Недавно мы публиковали первую часть расследования Семена Левады под названием «Загадка старой фотографии», в которой автор коснулся популярного нынче вопроса даты основания Донецка. Сегодня же вашему вниманию предлагается часть вторая.

Загадка старой фотографии. Часть 2 «Кто?..»

В повести Ильи Александровича Гонимова «Старая Юзовка» есть фрагмент, который у автора этих строк вызвал некоторое недоверие к описываемым событиям.

Вот этот фрагмент:

Глава «Юзовский завод» (сокращено)

«Юзу было около 55 лет, когда он прибыл в Донецкий бассейн…

Юз нанял у помещика Смолянинова одинокую сторожку, заброшенную в степи, покрытую камышом, и поселился в ней со своими собаками, инструментом для разведки недр, кухонной посудой…

Машины, котлы прибудут из Англии, а мелких инструментов — лопат, ломов, кайл, гвоздей, тисков, клещей и много других — нужно было немало.

Доставлять из Англии было далеко. Каждый гвоздь, каждую мелочь надо было везти на волах из Таганрога или Мариуполя, куда приходили английские суда. Юз открыл кузнечную мастерскую. Кузнецов на месте не было.

Удаленная от больших трактов и населенных пунктов беспредельная степь не имела притока рабочей силы. Приход работника был редким явлением. «Освобождение крестьян от земли», как тогда прозвали царскую реформу «освобождения» крестьян, создавало большие резервы рабочей силы для промышленности, но эти силы надо было привезти, чем-то прельстить и закрепить. Юз применил хитрость и коварство там, где дело шло о деньгах и расходах. Рабочий вопрос остро стоял во всей угольной промышленности, с развитием строительства металлургического завода он должен был стать еще острее…

Директор-распорядитель Новороссийского общества, механик кузнечного производства по специальности, сбросив крахмальную рубашку и повесив на гвоздь свою бархатную куртку, в одной из петель которой болталась золотая цепочка с компасом, взялся за молот.

Двух помощников Юз нашел и выковал в кузнице тачку.

Перед самой хижиной Юз сфотографировал ее и двух рабочих, помогавших ему ковать. Эффект получился необычайный…

Фотография должна была всех удивить своей оригинальностью и чудачеством.

Юз прослыл кузнецом, английским кузнецом, который приходит на работу в бархатной куртке с золотой цепочкой в петлице, обучает крестьянских парней кузнечному делу, да еще и фотографирует их.

Фотография пошла «гулять» по степи, по шахтам и усадьбам, создала легенду о Юзе-кузнеце, создала рекламу.

Юзу реклама была крайне необходима…»

Далее в тексте повести размещена вышеупомянутая фотография. Но о ней чуть позже.

«Правда» или «Ложь»

Рассказ о фотографии тачки и рекламной компании настолько необычен, что вызывает сомнение в своей правдивости. Что это – действительно «хитрость Юза» или художественный вымысел автора повести?

Ответов на этот вопрос только два: это или «Правда», то есть это хитрость Юза, или «Ложь», то есть вымысел автора.

Предположим, что описанное в повести событие «Ложь».

Тогда вызывает сомнение компетентность бывшего директора областного краеведческого музея М. Клименко.

В газете «Социалистический Донбасс» от 24 апреля 1949 г. он опубликовал статью «Овечий хутор». В ней описаны те же события, что и в повести «Старая Юзовка». Статья начинается с цитирования «Сборник статистических сведений по Екатеринославской губернии. Том II. Бахмутский уезд».

«Там, где теперь раскинулись корпуса металлургического завода имени Сталина, его домны и мартены, в 1856 году стоял так называемый «Овечий хутор»: несколько крытых соломой хат и овчарен. Кругом хутора расстилалась голая степь.

В 1866 году крестьянин села Семеновки Тихон Дворниченко, проезжая мимо «Овечьего хутора», заметил возле вырытой сусликами норы измельченный каменный уголь. О своей находке Дворниченко сообщил Сидорову – управляющему землями князя Ливена. Через некоторое время у хутора была заложена небольшая шахтенка…»

Заканчивается статья упоминанием о фотографии.

«В архивах областного краеведческого музея сохранился редкий фотоснимок «Овечьего хутора» — приюта пастухов, с которого начинается биография города Сталино – славной шахтерской столицы».

Немного отвлекшись от сюжета данной статьи, стоит обратить внимание, что бывший директор краеведческого музея тоже считает, что Юзовка началась с «Овечьего хутора».

А в качестве иллюстрационного материала к статье М. Клименко публикует почему-то только фрагмент фотографии из повести «Старая Юзовка». Возможно, что это был второй случай публикации фотографии.

