6

Это сейчас все те здания и планировка целых районов стали обыденными для их жителей. А в самом начале именно от этих архитекторов очень многое зависело, чтобы новостройки стали знаковыми местами города Донецка или на карте нашего региона появились новые города и поселки.

Судьба соединила их в Харькове

Они родились в разных местах бывшего Советского Союза. Петр Максимович Жук появился на свет 10 апреля 1920 года в селе Бутенки Кобелякского района Полтавской области. Отец Максим Кондратович работал телеграфным служащим на железнодорожной станции и умер, когда Пете было всего 5 лет. Там он закончил школу и уехал в Харьков учиться на архитектора в местном инженерно-строительном институте. В начале лета 1941 года Петр Жук приехал в родные места на каникулы, и здесь его застала Великая Отечественная война.

Он оказался на оккупированной фашистами территории и ему как комсомольцу приходилось скрываться. По воспоминаниям младшего сына донецкого архитектора, его отец о войне говорил спокойно, но когда речь заходила об оккупации, то не мог сдержать слез. «Это ужас! Вокруг чужие солдаты! Расстрелы, избиения мирных жителей», — рассказывал он.

Когда Полтавскую область советские войска освободили от захватчиков, Петр Жук пошел на фронт. Был сапером, т.е. по пояс в ледяной воде под постоянными обстрелами вместе со своими товарищами строил понтонные переправы, мосты, различные оборонительные или другие военного назначения сооружения. Таким образом, вышло, что на практике применял полученные в институте знания по архитектуре. Петр Жук с Красной Армией дошел до венгерского города Байя, что на границе с Болгарией. Был ранен в ногу под Будапештом и из-за этого его демобилизовали из армии. Поэтому Петр Максимович вернулся в Харьков и восстановился на учебе в институте.

Отец Марии Григорьевны Дьячковой Григорий Ефимович Шевнюк родом из Черниговской губернии. Он был плотником — золотые руки. Резал наличники и коньки на хатах, украшал резьбой ворота и т. д. В голодные времена он поехал в тогдашнюю Южную Сибирь и там занимался своей работой по селам. И в селе Еленовке (сейчас это Кокчетавская область Казахстана) познакомился с девушкой из зажиточной семьи Марфой Дьячковой. Затем женился на ней и пошел «в примаки», оставшись там жить. А тогда был такой обычай, что если идешь жить к жене, то и фамилию ее берешь. Так, Григорий стал Дьячковым. В 1923 году в этой семье 20 марта родилась дочка Мария.

Мария Григорьевна всю свою жизнь любила театр и в юности даже играла в Киргизском русском театре в городе Фрунзе. Во время войны она работала на военном заводе — точила снаряды и строила Западный Чуйский канал. Награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». В Харьков она поехала сначала для того, чтобы стать артисткой. Но ей не хватило баллов на вступительных экзаменах. После этого она попыталась поступить в вуз на медицинский факультет, но там уже прошли сроки сдачи документов. Начала узнавать, куда можно еще пойти учиться, и ее привлек архитектурный факультет ХИСИ, т.к. специальность она считала равной высокому искусству.

Здесь, в Харькове, на одном курсе архитектурного факультета Петр Максимович и Мария Григорьевна и познакомились. Полюбили друг друга. Жили в общежитии, пережили голод 1947 года. По рассказам Марии Григорьевны, покупали утром один пирожок на двоих и растягивали его на весь день. В том же голодном 1947 году они и поженились.

Из Краснодона в Сталино

После окончания учебы их по распределению сначала отправили в город Краснодон. Но в 1949 году им удалось перевестись на работу в Сталино. Приехали с одним чемоданом вещей на двоих. Снимали угол в одной из квартир в городе, т. е. Кровать, два стула — и все. Затем им выделили жилую площадь в коммунальной квартире в доме по Артема, 125/2, в проектировании которого принимал участие Петр Максимович. Тогда в столице Донбасса архитекторам работы хватало. Несколько лет оба архитектора работали в институте «Донгипрошахт» — восстанавливали шахты, проектировали новые и занимались возрождением шахтных поселков.

Когда в Донецке в 1964 году создали институт «Донецкпроект», Петр Максимович ушел туда и трудился там до самого своего выхода на пенсию в 1980 году. Последняя его должность — главный инженер института. Мария Григорьевна тоже перешла на новое место работы — в тогдашний Донецкий филиал «Гипрограда», более известного нам, как институт «Донбассгражданпроект». А результаты их работы и сегодня могут наблюдать жители всей Донецкой области.

«Белый лебедь», Ленинский проспект и другие объекты архитектора Жука

Архитектор Петр Максимович Жук более всего известен среди донецких зодчих по двум реализованным его проектам — торговому центру «Белый лебедь» и ресторану «Троянда» около него. «Белка» приняла своих первых покупателей ко Дню шахтера в конце августа 1965 года. Это был на то время один из самых оригинальных универмагов города Донецка. «Он очень красив, этот универмаг из стекла и бетона… Здание обещает быть очень современным и изящным…» — такими словами начинался репортаж о строящемся «Белом лебеде» 31 января 1965 года в областной газете «Комсомолец Донбасса».

