С каждым годом становится все меньше и меньше домов – ровесников нашего города. Ленинскому району в этом отношении повезло больше, чем другим районам.
Один из таких памятников архитектуры расположен на улице Клинической. Это дом Адама Александровича Свицына. Жил ли в этом доме основатель завода Джон Юз ни донецким краеведам, ни историкам доказать или опровергнуть это пока не удалось. Но даже если Джон Юз и не жил здесь — этот дом является одним из самых значительных памятников архитектуры нашего города.
Неоднократно поднимался вопрос о восстановлении дома. Но каждый раз у городского головы был один ответ: «Если те, кто предлагает, скажут за чьи деньги это сделать – я это сделаю с удовольствием».
Реставрация таких старых зданий, как дом Свицына, — очень сложное дело. А если учесть, что от дома остались только частично разрушенные стены, эта задача усложняется многократно.
О доме написано множество статей. Нет, наверное, такого события, связанного с домом, о котором кто-нибудь когда-нибудь да и не написал.
И все же существует один малоизвестный факт.
После войны в больнице №6 (в народе эту больницу называют «Шлаковой») было мало места для стационарных больных. В 1949 году администрация завода приняла решение перепланировать дом Свицына под профилакторий для трудящихся на 110 койко-мест.
Для разработки проектной документации были подготовлены «снятые с натуры» чертежи дома. Копия чертежей была передана в заводской ОКС (отдел капитального строительства). В то время отделом руководил Кутненко В.К. У одного из старых сотрудников ОКСа сохранились два уникальных чертежа. Это чертежи «Разрезы» и «Фасады».
В угловом штампе надпись «Дом бывшего Свицына». На чертежах дата 21.VIII.1949 г.
Сохранился ли полный комплект этих чертежей — автору неизвестно. Возможно, в отделе главного конструктора ДМЗ они и существуют. А если это так, то это очень поможет в восстановлении одного из самых значимых архитектурных памятников нашего города.
И в заключение статьи немного о топонимике названия «Шлаковая больница».
Существуют две версии этого названия. Первая: рядом с больницей находится заводской шлаковый отвал. Вторая: в больнице лечили водой, получаемой при мокрой грануляции шлака.
Автор склоняется ко второй версии. А подтверждает ее статья «Прекрасное детище завода», опубликованная в газете «Социалистический Донбасс» в 1935 году. Вот текст этой статьи:
«Целебные свойства воды, получаемой при мокрой грануляции шлака, были известны давно. Рабочие рурских заводов, купаясь в этой воде, заметили, что она помогает от ревматизма. Никто, однако, не заинтересовался этой водой, никто не подумал о строительстве лечебниц.
Только у нас, в стране, где забота о живых людях в центре внимания, быстро и широко развернулось строительство шлаковых лечебниц. Одна из таких – самая лучшая на Юге – закончена строительством на Сталинском металлургическом заводе.
В начале 1935 года были заложены первые камни будущей лечебницы, а сейчас законченное здание гордо высится, поражая исключительной отделкой и красотой.
Входим в вестибюль. Солнце, заглянув в широкие окна, бросает свои лучи на зеркальную поверхность моролита, играет «зайчиками» на широких колоннах, отделанных триплексом и перебрасывается на блестящие угольники паркетного пола. Стильная, со вкусом расставленная мягкая мебель, дополняет комфорт вестибюля. Вправо и влево протянулись длинные коридоры.
— Здесь расположены, — говорит заведующий лечебницей Владимир Николаевич Сперанский, — ванные комнаты, гидропатический зал, зал электросветолечения, кабинеты врачей. В нашей лечебнице смогут лечиться ревматики, люди с кожными заболеваниями, заболеваниями периферийной нервной системы, сосудисто-сердечными заболеваниями и т.д.
Шлаколечебница завода имеет 13 ванн, 2 гидропатических зала, зал электросветолечения, кабинеты врачей, комнаты отдыха. В день лечебница сможет отпустить более тысячи различных процедур, из них 400 шлаковых ванн.
— Это здание, — говорит начальник медсанчасти т. Жислин, — выстроено за 10 – 11 месяцев. Хорошо поработали начальник строительства тов. Рожков, архитектор Пальч и скульптор тов. Макаренко. Огромное внимание уделял строительству директор завода тов. Макаров.
… Маляры кладут последние мазки краски, уборщицы вытирают стекла. Скоро в лечебницу придут первые больные, которые получат лечение, за которым раньше они ездили в Пятигорск, Ейск, Мацесту.»
Литература
1. Б.Герц. «Прекрасное детище завода», Газета «Социалистический Донбасс» 1935 год.
- Автор — Семен Левада.
Спасибо. С топонимом стало понятно.
Свицын Адам Александрович был арестован 7 декабря 1937 года по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации. Приговорен 7 февраля 1938 года (ровно 76 лет назад!) к высшей мере — расстрелу. На следующий день приговор приведен в исполнение.
На момент ареста проживал в г. Москва, Гоголевский бул., д.8, кв.73
Донецкая шлаколечебница (правильное название — шлаководолечебница) делеко не единственная и даже не первая в истории этого метода лечения, открытого ещё до революции. Всегда считал, что это достаточно широко известно, а оказывается, что кое-кто связывает это с породным отвалом и считает название топонимом. Таких больниц и, соответственно, «топонимов» в СССР были сотни.
После грануляции шлаков доменного производства отработанная горячая вода содержит сероводород и в небольших количествах некоторые металлы. Процесс грануляции шлаков делает состав воды близким к естественным сероводородным источникам. Шлаковые воды используются для лечения хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний периферической нервной системы, хронических гинекологических и некоторых кожных и других заболеваний. Так, эффективность лечения при полиартритах деформирующего характера достигает до 80 %, при полиартрите инфекционного характера и чешуйчатом лишае — 65 — 70 %.
В Туле тоже была шлаколечебница. В 1936 году построили
А донецкую купальню видели? Когда она построена?
Интересно то, что в ПКО (переименован в ОКП — отдел комплексного проектирования) завода и сейчас работает Панченко, правда в электрическом секторе.
Спасибо за чертежи дома. Очень интересно!