hudozh-muzey-yhmb

За несколько дней до отмечаемого 18 мая Международного дня музеев Донецкий областной художественный музей внезапно закрылся на незапланированный ремонт. Стены залов опустели: картины сняли, спрятали в хранилища. В 1941 году музей уже лишился почти всех своих произведений. Неужели что-то подобное может повториться?..

О Донецком областном художественном музее, его истории и значении для Донбасса в преддверии 75-летия этого храма искусств «Панораме» рассказала заместитель директора музея по научной работе Марина ТРЕТЬЯКОВА, которая здесь работает вот уже треть века.

Истории строки

В нынешнем году Донецкому областному художественному музею исполняется 75 лет. Решение о создании в областном центре музея изобразительных искусств Сталинский обком партии принял 23 сентября 1939 года – эта дата стала считаться Днем его рождения. Первоначально музей находился в здании бывшего кинотеатра «Синема» — внутри квартала, что напротив Центрального универмага. Великую Отечественную войну Музей изобразительных искусств и его коллекция, увы, не пережили. Эта участь постигла многие музеи Украины.

Через два года после создания музея, в 1941-м, его уже немалая на тот момент коллекция была почти полностью разграблена: что-то было увезено в Германию, что-то просто уничтожено. Всего 11 работ удалось спасти донецкому художнику Евгению Грейлиху. После освобождения Украины он отдал их на хранение в Русский музей в Киеве, а в 1975-м они вернулись в Донецк.

Второе рождение музея пришлось на 1960 год. В конце бульвара Пушкина, возле троллейбусного парка (на его месте теперь находится здание облгосадминистрации) был построен пятиэтажный жилой дом № 35. Его проект предусматривал создание на первом этаже лучшего на тот момент во всем городе гастронома – по типу Елисеевских в Москве и Ленинграде — с анфиладой высоких и просторных торговых залов. Но гастроному открыться было не суждено: залы и подсобные помещения заполнили не колбасой и лапшой. В 1960-м ЦК Компартии Украины принял постановление об открытии в областных центрах краеведческих и художественных музеев. Многие дончане, прежде всего художники, давно уже поднимали вопрос о воссоздании музея.

В художественном музее, 1970-е

Сам Донецкий художественный музей – один из двух (наряду с Тернопольским) среди областных музеев Украины, который находится на первом этаже жилого дома, что создает множество проблем.

В художественном музее. Донецк, 1987 год

Донецк. В залах областного художественного музея. Начало 1990-х

Богатые приспособленцы

- Пока мы работаем в предложенных условиях: как в 1960-м получили эти приспособленные помещения, так в них и остаемся, — рассказывает Марина Третьякова. — Тем не менее, у нас интересные экспозиции, прекрасные коллекции русского и украинского изобразительного искусства XVII — XX веков, западноевропейского искусства XVI – XIX веков. У нас есть работы Шишкина, Айвазовского, Саврасова, Боголюбова, Серебряковой, Лактионова, Бенуа, Фалька и других знаменитых художников. У нас — хорошая коллекция украинского декоративно-прикладного искусства, как народного, так и профессионального, которая показывает красоту народного костюма, народной вышивки, керамики.

tretiakova

Марина Третьякова – в первом зале родного музея. Фото автора

Самые древние из экспонатов музея – произведения античной керамики и стекла, которые были переданы в Донецк в 1960-70-е годы из Государственного Эрмитажа (Ленинград). Это — древнегреческая керамика VII в. до н. э. Вообще в 1960-е, когда Донецкий художественный музей был воссоздан, свои произведения ему передавали не только Эрмитаж, но и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), и многие украинские музеи.

Пусть живопись заговорит…

Музей – это и место коммуникации современных людей, особенно людей искусства. Первый зал музея – с подвесным потолком, с хорошей акустикой, прекрасным концертным роялем, на котором играл Святослав Рихтер.

В этом зале часто проводятся концерты. Замечательная донецкая поэтесса Светлана Куралех свой творческий юбилейный вечер проводила именно в музее. Это человек, тонко чувствующий живопись: она много писала о донецких художниках; выпустила книжку «Пусть живопись заговорит стихами», где воспроизведены картины, которым она посвятила стихи.

