Каждый год ко Дню космонавтики мы пытаемся в публикациях связать космическую тему с донецкой историей. Всякий раз мы выискиваем в истории освоения космоса донецкие мотивы. Что касается связи известных личностей с космосом, то здесь всё более или менее понятно и ясно. Например, рассказывали о двух Юриях — Гагарине и Гуляеве, о космонавте-донбассовце Георгие Береговом.

А вот существует ли какая-либо личная, прямая или непосредственная связь рядовых дончан с эпохой освоения космоса? На мой взгляд, оказывается существует такая связь. И ещё какая! Она, эта связь, проходит многочисленными ниточками через судьбы донецких парней. Их память хранит эпизоды из той «байконуровской» жизни, а фотографии рассказывают о тех днях. Как вы уже догадались, речь идёт о связи дончан с крупнейшим в 1970–1980 годы космодромом бывшего Советского Союза — Байконуром.

1. Военные строители на новостройках города Ленинска. 1982 год1. Военные строители на новостройках города Ленинска. 1982 год

2. Панама на голове военного строителя Байконура2. Панама на голове военного строителя Байконура

Десятилетиями тысячи, а может быть и десятки тысяч донецких ребят отправлялись в путь по маршруту «Донецк — Байконур» и спустя некоторое время возвращались в обратном порядке домой. Они направлялись туда временно на строительство — как военного, так и гражданского характера. Это время тянулось два года. И этих ребят называли военными строителями. Их приезд на космодром Байконур был не по своей воле или по выбору, а по принуждению. Так сказать, в рамках военного призыва срочной службы в Советской Армии. Сам призыв к службе военного строителя на Байконуре, подготовка к отъезду туда и первые сутки в пути были покрыты словесным туманом и молчанием.

Так было и в тот день, почти тридцать лет назад. Один из ноябрьских слякотных дней 1981 года. Из донецкого военного комиссариата привезли призывников к одному из отдалённых путей станции Донецк. Их уже ждал длиннющий состав из 18-ти плацкартных вагонов. В короткое время все вагоны были забиты призывниками из Донецка и области. Их сопровождали «краснопогонники» военной комендатуры, которые на вопрос: «Куда едем? «, отнекивались. Но иногда сквозь зубы процеживали что-то неопределённое: «Крайний… Звёздный… Звёздоград… » и тому подобное. Так как нельзя было что-либо узнать и понять, то в воздух взлетали всевозможные предположения. Призывники довольствовались вымыслами и догадками. Всё это обрастало мифическими образами, которые к завершению трёхсуточного пути по железным магистралям необъятного Советского Союза, всё же приняли реальные очертания. Мы едем на Байконур! Это то место, откуда запускают космические корабли и спутники. А также там сосредоточены стратегические ракеты.

3. Военный строитель Байконура3. Военный строитель Байконура

4. Привет из Байконура, ракета и военные строители4. Привет из Байконура, ракета и военные строители

Байконур — общее кодовое название всех стартовых комплексов, расположенных в радиусе сотни километров. Эти комплексы называют площадками, на которых велось строительство. И, естественно, на них были расположены воинские части строителей. Например, десятая площадка была местом рождения и развития городка Ленинск. В нём солдаты строили жильё и общественные здания. Ленинск был основан в излучине реки Сырь-Дарья, нескольких километрах от железнодорожной станции Тюра-Там в Кзылординской области Казахстана. Именно на Тюра-Там прибывали железнодорожные составы с грузом и новобранцами. Через эту станцию проходили поезда дальнего следования из Средней Азии в Россию.

Пролетели трое суток в пути с бесконечным бездельем вперемешку со сном. Кто-то всё это время «резался в карты», а кто-то (были и такие) выпускал стенгазету.

5. С Новым 1983 годом! Космические летательные аппараты в фотоателье города Ленинска5. С Новым 1983 годом! Космические летательные аппараты в фотоателье города Ленинска

6. Всеми любимый Юрий Гагарин6. Всеми любимый Юрий Гагарин

В сумерках донецкие новобранцы, будущие военные строители, сошли на станции Тюра-Там. Ещё в пути их распределили по площадкам. Тех, кого отправляли на дальние площадки, увезли военными машинами. А те, кому было суждено служить в городе Ленинске, то есть на десятой площадке, дружно зашагали, подгоняемые «краснопогонниками» в сторону города. Благо расстояние до него позволяло. Ленинск располагался примерно в четырёх-пяти километрах от станции Тюра-Там. Отдаляясь от неё, донецкие призывники надеялись вернуться сюда через два года. Вернутся, одевшись в дембельские одежды и поблёскивая байконуровскими значками.

Поднимутся на поезд и отправятся домой, в Донецк. С пересадками, разумеется. Так началась служба донецких военных строителей на Байконуре.

7. К.Э.Циалковский, основоположник космонавтики, из Калуги7. К.Э. Циолковский, основоположник космонавтики, из Калуги

8. Байконур8. Байконур

Постойте, а как быть с запуском летательных аппаратов?

Да, был и запуск, были и летательные аппараты! Только в отличии от ракетчиков военные строители наблюдали за запуском издалека. Заранее распространялся слух о пуске с указанием точного времени. Было известно с какой стороны произведён запуск. Военные строители наблюдали за зрелищем, которое было ошеломляющим. Поверьте!

9. Бульдозер в петлице военного строителя9. Бульдозер в петлице военного строителя

 

  • Автор: Пётр Варият

 



3 комментария

Войдите, чтобы оставить комментарий