schetka

Совсем скоро на улице Щетинина, что в Пролетарском районе Донецка откроется новая автостанция, которая призвана заменить существующую, морально устаревшую. Сейчас автобусы и пассажиры ютятся на неприспособленном пятачке посреди микрорайона, построенном 30 лет назад. За эти года ничего тут не изменилось. Разве что остановочный павильон куда-то делся, да малые архитектурные формы окружили автостанцию со всех сторон.

Новые ворота Пролетарского района будут располагаться на месте бывшего совхоза декоративных культур, который в годы своего существования радовал местных жителей (и не только) свежими огурцами, помидорами и красивыми цветами. Всю эту продукцию можно было в изобилии купить у проходной совхоза "прямо с грядки". Но, это было давно. Лет 10 назад сам совхоз и его хозяйство (поле, теплицы) пришли в полное запустение. Первым на "свободную" территория посягнул Амстор, построивший очередной свой супермаркет на том месте, где еще недавно "колосились" огурцы. Потом была ледовая арена «Алмаз» — второй крытый каток ДЮСШ №7 (первый располагается в микрорайоне Текстильщик). И вот, следующей стала автостанция.

30 лет назад, когда микрорайон по улице Щетинина только начинали возводить, закатали асфальтом небольшую площадь, поставили павильон для томящихся в ожидании заветного автобуса. Так и получилась конечная остановка автобуса маршрута №14, который следовал до Крытого рынка. На маршруте курсировали автобусы ЛиАЗ-677. Те самые желтые "луноходы", у которых двигатель работал будто пустые бутылки, перекатываясь, ударялись друг о друга. Проезд тогда в автобусе стоил 5 копеек. Если вы были богаты или куда-то спешили, то раскошелившись на 10 копеек можно было уехать на "экспрессе". Такие автобусы были красные и на бортах у них так и было написано: "Экспресс". Были тут и маршрутные такси — комфортабельные микроавтобусы РАФ, но аж по 20 копеек с одного посадочного места. Все это были автобусы №14. Никакого другого транспорта тут не было, проходящего в том числе. Немного поодаль курсировал троллейбус 11-ой марки. Волею судьбы, с началом строительства донецкого метро (когда "перерубили" проспект 301-й стрелковой дивизии) стал проходить мимо автостанции.

Шли годы количество маршрутов увеличивалось. Сегодня автостанция обслуживает как минимум 5 маршрутов: 14, 74, 70, 82 и 96. Ей стало попросту тесто на старом месте. Но, как мы уже упоминали в самом начале, в ближайшем будущем свои двери распахнет новая автостанция. Для удобства пассажиров, томящихся в очередях каждое утро, для защиты их от непогоды и жаркого солнца, автостанция будет оборудована крытыми платформами. Какие еще улучшения ждут пассажиров мы обязательно расскажем и покажем сразу после открытия.

Если кто-то из дончан, живущих в других частях города, и слышал об улице Щетинина (она же Щётка), то это только благодаря автостанции. На правда, какие могут достопримечательности в спальном районе на окраине Донецка. Ах да, если вы не знаете, тут живет миллионный житель Донецка. Чем не повод местным жителям для гордости?

Вернемся к основной цели нашей статьи — фотографиям улицы Щетинина и автостанции с разницей в 30 лет.

1. Вдалеке виднеются высотки по ул. Нижнекурганской и террикон шахты Заперевальная. На переднем плане почти пустая автостанция и несколько магазинчиков. Совхоз декоративных культур строится вместе с окружающими его микрорайонами: бетонный забор готов еще не полностью. Кругом много свободного пространствва, а деревья еще совсем невысокие.

Улица Щетинина и автостанция. Начало 1980-х. Фото: Евгений Киселев

Улица Щетинина и автостанция. Начало 1979-80 гг. Фото: Евгений Киселев

2. То ли дело в наши дни: ни клочка пустого пространство. Все приносит деньги. Обилие магазинчиков, ларьков и павильонов. На пустыре появилась платная автостоянка. Из приятного стоит отметить ледовую арену «Алмаз»: серое сооружение в центре кадра. Места совсем мало, да и деревья уже выросли.

Улица Щетинина и автостанция. 2012 год. Фото: Андрей Достлев

Улица Щетинина и автостанция. 2012 год. Фото: Андрей Достлев


 


25 Комментарии

  • Алюрка

    30 лет назад, когда микрорайон по улице Щетинина только начинали возводить

    Тридцать лет назад дома по ул. Щетинина НЕ начинали возводить, а уже заканчивали. Поселок начали застраивать в средине семидесятых

    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Положим, что заканчивали его всё же во второй половирне 1980-х. Немного округлил, с кем не бывает?

      • Алюрка

        Положим, что заканчивали его всё же во второй половирне 1980-х.

          Ну, если быть совсем точным, то в начале девяностых её заканчивали :-)  А Березюки, из наших округлений получается, свою двушку получали, когда вокруг во всю суслики резвились, вернее сады "колосились"

        • Алексей Федько
          Алексей Федько

          колосились у нас _огурцы_

          • Алюрка

            Ну, у Вас может и огурцы, а в реале, на месте Щетки росли фруктовые сады. Причем того самого совхоза, что потом урезали до пары гектаров за высоким забором

            • zhoockoff

              Совхоз декоративных культур специализировался на цветах (оно и из названия можно предположить). Гвоздики в основном это были. По крайней мере, ни одного помидора не помню. Тем более огурца. 

