30 июня 1939 г. газета «Соц. Донбасс» поднимала самые разные бытовые и хозяйственные вопросы, рассказывала о проблемах образования и культуры, уделяла внимание проведению общественных мероприятий в Сталино. Одним из самых животрепещущих вопросов большого города был, конечно, продовольственный вопрос. На этот раз газета рассказала о весьма интересном новом методе хранения картофеля, изобретённом в нашем городе.
Ещё в марте несколько рабочих картофелехранилища в центре небольшой площадки свалили груду этого овоща в несколько тонн. Тщательно подравняв края, рабочие засыпали картофель снегом. Снег покрыли толстым слоем опилок. Оставили только небольшое отверстие для измерения температуры.
Прошло три с половиной месяца. В конце июня в Сталино стояла 40-градусная жара. Рабочие разгребли опилки и из-под почерневшего снега извлекли сухой и свежий картофель. На нём — ни малейших признаков порчи, как будто его только что выкопали из земли.
«Метод хранения картофеля, предложенный тов. Нетичай, очень прост и не требует специальных сооружений и больших затрат. В самую сильную жару температура воздуха внутри этого своеобразного хранилища не превышала 1,5 — 2 градуса выше нуля. Этот метод может быть с успехом применён различными торгующими организациями, столовыми Доннарпита и пр.», — писала газета.
Журналист «Соц. Донбасса» Г. Залкиндер обратил внимание местных властей на проблему музыкального образования в городе. Ежедневно у директора детской музыкальной школы можно было встретить родителей, подающих заявления с надеждой на то, что их дети будут учиться в этом учебном заведении. Но директор не мог их обнадёжить, ведь уже подано было 600 заявлений от горняков Рутченково, Будённовки и Ветки, от металлургов завода им. Сталина, от интеллигенции города, а мест в школе всего 20-30.
Почему же так ограничен был приём в единственную музыкальную школу города, население которого насчитывает 462 тыс. человек? Объяснялось это просто. Школа, в которой на тот момент обучалось 150 детей, не имела собственного помещения и ютилась в музыкальном училище. Но и оно располагало всего 9-ю комнатками для 170 студентов. Ученикам музыкальной школы приходилось заниматься только в перерывах между уроками в училище. Занятий по теории музыки проводить было негде.
Вопрос об улучшении условий работы музыкальной школы в Сталино поднимался неоднократно. Горсовет выносил решение о переселении жильцов из здания училища. Но это решение не было реализовано. Да и оно уже не стояло на повестке дня. Наличие прекрасных кадров преподавателей, среди которых были и профессора, вызывало необходимость создания 10-летней средней музыкальной школы, которая давала бы кроме профильного ещё и полноценное среднее образование.
В 1939 году в строй должны были вступить новые школы. Г. Залкиндер призывал облисполкоим и горсовет серьёзно задуматься над созданием нового типа учебного заведения в Сталино.
Своеобразно отметили 20-летие комсомола Украины работники артели им. 14-й годовщины Октября г. Сталино. Они совершили переход в противогазах по маршруту Сталино-Макеевка. В переходе участвовало 16 человек.
А областной дом народного творчества решил встретить 22-ю годовщину Великого Октября выставкой, посвящённой великому украинскому поэту Т.Г. Шевченко. Скульптор Резун работал над скульптурой, изображающей поэта в ссылке. Жена рабочего Краматорского станкостроительного завода Шишакова прислала вышивку на холсте гладью. Колхозник села Тельманово Чурилов разработал эскиз картины «Шевченко в мастерской художника Брюллова». Дом народного творчества организовал для кружков самодеятельных художников в Сталино 25-дневный семинар для лучшей подготовки выставки.
Госцирк «Шапито» представил зрителям новую программу. О ней рассказал журналист газеты «Соц. Донбасс» А. Михайловский. Центральное место в этой программе отводилось грузинскому цирковому ансамблю под руководством И. Голядзе. Канатоходцы, прыгуны, танцоры, балансеры на вольностоящих лестницах создали радостное зрелище, наполненное атмосферой праздника.
Прекрасное впечатление оставили о себе танцакробаты братья И. и Н. Шаповаловы. Зрителей поразила та лёгкость, с которой они строили фигуру за фигурой сложные акробатические рисунки. Хороши были и акробаты-прыгуны Беликовы, работавшие на подкидных досках.
Из хореографических номеров автор статьи выделил танцевальный аттракцион «Весёлые кочегары» в исполнении артистов Самойлова, Калинкина, Матвеева и Кузнецова.
А вот выступление сатириков братьев Говорящих не украсило программу. Своё художественное мастерство они подменяли громкими криками и обильной жестикуляцией.
Очень бледно выступал и клоун. Зрители видели на арене комика Байду, и на его фоне преемник Ленкопулло совсем не блистал.
А ещё дирекция цирка зачем-то отвела целое отделение матчам французской борьбы. В этой программе они, по мнению А. Михайловского, смотрелись лишними и не имели никакого спортивного интереса.
В летнем театре с 26 июня гастролировал Мариупольский государственный русский драматический театр. Это был наиболее крепкий в художественном отношении театральный коллектив Донбасса и единственный, имеющий в своём репертуаре пьесу И. Чекина «Ночь в сентябре» о зачинателях стахановсого движения. На этом спектакле в Сталино присутствовали автор И. Чекин и сам А. Стаханов! Но 30 июня театр демонстрировал зрителям другую пьесу — «Падь Серебряная» Н. Погодина. И этот спектакль хромал на обе ноги. По мнению журналиста Ф. Волкова недостатки проявились в слабой технике речи, неоправданных психологических переходах и невнимании к «мелочам». Журналист раскритиковал спектакль в пух и прах и вынес свой приговор режиссёру и актёрам: «А.С. Ходырев — опытный режиссёр. Ему следует серьёзнее взяться за воспитание актёрского коллектива и, прежде всего, помочь актёрам избавиться от ложного тона, от «наигрыша», от напыщенной декламации».
В зимнем театре проходили гастроли хорошо знакомого детворе и молодёжи города Ворошиловградского государственного театра юного зрителя. В этот день шёл спектакль по роману Н. Островского «Как закалялась сталь».
В кинотеатре «Комсомолец» демонстрировался звуковой художественный фильм «Случай на полустанке». Это экранизация рассказа Федора Кнорре «Неизвестный товарищ» о героическом подвиге юноши-телеграфиста в годы гражданской войны на Дальнем Востоке.
А в сквере Павших коммунаров у фонтана спасалась от жары ребятня, облепившая источник влаги.
- Е. Згинник
- По материалам газеты «Соц. Донбасс»