы проходки.

В июне проходчики бригады Ивана Закаблука прошли 107 м ствола при норме 40 м. Это был подвиг молодых. Внес в него вклад и Геннадий Хоменко.

— Здравствуй, сынку! Много славных дел за плечами почетного шахтера, ныне пенсионера Андрея Ивановича Костенко, Он приехал в гости к сыну Ивану — знатному молодому проходчику шахты «Волынская-комсомольская». Отец и сын. Вот она, прославленная гвардия шахтеров!

Комсомольск-на-Амуре, стройки первых пятилеток, гигантские электростанции на Волге, освоение необжитой целины… Как манящие огни, светят эти вехи на героическом пути комсомола. И если юноша побывал хотя бы на одной из таких строек—значит, он прошел великую школу воспитания и мастерства. Геннадию посчастливилось стать участником двух славных начинаний комсомола, В день пуска «Черновицкой- комсомольской» рядом со значком целинника он приколол значок «За участие в сооружении комсомольских шахт».

 

ИСТОРИЯ НЕ ЗНАЛА ТАКИХ ПРИМЕРОВ

Среди цифр, которые характеризуют индустриальное развитие любой страны, на едком из первых мест стоят цифры добычи угля. Если в 1894 году Россия добывала его 8,2 млн. т в год, то теперь в нашей стране добыча угля поднялась до 462 млн. т

Треть всего угля, добываемого в Союзе, приходится на Донбасс. Он дает сейчас свыше 150 млн т — в шесть раз больше чем в 1913 году. Но промышленность Европейской части СССР развивается настолько быстро, что потребление угля начало превышать его добычу. Донбасс стал отставать.

Коммунистическая партия и Советское правительство приняли широкие меры по улучшению работы угольной промышленности Донбасса. Было решено построить в 1957 году скоростным методом 35 шахт.

Комсомол Украины взялся построить эти шахты своими силами. Из Киева, Харькова, Одессы. Запорожья. Полтавы, Тернополя, Винницы, Черновиц и других городов и областей республики прибыли на строительство шахт более 25 тыс молодых патриотов.

Молодежь шла в наступление сразу на всех участках строительного фронта — и на земле и под землей. Жили в палатках, питались под открытым небом, но верили, что победят. Срезу же вспыхнуло боевое соревнование: кто раньше срока сдаст свою шахту. Комсомольские организации всех областей Украины, пославшие в Донбасс своих воспитанников, шефствовали над шахтами, выполняли досрочно их заказы.

На стройках выросли замечательные молодежные коллективы. Под руководством опытных рабочих молодежь овладевала горняцкими и строительными профессиями. Тысячи молодых рабочих перевыполняли свои задания в полтора, два и больше раз.

История еще не знала примеров, чтобы столько шахт вводилось в строй за такой короткий срок. Все до одной комсомольские стройки были готовы в декабре, в канун Нового года! И не 35 шахт, как намечалось, а 37!

Это хороший подарок комсомольцев и молодежи XIII съезду ВЛКСМ.

Е. КРАВЧЕНКО, секретарь Ворошиловградского обкома ЛКСМ Украины.

***

Вместе с секретарем Сталинского обкома комсомола Борисом Ивановичем Зубковым и заместителем главного инженера института «Сталингипрошахтстрой» Иваном Михайловичем Марченко мы выехали из Сталине в новый, построенный молодежью поселок имени Кирова, Невдалеке от него раскинулись только что пущенные комсомольские шахты — Николаевская, Донецкая-третья, Дрогобычская и другие. Опустив боковое стекло «Победы», Марченко сказал:

— Видите вот эту большую шахту? Шахта имени Ленина построена давно. Прошло шесть-восемь лет после начале строительства, прежде чем она стала давать уголь На таких долговременных, капитальных шахтах сперва приходилось строить подъездные пути, заготавливать стройматериалы, делать для них склады, сооружать жилье и вспомогательные помещения. Это был первый этап строительства. И только после того, как все приготовления были закончены, начинался второй этап — сооружение самой шахты, Годы уходили на то, чтобы пробиться к угольку

Но время не ждет. Стране нужен уголь не через десять лет и не через пять, а сейчас, сегодня. И выход из этого положения был найден. В Донбассе, несмотря на то, что этот район разрабатывается давно, еще осталось довольно много угольных пластов, лежащих часто на глубине 100—200 м от поверхности земли. Иногда они находятся в стороне от основных залежей угля, и ставить на них капитальную шахту невыгодно. В таких пластах запасы углей могут быть исчерпаны за 10— 20 лет. А все затраты, которые вкладываются в долговременную шахту, окупятся только через десятки лет Выгоднее заложить здесь неглубокую, небольшую шахту, рассчитанную на те же 10—20 лет.