Третий раз эта фотография была опубликована только через 30 лет после издания повести «Старая Юзовка». Речь идет о книге Григория Григорьевича Володина «По следам истории», изданной в 1967 году. В книге опубликовал тоже фрагмент.

Была ли эта фотография с 1937 по 1967 год опубликована еще где-нибудь, неизвестно.

Автор этих строк сделал коллаж из двух вышеупомянутых фрагментов. Серая часть фотографии из книги «По следам истории», желтая – из статьи «Овечий хутор». Люди на фрагменте фотографии в книге Володина отсутствуют.

Овечий хутор

Овечий хутор

Почему были использованы только фрагменты фотографии непонятно. Если в газетной публикации это может быть объяснимо версткой полосы, то в книге Володина вполне достаточно места для публикации всей фотографии. Может быть ретушь фотографии в книге вызвана людьми, изображенными на ней? Ведь в книге «По следам истории» нет ни одной фотографии Джона Юза.

Теперь давайте предположим, что история, описанная в повести «Старая Юзовка», «Правда».

Тогда вызывает сомнение наблюдательность Ильи Александровича. Давайте вспомним цитату из повести.

«Двух помощников Юз нашел и выковал в кузнице тачку.

Перед самой хижиной Юз сфотографировал ее и двух рабочих, помогавших ему ковать».

Но на фотографии три человека. Кто третий?

Если это подлинный снимок, то может быть на снимке сам господин Джон Юз. В этом случае перед нами уникальная и, наверное, единственная фотография, где Джон Юза запечатлен за работой кузнеца. И это сенсация!..

Редко удается разыскать сенсационный снимок в истории славного города Донецк.

А выяснить достоверно «кто третий на фото – Юз или не Юз», это уже задача для историков и краеведов, а не для простого читателя книг из серии «История фабрик и заводов».

А для комментаторов статьи тоже есть интересная тема для дискуссии: «На каком берегу речки сфотографировался Джон Юз, и на какой кирпичный завод он смотрел?»

Вместо послесловия

Действительно, этот снимок был бы сенсационным, если бы не одно «Но». И это «Но» — история развития фотографии.

События, о которых идет речь в этой статье, происходили в 1869 году. А каково было состояние фотографического дела в это время в мире и в Бахмутском уезде в частности? Мог ли Юз найти фотографа в 1869 году в Бахмутском уезде или во всей Екатеринославской губернии?

Чтобы разобрать в этом вопросе, автор этих строк обратился к специалисту по истории фотографического дела в Бахмутском уезде Михаилу Зильбербранду, правнуку одного из первых фотографов Бахмута Ефима Яковлевича Львова.

Вот что он рассказал.

Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 25 минут, а в пасмурную погоду достигала 45 минут. К 1860-м годам уже практически во всех губернских городах появились фотозаведения.

Однако в «Обзоре Екатеринославской губернии» в 1889 г во всей Екатеринославской губернии не числилось ни одного фотоателье. Это не значит, что они отсутствовали. Просто, они не воспринимались губернскими властями в качестве приносящих серьёзный доход «смешанных промышленных предприятий» и, поэтому, не были включены в отчёт.

В документе «По доставлении Губернаторами ведомостей о типографиях, литографиях, книжных магазинах и библиотеках для чтения, 21.06.1873-25.10.1873» в Бахмуте упоминаются два фотоателье, открытые ростовским купцом 2-й гильдии Яковом Исаевичем Рубанчиком (ГАРФ Ф.102-3ДП-Д.602-Л.10) и прусским подданным Августом Горье, на основании свидетельств, выданных губернатором 11.12.1871. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1875 год приводит ещё более ранние годы открытия фотоателье Рубанчика и Горье — 1858 и 1868 годы соответственно. Но данные эти нуждаются в подтверждении другими источниками. Фотографии с логотипами Я. Рубанчика и А. Горье этого периода не найдены.

Поэтому утверждать о большой популярности этих фотозаведений в 1869 году нельзя.

Фотоателье Августа Горье в «Ведомостях типографий, литографий, фотографий, книжных лавок и библиотек в разных губерниях, 22/9/1878 — 6/8/1879» уже не упоминается. Фотоателье же Якова Рубанчика существовало и после 1879 года. Кроме Бахмута, члены семьи Рубанчик открыли фотоателье в Мариуполе (около 1890 года), Керчи (в 1890 году) и Таганроге (во 2-й половине 1880-х годов).

По данным «Обзоров Екатеринославской губернии», единственное фотоателье в Бахмуте упоминается в 1891 г. (одно из 8 во всей губернии, из них: 3 в Екатеринославе, 2 в Екатеринославском уезде и 2 в Александровске).

Вернемся к нашей фотографии.

