
Многостороннее обсуждение всех аспектов забастовочного движения было очень популярным в советских СМИ конца 80-х – начала 90-х. Конфликт между рабочей прослойкой и административной верхушкой на предприятиях достиг апогея, что вылилось в многочисленные забастовки по всему СССР. Большинство требований были вполне обоснованными и справедливыми. Но с другой стороны, пресловутая перестроечная гласность понималась массами именно как возможность бесконечных обсуждений и даже непрерывного словоблудия во всех сферах общества. Вот такой яркий коктейль и порождал материалы, один из который мы и предлагаем читателям Инфодона сегодня. Итак, перед вами статья «Донбаст: путь в Советы» из №3 журнала «Техника молодежи» за 1990 год.
Сегодня мы продолжаем разговор о забастовочном движении. Среди гостей — слушателей школы самоуправления, организованной молодыми учеными МГУ, были и «крещенные» забастовкой шахтеры Донбасса: В. Н. БРАТЧЕНКО — горнорабочий, член СТК шахты имени М. Горького, С. И. ВАСИЛЬЕВ — электрослесарь, председатель СТК шахты имени М. Горького, С. А. ЛОЛУХИН — проходчик, зам. председателя СТК шахты имени 60-летия Советской Украины, И. Д. ХАДЖИНОВ — машинист, зам. председателя городского забастовочного комитета. Им было интересно встретиться с учеными-профессионалами в области самоуправления. А тем не менее интересно узнать: как, почему, с чего началась забастовка. И главное, чему научила?
Общественную лабораторию самоуправления в сегодняшнем разговоре представляют наши постоянные авторы: доктор экономических наук, доцент МГУ А. В. БУЗГАЛИН, его коллега, кандидат экономических наук А. И. КОЛГАИОВ, кандидат философских наук, ст. научный сотрудник Института социологических исследований АН СССР А. П. КУЗНЕЦОВА, мл. научный сотрудник ЦНИИпроект Л. А. БУЛАВКА, аспирант МГУ К, Э. Мерзликин.
У ИСТОКА
Васильев. Система управления на шахтах была командной в полном смысле этого слова. Дисциплина — армейская: директор беспрекословно выполнял приказы «сверху», а его подчиненные также безропотно исполняли все «внизу». Малейшее неподчинение влекло за собой взыскание вплоть до увольнения.
Кузнецова. К сожалению, данные наших социологических исследований свидетельствуют, что на большинстве предприятий командно-административная система не собирается сдавать позиций.
Братченко. Причем дело не только в администрации. Вокруг дирекции создается своеобразное окружение: доверенные лица администрации, рабочие, считающиеся передовиками, партийные и профсоюзные «активисты». Всем им в первую очередь путевки, талоны на дефицитные товары, премии, они в списках на машины и квартиры.
Голос этого нашего доморощенного варианта «рабочей аристократии» (а может быть, скрытого штрейкбрехерства.— Ред.) выдавался за «мнение масс».
Хаджинов. Сами понимаете, что эта «командно-административная» система «работала» не только на производстве. Так, если шахта находилась в центре, то можно было хотя бы в горком партии обратиться (впрочем, жалобы возвращались в парткомы шахт). Ну а если уж в глубинке, тут директор — царь и бог: с ним никто не хотел, да и не смел спорить.
Васильев. На шахтах все было формализовано. Как только «наверху» порешили: необходим хозрасчет и СТК, «треугольник» тут же рапортует: «Сделано!» И если раньше можно было хотя бы в министерство «пожаловаться», в партийные или профсоюзные органы, то теперь высшей и последней инстанцией стал сам директор и его ставленники — «активисты» в СТК. Неудивительно, что шахтеры относились к хозрасчету как к чему-то нереальному.
Бузгалин. Все верно. Хозрасчетная обособленность и аренда сами по себе рабочих и инженеров не превратят в хозяев производства. Рынок за пределами предприятия очень часто сочетается с диктатурой администрации внутри коллектива. Другое дело, что, начав с самоуправления внутри предприятия, как это удалось сделать вам в результате забастовки, необходимо решиться и на другой шаг — к добровольному «центризму». То есть к слому бюрократических надстроек «наверху» и переходу на договорные отношения между рабочими коллективами — по горизонтали, с хозяйственными, посредническими госорганизациями — по вертикали. В этом случае шахтеры и металлурги сами должны будут решить, какой центр, с какими функциями и за какую плату им нужен. А какой лишь мешает.
ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ?
Булавка. Упрекая забастовщиков, некоторые считают, что их выступление — это проявление группового эгоизма, «буза» людей, не желающих работать и соблюдать дисциплину. Мы по опыту общения с рабочими Кузбасса знаем, что причины забастовки иные. А как складывалась ситуация на донецких шахтах?
