ЗОДЧЕСТВО — ЕЕ ОТЧЕСТВО
Вся жизнь Марии Григорьевны Дьячковой связана с архитектурой.
Донецк меняется на глазах. Стоит несколько месяцев не побывать в каком-нибудь уголке города, как его уже не узнать. Кругом идет стройка — большая и малая, обновляются дома и дороги, появляются необычные для пролетарского мегаполиса архитектурные детали.
Донецк явно «объевропеился». В первую очередь, на это обращают внимание иностранцы, все чаще радующие нас своими деловыми визитами, ставшими заметно интенсивнее в связи с развитием свободных экономических зон в Донбассе. И все же современные архитектурные стили — всего лишь дополнительное украшение для уже сложившегося облика, который создавался после Великой Отечественной войны.
М.Г. Дьячкова
Значительная роль в его создании принадлежит Марии Дьячковой, работавшей в 1965–1978 гг. главным архитектором проектов института «Донбассгражданпроект», а с конца 40-х — фактически здесь же (изначально институт назывался Гипроградом, из которого потом родились два института) рядовым архитектором, занимавшимся проектированием городов, шахтных и сельских поселков.
ПАРИЖИ И ПЕКИНЫ В ЧЕРЕМУШКИ ПРЕВРАТИЛИ
Мария Дьячкова приехала вместе с мужем в Сталино в апреле 1949 года. Оба — молодые архитекторы, выпускники Харьковского коммунально-строительного института.
Мария Григорьевна вспоминает: «Город был черным, задымленным. По первой линии (сейчас улица Артема) ходил трамвай. На нынешнем бульваре Шевченко располагались овощные склады, рядом — скотопрогонная площадь, вдоль прудов — одноэтажные домишки. Сбившиеся в кучки, они гордо именовались Париж, Лондон, Пекин». У нищих, но гордых — свои амбиции. Дорог не было. Восстановление шло, начиная с шахтных поселков. Их то и проектировала Мария Григорьевна. Так в 1951 году появился Объединенный поселок десяти макеевских шахт, в Донецке — Объединенные жилпоселки шахт «Мушкетовская», «Заперевальная» №1 и №2, затем — «Буденновской — Глубокой», «Буденнов-ской-Восточной» и «Сорокинской». Формировала центр Кировского района, готовила проект школы-интерната в Киевском районе областного центра. Привокзальную площадь проектировала с фонтаном, который, к сожалению, не воплотился в жизнь, но сама идея привезена из Киргизии, где долгое время жила семья Дьячковых. Многое строилось и по области — в сельских районах, в Торезе (тогда — г.Чистяково), Макеевке (в частности, Ханжонковский район), другие мелкие поселки. Городок Кировское Шахтерского района Мария Григорьевна называет «своим», так как вблизи этого места был только хуторочек. Архитектор сама выбирала место для города, продумывала все детали его будущего существования. На каждый объект требовалось 19 согласований, главное из которых надо было получить в Москве. Собственно, весь генеральный план столицы Донбасса разрабатывался там же, местные архитекторы только «привязывали» его к местности. Так и строили, укрупняя год от года ставший любимым пролетарский город. Сначала дома проектировались и возводились в 3–5 этажей, потом — все выше и выше. Рассказывая о минувшем, Мария Григорьевна постоянно напоминает, что главную скрипку в донецком градостроительстве тогда играл ее муж — Петр Максимович Жук, ставший заслуженным архитектором Украины. В течение шести созывов он был депутатом центрального — Ворошиловского — района Донецка. Именно с ним любил обходить город легендарный руководитель Донбасса Владимир Дегтярев. А позже, когда выросли сыновья Жука-Дьячковой, они случайно встретились с первым секретарем обкома. Дело было под Новый год. Зашли в магазин, где продавались пирожки с чаем, вдруг Дегтярев на пороге: «Что, мальчики, проголодались?» «Да мы шампанское найти не можем, все обошли, вымерзли, а без толку.» «Хозяин» немедленно распорядился, чтобы директор магазина нашел парням шампанское, выдав выспренную, но привычную по тем временам пробивную фразу: «Молодежь — наше будущее». Так, семьей, и строили. Дьячкова — дома по Набережной Кальмиуса от бульвара Шевченко до проспекта Ильича, а Жук — от Кальмиуса до поселка Шахтостроителей. Заметный издалека «трилистник» из трех высотных домов на берегу — авторство Дьячковой, а по проспекту Ильича одна сторона — Дьячковой, другая — Жука. В творческом активе Жука — гербы Селидова и Красноармейска. Увы, в 2000 году он ушел из жизни, а Мария Григорьевна переняла у мужа его увлечение живописью, которое сейчас заполняет ее досуг.
ОСНОВНЫЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ М.ДЬЯЧКОВОЙ
Проект планировки Донецко-Макеевского промышленного района (1965–1967 гг.).
Корректировка и развитие генеральных планов городов Дружковка, Константиновка, Ждановка, Доброполье, Белозерское, Новодонецкое, Амвросиевка, Моспино, Докучаевск, Харцызск, Красногоровка, Марьинка, Селидово (1967–1978 гг.).
Генеральные планы и проекты детальных планировок поселков городского типа: Александровка, Першотравневое, Зуевка, Войковское, Новгородское, Щербиновка, Кутейниково, Великая Новоселка, Горбачево-Михайловка, Орехово, Лесное, Ларино, Николаевка, Луганское, Курдюмовка, Еленовка, Скотоватая и другие (1967–1976 гг.).