Организационная возможность провести фотосессию своим кузнецам у Юза была, если, конечно, в Бахмуте в 1869 году действительно существовали фотоателье Рубанчика и Горье.

Теперь давайте рассмотрим техническую возможность осуществления фотосессии.

В то время существовало два направления получения фотографических снимков: дагеротипия и калотипия. Остальные способы получения фотографических снимков были малоэффективны и поэтому не получили массовое распространение.

Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно.

Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов XIX века изобретатель из семьи Ньепсов – Ньепс де Сен-Виктор — заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой чувствительным к свету делали солями серебра.

В 1851 году англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. До 1871 года в мире использовались мокрые пластины, изготавливавшиеся за 10-15 мин. до начала съемки пока Ричард Меддокс не предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной.

С фотографической техникой тоже не было все так просто. Нельзя забывать, что принадлежности для съемки были тяжелыми и громоздкими. И если в павильонной съемке это не было столь обременительно, то жанровая и пейзажная фотография требовала недюжинного напряжения сил и воли. Поскольку портативных камер не было, то, «отправляясь в экскурсию или путешествие, фотограф брал с собой громоздкий аппарат, тяжелый треножник, черное покрывало. Стеклянные пластинки большого размера тщательно, с осторожностью упаковывались в особый ящик. Нужна была, кроме того, складная палатка для лабораторных работ. Брали еще бутыль с коллодием и склянки с различными солями для очувствления пластинок. Все это имущество погружалось в экипаж. На месте съемки фотограф подыскивал помещение для походной лаборатории или расставлял палатку прямо в поле. В темноте он приготовлял пластинку, заряжал кассету и только после этого мог приступить к съемке»

Большой проблемой была и слабая светочувствительность пластин. Экспозиция иногда продолжалась до 25 минут. При ярком солнечном свете выдержка могла быть сокращена до 2 – 3 минут. Не шевелясь простоять даже 2 минуты невозможно.

Фотографы того времени применяли специальные штативы, которые фиксировали тело фотографируемого. В дальнейшем, при обработке фотоснимка, штативы ретушировались. Стоящие люди на старых фотографиях выглядели неестественно. Как будто это были статуи.

На нашей же фотографии люди стоят в непринужденных позах без какого-либо напряжения. Не похоже, что они были зафиксированы штативами.

Уместно предположить, что наша фотография была выполнена или в 90-е годы XIX столетия или в начале ХХ-го. В это время уже были разработаны фотопластины с малым временем экспозиции. Это время составляло несколько секунд.

А вероятнее, что фотография, опубликована Гонимовым, относится к периоду «фотографического бума» 20-х годов ХХ-го столетия.

И еще один аспект рекламной компании Юза.

Для чего Юзу, при его бережливости, необходимо было организовывать такую сложную рекламную компанию? Удивить жителей близлежащих деревень? В то время сельские жители вообще не знали что такое фотография. Картинки, которые они видели в жизни, были иконы. И гонцу сначала нужно было рассказать, что такое фотография, а потом уже удивлять необычной тачкой. И в чем же здесь был неординарный рекламный ход Юза?

С точки зрения финансов это мероприятие было тоже нерационально. По тем временам фотография стоила немалые деньги. А если учесть привоз фотографа с его громоздкой аппаратурой, то это мероприятие становится особо затратным.

Ведь проще было бы послать несколько гонцов, которые просто рассказывали о Юзе и его заводе. И дешевле и убедительнее…

Вот и получается, что, как не крути, а история, рассказанная в книге «Старая Юзовка» о рекламной компании Юза, — фантазия автора. А фотография – «липа».

Очень жаль, что сенсация лопнула как мыльный пузырь…

  • Автор: Семен Левада.

Литература:

  1. Гонимов И. Старая Юзовка 1869-1905. / – Сталинское областное издательство, Сталино,1953 г.
  2. Клименко М. Овечий хутор. / — Газета «Социалистический Донбасс» от 24 апреля 1949 г.
  3. Володин Г.Г. По следам истории. / Издательство «Донбасс», Донецк, 1967 год.



16 комментариев

  • Алюрка

    Рассуждая о возможностях фотографии автор или забывает, или не знает о существущих снимках первой домны, сделанных в 1872 году, и даже доставку оборудования на волах из Таганрога, сделанную гораздо раньше

    • Nikolay

      Уважаемый Алюрка!
      Вы представляете себе разницу между 1869 и 1872 годами.
      В статье внятно написано, что только 1871 году изобрели сухие пластины для фотографирования. И тольто после этого начался бум фотографии. А не до 1971 года. Вы улавливаете разницу?
      Рекомендую Вам еще раз внимательно прочитать статью. Можно с карандашом. Может быть тогда Вы поймете о чем статья!