Многие помнят и любят и Наталью Викторовну Хаткину:

- Пока она была с нами, часто выступала на открытиях выставок, — вспоминает Марина Третьякова. — Она дружила с донецкими художниками – с Геннадием Олимпиюком, Александром Глумаковым, Владимиром Бауэром. После того, как Натальи Викторовны не стало, появилась традиция ежегодно, в начале сентября, в День ее рождения, проводить вечера ее памяти, на которых звучат ее стихи, звучит положенная на ее стихи музыка.

Музей – живой организм, он живет и развивается. Здесь постоянно проводятся выставки. Только за прошлый год Донецкий областной художественный музей представил три персональные юбилейные выставки ведущих художников Донбасса: Бориса Еремина, Юрия Петрушкина и Алексея Полякова.

- Наряду с выставками в музее проводятся творческие встречи с художниками. В свою коллекцию музей приобретает их работы; а многие произведения их авторы музею дарят, за что им – большое спасибо: дары щедрые, интересные, говорит Марина Третьякова. — Благодаря этому сформирована значительная коллекция работ донецких мастеров изобразительного искусства.

Один из преданных друзей музея — профессор Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева Станислав Витальевич Савари. Он прекрасно знает и любит живопись, посещает выставки, вернисажи, проводит здесь концерты. Он подарил музею ряд произведений декоративно-прикладного искусства.

Сергей Бубка передал в дар музею литографии Пабло Пикассо из серии «Короли». Благодаря дарам небезразличных к искусству людей коллекции музея пополняются. Так, недавно его коллекция графики пополнилась целым рядом офортов Шишкина.

Жильцы подземелья

Специфика Донецкого художественного музея – в его многопрофильности и разнообразии коллекций. Всего в различных коллекциях музея – свыше пятнадцати с половиной тысяч произведений изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества разных эпох, стран и народов. В экспозиции же представлена лишь десятая доля собрания. Музей ведь – не только экспозиция, но и реставраторские, и плотницкие мастерские, и фондохранилища, которые находятся в подвальном этаже. Везде – неудобно и тесно. Реставрационная мастерская – маленькая. Большие картины для реставрации приходится заносить в один из боковых экспозиционных залов и закрывать его для зрителей.

В музее – два реставратора: Виктория Сотникова – реставратор живописи, Ольга Бублик – реставратор графики. Они вместе с главным хранителем Людмилой Григорьевной Кулиненко проводят огромную работу, чтобы картины прошли реставрацию до того, как попасть в экспозицию или на выставку.

Одно из направлений работы музея – каталогизация произведений, которые здесь хранятся. Каждый хранящийся экспонат обрабатывается, изучается, на него составляется научный паспорт. Музей постоянно выпускает иллюстрированные научные каталоги своих коллекций. Особый вклад в это вносит Александр Павлович Близнюк: он работает с современным украинским, русским искусством, а также искусством республик бывшего СССР. Каталог «100 икон из собрания музея» стал последней большой работой Татьяны Михайловны Пановой.

Для комплектования коллекций музея очень много сделали его многолетние сотрудники: Татьяна Михайловна Панова, Татьяна Ивановна Макарова, Валентина Алексеевна Агеенко.

Директор Донецкого областного художественного музея Галина Владимировна Чумак. Будучи членом Международного комитета музеев при ЮНЕСКО, она делает очень многое для того, чтобы художественный музей был одним из популярных и значимых учреждений Донецка, чтобы дончане и гости города имели возможность приобщиться к лучшим образцам изобразительного искусства прошлого и современности.

На картинах, которые 75 лет назад положили начало музею изобразительных искусств города Сталино, были запечатлены шахты и заводы, шахтеры и металлурги. Сам Донецк вырос вокруг металлургического завода. Сегодня благодаря научно-техническому прогрессу роль тяжелой индустрии снижается. И — кто знает – быть может, лет через десять на месте Донецкого металлургического завода раскинется город-сад, и в нем расцветут не только деревья и газоны, но главное — таланты его жителей. А одним из новых прекрасных памятников архитектуры там окажется здание Донецкого областного художественного музея. Дожить нам до этого прекрасного будущего поможет искусство, в том числе – изобразительное.



1 Comment

  • Александр Федонин

    Третьяковка, Лувр и др. — они единственные. Как и Донецкий музей. На мой взгляд, в заголовке этой статьи слово ТРЕТЬЯКОВКА уместно взять в кавычки.

Войдите, чтобы оставить комментарий