Проекты планировки и застройки 23 сельских населенных пунктов, в том числе Зеленый Гай Великоновоселковского района, который в 1973 году на общесоюзном конкурсе признан лучшим проектом села Донбасса, а автор отмечена серебряной медалью ВДНХ.
Проекты административных районов: Ясиноватского, Артемовского, Амвросиевского, Шахтерского, Тельмановского (1972–1977 гг.).
ПО МАКСИМУМУ
Я счастлива тем, что всю жизнь любила свою работу, хотя она была нелегкой, — говорит Мария Дьячкова. — Все перечисленные города, поселки и села я обошла пешком, осмотрела все здания и сооружения. С группой специалистов смежных профессий определила перспективу их развития до 2000 года, и рада, что дожила до него
Пока работала в институте, наблюдала за ростом и благоустройством всех населенных пунктов, часто туда ездила, давала советы районным архитекторам. Через пять лет каждый проект корректировался, исходя из сложившихся условий и возможностей. Все мои проекты были выполнены в назначенные сроки, многие — досрочно. Большинство из них отмечались «За высокое качество», что позволяло нашему коллективу получать денежное вознаграждение.
Коллектив института «Донбассгражданпроект» очень трудоспособный и сплоченный. Я до сих пор с благодарностью о нем вспоминаю и с радостью встречаюсь с теми, кто еще жив.
Я ушла на пенсию в 1978 году, получив медаль «Ветеран труда», записана в Книгу почета института. За работу во время войны мне присвоен статус участника Великой Отечественной войны.
Прошедшее вспоминать легко, наверное, потому, что я старалась всегда сделать по-максиму то, что можно.
В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО СВЕТА!
Когда Петр Максимович Жук стал пенсионером, ему показалось, что жизнь обрела какой-то замедленный ритм. И когда муж совсем уж заскучал, Мария Григорьевна вдруг вспомнила, что в молодости он любил рисовать.
Достала с антресолей студенческий чемодан, в котором — кисти, краски и бумага давно уже не существующей фабрики Гознака. Купили в художественном салоне мольберт, свежие краски, и во время отдыха на природе Петр Максимович стал делать сначала зарисовки, потом — полноценные живописные картины. Написал их несколько сотен — небольшие, но сочные пейзажи. П.Жук обрел настоящее хобби, а Мария Григорьевна в это время шила и вязала на домашних машинках. Увлечения не стали поводом для зарабатывания денег, они так и остались хобби.
Со временем у мужа развилась катаракта, и его работы начала доводить до конца супруга, причем работала и акварельными красками. Вся квартира ныне — в красочных нежных тонах живой природы, несущей столько света!
О возрасте женщины говорить не принято, но для Марии Григорьевны — бодрой, жизнерадостной женщины — возраст не помеха для того, чтобы жить полной жизнью. В марте она отметила 79 лет, но до недавнего времени еще занималась дачей. Сама накрыла навесом балкон, куда кормиться каждый день прилетают два голубя. Любит делать домашние настойки — ликеры, вина. Лечит травами, в том числе — себя. И обращается к нашим читателям: «Я хочу сказать своим землякам: оказавшись на пенсии, не становитесь завсегдатаями лавочек у подъездов. Не сидите без дела, если у вас будет живой интерес к какому-то делу — вы и проживете дольше».
У понятия «счастье» много определений, но самая главная его составляющая, наверное, в том, чтобы жить в мире с собой и миром. Мария Григорьевна дождалась замечательных внуков, первого правнука. Ее очень тепло вспоминают в родном трудовом коллективе, хотя она уже больше двадцати лет на заслуженном отдыхе. Продолжает писать картины, дарить их родным и знакомым, интересуется всем на свете. Марии Григорьевне интересно жить, и потому с ней интересно общаться.
СВОБОДУ ОБРЕЛИ, НО ПОТЕРЯЛИ СТИЛЬ
Мнение архитектора Марии ДЬЯЧКОВОЙ: сейчас нет единого стиля в архитектуре городов.
У каждого автора — свое видение, и он беспрепятственно воплощает свои идеи в жизнь. Раньше больше внимания уделялось озеленению. В 1973 году ЮНЕСКО признал Донецк лучшим среди молодых промышленных городов мира — в немалой степени и за продуманное сочетание индустриальных объектов и зон отдыха.
На мой взгляд, проблемой для многих дончан стала самовольная реконструкция квартир, когда снимаются все несущие перегородки, остается только пол да потолок. Пока одни хозяева «евроремонтируются», у других валятся картины со стен, перекашиваются двери, а по фасаду домов тянутся трещины. Особенно это опасно для таких домов, в котором живу я, ему уже больше пятидесяти лет. Еще мне хотелось бы подсказать «новым украинцам», что лучше не делать подвесной потолок. Пластик, а чаще — спрессованный картон, разведет в вашей квартире антисанитарию, потому что в образовавшихся щелях любят поселяться клопы и прочая забытая комнатная нечисть.
Ну а в целом наш город, конечно, постепенно преображается, становясь год от года краше.
- Автор: Анна РЯШИНА
- Газета «ЖИЗНЬ-НЕДЕЛЯ», 18.04.2002, № 58
В книге 70 лет «Донбассгражданпроект» имя Марии Григорьевны упоминается вскользь. Хотелось бы поговорить об этом как с автором статьи, так и с ныне живущими. Александр Пешехонов
Изменить