Полухин. Прямая трансляция Съезда народных депутатов подогрела у шахтеров веру в то, что мы сами сможем отстоять свои права. Тяжелая обстановка на шахте, неразбериха с тарифами и расценками, опасная работа, нехватка оборудования: дефицитом стали даже отбойные молотки — приходилось покупать их за свой счет (!!! — Ред.). Все это рождало непонимание и неверие рабочих, а в итоге привело к стачке.
Вообще-то сначала к забастовке призывали крикуны. Иные из них пытались возглавить митинги и демонстрации. Зачастую люди случайные, те, кто больше любит поговорить, чем работать (один, к примеру, был выгнан из милиции за взятки, другой успел отсидеть 12 лет). Но шахтеры быстро разобрались, кто есть кто, и сформировали стачкомы из своей среды.
Братченко. У нас все началось с того, что на шахту имени М. Горького приехали забастовщики из Макеевки: говорят, пора, мол, ребята, подниматься. После забастовки и дирекция, и сами шахтеры убедились — только объединившись, рабочие обрели силу.
Бузгалин. Я уверен (и это результат изучения опыта стачечного движения) — рабочие решились на забастовку потому, что иного способа сломать свой шахтерский «флигель» административно-командной надстройки у них не было. Да, «эгоистические» мотивы присутствовали, но главным было (и за это продолжают бороться рабочие комитеты) требование передачи реальных прав органам самоуправления, слома полукрепостнического принуждения к труду, бюрократического диктата, неразберихи, удушающей и производителей, и потребителей. Но неужели стачка — единственный путь к самоуправлению?
Я готов утверждать, что в принципе забастовка не нужна социализму, раз это общество, где политическая и экономическая власть принадлежит трудящимся. Если же она им не принадлежит, то рабочим приходится идти на стачку.
Калганов. Расплывчатые статьи Закона о государственном предприятии, принятого в 1987 году, дали некоторые права трудовым коллективам, их советам. Но в большинстве случаев органы самоуправления — хозяева лишь на бумаге (которая все стерпит). Они практически не решают жизненно важных проблем: как и за что платить зарплату и премии; как и на что расходовать хозрасчетные фонды; как добиться реального бригадного подряда и внутрипроизводственного хозрасчета, выгодного в первую очередь самим работникам — как ИТР, так и рабочим. В большинстве случаев СТК остаются неким совещательным органом при администрации, послушным прикрытием для «выбивания» дополнительных фондов, пересмотра нормативов… «Снизу» их игнорируют, «сверху» зажимают. СТК оказывается между небом и землей.
ЗА ВЛАСТЬ РАБОЧИХ!
Хаджинов. Самый большой результат забастовки — то, что у людей стал пропадать страх. Забастовка открыла глаза и уши шахтерам. Рабочие впервые почувствовали свою силу.
Васильев. После стачки мы первым делом взялись налаживать рабочее самоуправление. Переизбрали профкомы, СТК, прошли выборы мастеров и директора. Причем его выбирали не на конференции, а общим собранием. Шахтеров пришло так много, что собрание пришлось проводить на стадионе.
Булавка. Но ведь подобные выборы у вас проходили и до забастовки.
Васильев. Да, конечно. Только они были формальными. Более того, проходили под строжайшим надзором (в буквальном смысле) администрации. Даже не очень тайным. Например, когда выбирали начальников участков на нашей шахте, администрация устроила форменную слежку — выстроившись на балконе, наблюдали за голосующими: кто вычеркивает и кого. А кандидатура директора и вовсе была единственной. После таких «демократических выборов» некоторых уволили, оставшихся неформальных лидеров преследовали.
Братченко. До забастовки элементарные вопросы распределения квартир, машин, путевок решались (часто несправедливо) только администрацией. До 40% всего фонда фактически было в руках директора, который кому хотел, сколько хотел — столько и давал.
Васильев. После забастовки новый СТК и профком изменили положение. Сообща, демократично решаем все вопросы. Установили единую очередь на квартиры, на покупку автомобилей. Но только этим самоуправление не ограничивается: сейчас думаем, как сделать реальным хозрасчет. Как сделать, чтобы экономические вопросы у нас решались на шахтах и демократично, и профессионально.
Колганов. Во многом аналогичные задачи ставят перед собой рабочие всех предприятий, добивающиеся реальной экономической власти трудящихся. На основе их опыта общественная лаборатория самоуправления МГУ разработала модель самоуправления, которая дает возможность всем членам трудового коллектива самим решать важнейшие экономические и социальные проблемы предприятия.
По этой модели, во-первых,, общее собрание (или конференция) трудового коллектива правомочны принимать окончательные решения по любым вопросам, входящим в компетенцию предприятия. Собственник (если им является не коллектив, а государство, акционеры или иные лица) должен проводить свои интересы, воздействуя на коллектив, а не командуя им через директора. В этих рамках общее собрание становится своего рода «законодательной» властью на предприятии, аналогом Съезда народных депутатов для экономики в целом.