              • Алексей Федько
                Алексей Федько

                Не совсем понял откуда такая ненавись к огурцам. Но, к сожалению (или радости), помидоры точно были

                • Алюрка

                  Там в последнии годы было все, и огурцы, но в основнов в виде семян, которыми торговали через дырку в заборе, прорубленную напротив автостанции

                  • zhoockoff

                    http://img-fotki.yandex.ru/get/9307/1483860.68/0_b869c_1e23274_XL.jpg

                    • zhoockoff

                      Томаты там сейчас выращивают каким-то образом. Я провел много времени в 80-е в отдельных оранжереях и на территории. Кое-куда не пробирался, но огородничества тепличного не припоминаю. Только гвоздики, астровые какие-то, может розы. За 80-е не скажу, но учитывая то, что там в плане организации охраны творилось, не думаю, что какие-то отдельные помидоры могли дожить до состояния товарной продукции. 

  • vova_vt

    Хе-хе, на нижней фотке на фоне террикона виднеется мой дом.

    А по поводу автостанции: давно пора. Особенно нелепо выглядят пассажиры, ожидающие 74-го маршрута, стоя, как сироты, просто посреди площади.

    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Да, 74-й маршрут обиженный по полной программе. Мало того, что он стоит по середине площадь, так еще и маршрутки там самые старые и дряхлые

  • Юзовский
    Юзовский

    Первое фото ( с автобусами) снято на каком-то заводе КПД.

    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      А никто не обещал, что это будет Щётка :)

      • zhoockoff

        На первом фото вторая половина 80-х. Но это вряд ли кого интересует, не буду расписывать.

        • Алюрка

          Мне вот кажется, что это уже то время, когда автобусы пустили через Цветочный…

        • Алексей Федько
          Алексей Федько

          Неверное у вас сложилось мнение. Это интересно многим. Поделитесь своими мыслями

          • zhoockoff

            Ну, Алюрка уже уточнил. Дорога через Цветок появилась не ранее 1985 (а то и 1986) года, да и Цветка до того не наблюдалась. Балка разделяла районы как полагается.

            Магазинов было до середины 80-х поменьше вдвое. Клетки овощной не было точно, и киоска возле "останивкы" тоже.
            Тот факт, что "бетонный забор готов еще не полностью" справедлив. Но надо сказать, он никогда и не изготовился. Так уж вышло, ограду то мастерили из чего попало, то разбирали, да так и не сбылось у них ничего до конца.

            Тот край совхоза в конце 80-х — середине 90-х стерегли арендаторы-огородники. В меру своих пожеланий.
             

            • Алюрка

              Цветочный начали заселять в 1985 году, а вот автобусы через него пустили, как бы в году не в 1987-м, но точно не в первый год существования. До этого преспокойно ходили либо на Майский на 46 маршрут, либо на конечную 14.

              И кстати, маршрутное такси стоили 15 копее, а не 20, но его никогда не наблюдалось на 14 маршруте. Оно ехало "по троллейбусу"

               

            • Алексей Федько
              Алексей Федько

              Источник фото уточняет: "Год 100% в промежутке 1979-1980".

              • zhoockoff

                Мало ли что утверждает источник:). Дороги не было вдоль границы совхоза до 1985 года ну точно. Просто не было. Не было дамбы, не было Цветка, не было застройки никакой. Дом 5 по улице Щетинина (на снимках он справа) был краем всякой застройки. И еще пара деталей, но то такое.

  • zelasun

    Родная Щетка)))
     
    почитал комменты, Маршрутка стоила 20 копеек, часто, на сэкономленые деньги с мороженого и ездило оно по 14 маршруту. платформа его была там же, где теперь платформа маршруток 14 , а следущая «простого». если кто помнит, была не только маршрутка, а был еще и «простой» 14, и «Экспресс», вот в нем 15 копеек наверное и был проезд, точно цены не помню. а маршрутку точно помню, ездил рафом с Крытого))
    забор да, был частично из металлических щитов,как раз в районе нынешней новой АС, но таки был дальше и бетонный,. 
    фото да, год не понять, но судя по торговле, похоже на начало 80-х, ибо около магазина на остановке, где 96-й последнее время останавливался, нет киоска Союзпечать. в 86 он точно был уже, раньше не помню.
    еще непонятны конструкции сзади «зеленки» на рыночный навес похоже. такого не помню. а сама «зеленка» была 200% уже в 1984-85 году, т.к. сосед туда возил овощи-фрукты. любил в его «Шкоде » в кабине поторчать))

    вобщем кто его знает, мож и я чего то уже спутал. но за фото спасибо, прям в детство попал ))))

    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      еще непонятны конструкции сзади «зеленки» на рыночный навес похоже

      Кстати, у «зеленки» крыша была двухъярусная. А левее — да, какие-то навесы

Войдите, чтобы оставить комментарий