Ресторан «Троянда»

В новом магазине планировалось наличие демонстрационного зала на 300 мест, где показывались бы моделями образцы продукции швейной фабрики. Там также предполагалось внедрить новые методы торговли, т. е. «в нашем универмаге не будет традиционных прилавков: покупатели смогут подходить к товарам сами, не придется просить продавца показать ту или иную вещь». Всего в этом торговом центре разместили около 50 специализированных торговых секций. Это был крупнейший на то время в Украине универмаг.

Также известно, что архитектор Петр Жук занимался проектированием застройки нынешнего Ленинского проспекта в районе цирка «Космос» и высотного здания на площади Конституции (ранее там располагался гастроном «Беларусь»).

Автору статьи удалось в архивных документах «Донецкпроекта» обнаружить упоминание о том, что этот зодчий осуществлял авторский надзор за строительством главного корпуса нашего Донецкого национального университета. Много лет архитектор Жук был депутатом районного и городского уровней.

За планировку центральной части города Донецка Петр Максимович Жук был удостоен почетного звания «Заслуженный архитектор УССР». По рассказам, примерно в 80-е годы прошлого столетия макет центра нашего областного города возили на Всемирную выставку в Лос-Анджелес, и американцы все макеты продували в аэродинамической трубе для того, чтобы определить, как поведут себя многоэтажные дома при ураганах или ветровыми завихрениями между домами. Так вот, после таких испытаний выяснилось, что макет центральной части Донецка выстроен идеально.

Планировка архитектора Марии Дьячковой

Старший архитектор института «Донбассгражданпроект» Мария Григорьевна Дьячкова более известна как специалист по комплексной планировке не только отдельных кварталов или шахтных поселков, но и некоторых новых городов в Донецкой области. Еще в начале своей трудовой деятельности она занималась планировкой поселка Объединенного, т. е. когда восстанавливали шахту Мушкетовскую-Заперевальную, то думали и о жилье для горняков. Архитектор также участвовала в коллективном проекте создания центральной площади Донецка имени Ленина. Проспект Ильича от магазина «Рубин» до Набережной — этот проект результат совместной работы супругов: одну сторону проектировал Петр Максимович, а вторую — Мария Григорьевна. За «Беларусью» девятиэтажки по Набережной до бульвара Шевченко созданы по проекту архитектора Дьячковой.

Есть город в Донецкой области, который Мария Григорьевна практически создала с нуля, т. е. на месте бывшего там небольшого хуторка в степи, — это город Кировское. Архитектор сама выбирала место для города, продумывала все детали его будущего существования. Это было достаточно нелегким делом. Ведь на каждый объект требовалось 19 согласований, главное из которых надо было получить в Москве.

Идея создания Донецкого моря тоже принадлежит Марии Григорьевне. В тот раз в Донецк приехала комиссия Госстроя СССР по поводу расширения территории нашего областного центра. Они осмотрели местность и придумали на южной окраине города засыпать балку, а затем, вбив сваи, построить там жилые дома. Но это стоило огромных денег, и Мария Григорьевна как участник комиссии от местных архитекторов предложила иной вариант. «Зачем такие траты? Давайте здесь построим плотину и сделаем зону отдыха для трудящихся, которой так же не хватает Донецку, как и жилья», — сказала она. А микрорайон Широкий появился немного в другом месте.

Также Мария Дьячкова занималась проектированием жилья и социально-культурных объектов при намечавшемся строительстве второй очереди канала «Днепр — Донбасс». Есть ее доля участия в создании архитектуры других городов и поселков в разных районах Донецкой области. Проект планировки и застройки села Зеленый Гай Великоновоселковского района в 1973 году на общесоюзном конкурсе признан лучшим проектом села Донбасса, а его автор отмечена серебряной медалью ВДНХ.

Преданные своей профессии

Архитекторы Петр Максимович Жук и Мария Григорьевна Дьячкова всегда любили свою профессию и очень переживали, что город стал застраиваться хаотично, без соблюдения какого-либо архитектурного стиля. Для них эта профессия стала путеводной звездой в жизни. Хотя были у них и другие увлечения.

Так, Петр Жук любил фотографировать красивые пейзажи. После выхода на пенсию вспомнил увлечение своей молодости и начал рисовать картины. Талант художника у него был от Бога. Сегодня дома у его сыновей сохранилась целая коллекция его картин, а много своих художественных работ Петр Максимович раздал своим друзьям, которые теперь живут в разных странах мира. Мария Григорьевна хорошо шила и вязала.

Петр Максимович Жук умер 4 июня 2000 года, Мария Григорьевна Дьячкова скончалась 31 декабря 2010 года. А построенные по их проектам здания и поселки живут и развиваются поныне, став памятником их нелегкому труду.



Войдите, чтобы оставить комментарий