Во-вторых, совет трудового коллектива в этих условиях получает статус распорядительной власти. Так же как Верховный Совет становится органом, готовящим для собрания решение ключевых вопросов жизни предприятия. При этом СТК опирается на массовые, открытые для каждого члена коллектива рабочие комиссии.
В-третьих, условием пробуждения реальной инициативы рабочих и инженерно-технических работников «снизу» является закрепление права свободного создания на предприятии или в более широких масштабах любых, не нарушающих закон, союзов или организаций трудящихся.
Наконец, самоуправления не будет, если роль администрации не ограничить статусом исполнительной власти. Путь к этому — утверждение права коллектива избирать руководителей, сменять их, регулировать оплату их труда. (Эти положения, конечно же, дискуссионны.— Ред.)
Хаджинов. В период забастовки одной из первых задач стало утверждение статуса городского и регионального стачкомов как законных представителей интересов рабочих. Городской — Донецка, региональный — Донбасса.
Сила рабочих в солидарности. И не только рабочих — всех трудящихся. Обидно было, что местная интеллигенция в большинстве своем не поддержала шахтеров.
Васильев. Непониманию способствовало и то, что у шахтеров относительно высокая зарплата, периодически на шахты «дают» дефицит, которого нет в городе (откуда людям знать, что он расходится по «своим»?). Эти обстоятельства сталкивают нас с «нешахтерами» лбами.
Мерзликин. Следует обратить внимание на действительное противоречие между коллективами угольной промышленности и других предприятий, прежде всего смежных отраслей народного хозяйства. Хозрасчет предприятий угольной промышленности ломает «административную» связь этих отраслей между собой. Эта связь должна быть заменена реальным взаимодействием трудовых коллективов через органы самоуправления. Только при этом условии мы получим действительное региональное народное самоуправление. Конечно, для этого нужно, чтобы все предприятия Донбасса стали самоуправляемыми. Кстати, как вы относитесь к идее производственных избирательных округов?
Братченко. В этом есть рациональное зерно. Обновленные советы трудовых коллективов могли бы стать реальной базой Советской власти.
Васильев. В теперешних условиях выборы от предприятий дадут власть не рабочим, а администрации. Кроме того, интересы рабочих прекрасно может выразить и интеллигент—грамотный, квалифицированный юрист, экономист.
Кузнецова. Вы действительно уверены, что нынешние интеллектуалы — экономисты, юристы, активно выступающие на Съездах народных депутатов, в Верховном Совете выражают именно интересы трудящихся?
Стачки показали, что к реальному действию, социальному творчеству — внедрению самоуправления, например, на практике оказались способны прежде всего рабочие. На мой взгляд, в органах Советской власти обязательно нужны люди, способные до конца отстаивать интересы наемного работника — пролетария.
Бузгалин. Я считаю, что в этой дискуссии правы обе стороны. Производственный принцип формирования округов, выборы депутатов от трудовых коллективов, хотя этот принцип и не принят во многих регионах страны, могут и должны стать барьером для региональной бюрократии, а то и мафии, у которых есть аппарат и деньги для проведения мощных предвыборных кампаний, а значит, большие шансы на победу в территориальных округах.
Но производственные округа могли бы стать инструментом демократии только при определенных условиях. Во-первых, на предприятиях власть будет в руках трудящихся, а не бюрократии низового звена. И во-вторых, местные Советы станут двухпалатными, сформированными по территориальному и производственному принципам. Пока этого нет, выборы по территориальным округам будут предпочтительнее. Задачей же трудовых коллективов в этих условиях (здесь я полностью согласен с С. Н. Васильевым) становится активное выдвижение и поддержка своих кандидатов, помощь депутатам в Советах после избрания. Кстати, именно эти задачи ставит перед собой Фронт трудящихся Кузбасса, образованный по инициативе рабочих комитетов.
Колганов. Инициатива рабочих, начавшись с забастовки, сейчас все больше переходит в конструктивное русло самоуправления. Но производственное самоуправление — это не только «розы» народовластия. Это еще и «шипы» коллективного эгоизма. Как защитить от них общие, народные интересы?
В демократическом обществе гарантировать реализацию общих интересов должен не столько директор, сколько сам… коллектив. Что для этого надо, по-моему? Во-первых, давая права самоуправления трудящимся на предприятии, научиться воздействовать на коллектив.
Во-вторых, развивать многообразные союзы и объединения трудящихся на уровне выше предприятия — советы трудовых коллективов, рабочие комитеты городов, регионов, отраслей, межотраслевых комплексов; обновленные профсоюзы, союзы потребителей, экологические комитеты, ассоциации.
В-третьих, создать обстановку реальной демократии и гласности в экономике.
Бузгалин. Завершая наш разговор, хотелось бы подчеркнуть: эпоха аппаратных реформ кончается. Будущее за практическими делами, в осуществлении которых должны объединиться рабочие и ученые, крестьяне и писатели, короче говоря, все носители идей перестройки, к какой бы группе населения страны они ни принадлежали.
- Источник: "Техника молодежи", №13, 1990.