— Мне хочется обратить внимание,— продолжал инженер Марченко, — на одну особенность строительства этих шахт Как вы знаете, они имеют в основном наклонные стволы, а механизировать полностью проходку таких стволов, приспособить для этого имеющиеся машины и оборудование мы не всегда успевали Молодежь же не хотела ждать Поэтому иногда вручную, силой своих молодых мускулов, старалась они скорее пробиться к углю, не дожидаясь, когда на помощь придут машины.

— Надо было видеть, — заметил секретарь обкома комсомола, — с каким энтузиазмом выполняла молодежь задание партии!

Он подарил нам фотографию. На убранном поле пять человек: трое геодезистов с нивелиром и двое рабочих, забивающих в землю колышек. На дощечке — «Шахта Дрогобычская».

Фотография еще не успела пожелтеть, а мы уже спускаемся в «Дрогобычскую-комсомольскую и вместе с приемной комиссией любуемся подземным заводом.

— Вот они, плоды труда молодых! — сказал Б И. Зубков. — Смекалка, изворотливость молодого ума позволили использовать всю имеющуюся на шахтах технику на полную мощность. На «Тернопольской-комсомольской» Дмитрий Вирич и Василий Мартынюк в сложных условиях применили конвейер «СКР-11». Все время наращивая его, стали выдавать породу из забоя на поверхность в несколько раз быстрее.

На шахте «Донецкая-комсомольская» № 1 проходку вели 9—10 забоями. А ребята с «Донецкой комсомольской» N9 2 прикинули и решили по-другому: увеличить число забоев, ускорить проходку. Но препятствием к этому была недостаточная пропускная способность откаточных магистралей.

Выход нашли люди смены инженера С. Паршина и техника М, Колотова. Они стали выдавать породу через главный и вспомогательный стволы.

Однако и проходчики не остановились на достигнутом. Они стали применять параллельную проходку, вести работу встречными забоями. В связи с этим потребовалось ускорить грузооборот.

— Да ведь подземная установка работает на пределе! — отвечали движенцы.

Потом решили: если улучшить связь подземных мотористов с машинистом подъемной установки, то можно ускорить цикл спуска порожняка и выдачи породы на 67 секунд. А это 12 с лишним вагонеток в смену!

Так рождались рекорды. Бывало, что за одну декаду выполнялись месячные нормы проходки, Перекрепление стволов на «Донецкой-комсомольской» № 1 выполнили за 62 дня, а на «Донецкой-комсомольской» №2, учтя опыт соседей, управились с той же работой за 35 дней!

На шахте «Донецкая-комсомольская» № 2 самоотверженно трудился Александр Лысков. Полторы-две нормы —таков результат работы молодого горняка

***

Далеко по степи разливается любимая комсомольская песня: «Вышел в степь донецкую парень молодой…» Только теперь эту песню поют в Донбассе, вкладывая в каждое ее слово новый, особый и радостный смысл.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

От 100 до 600 тыс. т угля в год — такова проектная мощность каждой и новых шахт, построенных скоростным методом.

B 1958 году 37 комсомольских шахт дадут стране 6 млн. т угля, то есть почти столько, сколько добывалось во всей России к концу прошлого века

Возле шахт выросли благоустроенные поселки с магазинами, столовыми, детскими садами и яслями. Общая площадь жилых домов составляет около 160 тыс. кв. м.

Половина всех молодых строителей комсомольских шахт осталась работать на них после пуска в эксплуатацию.


Автор — Н. Мазок
Источник — журнал «Техника молодежи», №3 за 1958 год.



Войдите, чтобы оставить комментарий