      • Алюрка

        А Вы в курсе, что многие весьма уважаемые краеведы утверждают, что 1869 году никакого Юза у нас не было и в помине? Как быть с этим фактом? Тоже карандаш брать?

        • Nikolay

          Уважаемый Алюрка!
          Не верьте слухам: Вам говорят и Вы говорите.
          Карандаш брать не надо. Лучше пойдите в библиотеку, возьмите книжку «Сборник статистических сведений по Екатеринославской губернии. Том 2. Бахмутский уезд» Издание Екатеринославского уездного земства 1886 года и почитайте. Говорят чтение — увлекательное занятие.
          Или Вы тоже не доверяете такой уважаемой организации, как Екатеринославское уездное земство.
          Тогда езжайте в Питер. Идите в архив музея Горного института и попросите «Договор на строительство завода Новороссийского общества» датированный 1869 годом.
          Просто интересно, зачем Юзу договор, если он не собирался у нас строить завод и вообще не видел этой территории?
          Уважаемый Алюрка — может быть и Юза не существовало? А весь наш город — это домыслы краеведов!!!!!

  • Юзовский

    В газете «Социалистический Донбасс» от 24 апреля 1949 г. он опубликовал статью «Овечий хутор». В ней описаны те же события, что и в повести «Старая Юзовка». Статья начинается с цитирования «Сборник статистических сведений по Екатеринославской губернии. Том II. Бахмутский уезд».
     в качестве иллюстрационного материала к статье М. Клименко публикует почему-то только фрагмент фотографии из повести «Старая Юзовка». Возможно, что это был второй случай публикации фотографии.
    Третий раз эта фотография была опубликована только через 30 лет после издания повести «Старая Юзовка». Речь идет о книге Григория Григорьевича Володина «По следам истории», изданной в 1967 году. В книге опубликовал тоже фрагмент.

    В 1949-м и 1967 годах скорее всего пошла просто перепечатка фантазий Гонимова. Я не могу представить, чтобы в период репрессий писатель мог написать что-то, что не обобрило бы НКВД. Так что к книге «Старая Юзовка» можно относиться лишь как к книге. а не как к документу.
     По поводу самого фото можно было даже не углубляться в способы получения фотографий, а прочто почитать те же книги и понять, что когда Юз приехал в наши края, то  это была осень, а люди на фото одеты по летнему. Опять же, на фото есть тень. Она тоже о многом может рассказать. Хотя фото  100% не Юза.
    По-поводу овечьего хутора, то мне почему-то кажется, что он должен был находиться именно на месте дома Юза. Там и река рядом и дороги есть.
    44444.jpg

  • Dedushka

    Автор статьи, рассматривая возможности производства снимка, почему-то не подверг анализу саму возможность изготовления тачки. Для этого Юзу понадобилась бы железная заготовка весом с полпуда (как минимум), а где её можно было взять в голой степи? Предположение, что Юз привез с собой металлические чушки, собираясь на разведку места для строительства завода, выглядит по меньшей мере странно. Он скорее прихватил бы с собой готовую тачку, нежели пуд железа и молот. 🙂
     
     

  • Алюрка


    Вот фотография и оригинальная подпись из книги Гонимова 1955 года издания. Возникает вопрос: На основании чего автор сделал вывод, что на фотографии Юз, два работника ему помагавшие и тачка выкованная в кузне им лично, а не три нанятых рабочих, копавших котлован под фундамент?

    • Юзовский

      Там вообще, ничего не так, как на подписи. Не может это быть Смолгора. «В начале славных дел», Смольянинова на владела землями на Смолгоре. Также, те земли, на которых сейчас находится ДМЗ, не относятся к Смолгоре. Юз не мог там ничего строить. Смолгора заканчивалась  в балке Скоморощина. Т.Е. была между балкой Дурной и Скморощина. Завод находился на другом берегу реки Скоморощина ( левом), протекающей в одноимённой балке. Немного пофантазировав, можно пребставить , что на фото, как раз левый берег Скоморощиной (снято от реки). Ну и, разумеется, не во времена, когда Юз только приехал в наши края. 

      • Алюрка

        Так речь, как я понимаю по подписи, идет о строительстве той самой кузницы, на которой в последствии тачку и выковали? Из того же Гонимова следует, что в окрестностяз кузни не было, т.е. как миниму горн и меха Юз должен был залудить. Не собственоручно же он это делал?
         

        • Юзовский

          Мне почемуто кажется, что Юз пользовался кузней Нестеровых. У них, в километре от завода, были шахты, а при шахтах хоть одна кузня да была.

Войдите, чтобы оставить комментарий