Недавно все донецкие СМИ облетела новость – в районе аэропорта открывается новый автовокзал. Теперь не нужно будет ехать на край света – на автовокзал «Западный», чтобы попасть на нужный автобус.

Исторически сложилось, что в Донецке много приезжих, которые неразрывными нитями связаны со многими городами области. И вопрос междугородных перевозок всегда стоял остро.

Такие перевозки в Сталинской области стало возможно наладить только к концу 40-х годов прошлого века. За основу организации пассажироперевозок в Советском Союзе был взят опыт американской фирмы «Пасифик Грейхаунд». А обеспечить советских граждан автобусами обязали столичный завод «ЗИС».

Началось все с крохотной автостанции в районе современной улицы Горького, но места не хватало. Уже к 1953 году в Сталино появился новый автовокзал. Он занял свое место на одной из важных городских артерий – улице Университетская. На месте вокзала нынче расположен главный  корпус университета и здание исторического факультета. А билетные кассы находились через дорогу. Основной рабочей лошадкой, перевозящей пассажиров, стал советский автобус  ЗИС-155, созданный на базе грузовика ЗИС-150.

В автобусе было 28 сидячих мест, но он мог взять на борт до 50 пассажиров. Увы, особого комфорта для пассажиров в таких автобусах не наблюдалось. Люди жаловались на большую высоту подножек, постоянный холод зимой и сильную загазованность салона.

Следующей ласточкой стал ЗИС-127, который в 1956 году после одиозного съезда был переименовал в ЗИЛ-127. Несмотря на некоторые конструкторские удачи, всего было выпущено только 851 единиц. Потом было решено обратить свой взгляд в сторону социалистических стран, в частности прибегнуть к помощи Венгрии. До  сих пор бегают по нашим дорогам дымящие Икарусы, которые показались жителям города новым словом в транспортных перевозках. Ведь это уже можно было хотя бы назвать комфортом. Они и будут занимать львиную долю мест в международных и туристических автопарках СССР.

ЗИС-127, сообщением Сталино – Киев

Икарус-55, сообщением Ростов – Сталино

Население города стремительно росло. Уже через пару лет пришлось принимать решение о разделении пассажиропотока. Это привело сначала к открытию Южного автовокзала, что произошло не позднее 1960 года. А потом в 1961 году свои двери распахнул и автовокзал Северный, уже исчезнувший с карты города, как и та старая автостанция, которая сегодня никак бы не вписалась в самый центр нашего города.



1 Comment

  • Fedor1
    Fedor1

    Я хорошо помню автовокзал на Университетской, т.к. учился рядом, в 32-й ж.д. школе. Так вот уже тогда массово начали использоваться первые венгерские Икарусы. Ещё те, сигарообразные.

    Ответить Изменить
  • (will not be published)

Подписаться на комментарии