https://libraria.ua/static/big_images/Utro/19090528_751/MASTER/00003.jpg

https://libraria.ua/numbers/949/66992/?PageNumber=3&ArticleId=2358025&Search=%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D1%96%D0%B9%20%D1%8E%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0

По нашему краю.

(Изъ обывательскихъ писемъ).

Поселокъ Дмитріевскій, близъ Юзовки, былъ недавно взволнованъ до чрезвычайности. Обыватели, давныъ давно надоѣвшіе другъ другу, скучающіе, готовые повѣситься отъ тоски, вдругъ увидѣли на „линіягъ»

поселка… китайцевъ. Ихъ было восемь человѣкъ,—сыновъ небесной имперіи, въ грязныхъ ситцевыхъ курткахъ, въ си’иихъ шароварахъ и съ необыкновенными сандаліями на ногахъ. Черныя косички, заплетенныя измазанныя ваксой или масломъ, блестѣли на солнцѣ… Китайцы погуляли по улицамъ, зашли въ какую-то лавочку и купили табаку и, сопровождаемые толпой мальчишекъ, отправились въ гостиницу. А когда они шли, изъ лавокъ и магазиновъ, и изъ трактировъ выбѣгали обыватели и смотрѣли на нихъ, изумленные и немного испуганные. Китайцы пріѣхали съ женами, загорѣлыми, худыми, съ маленькими, косыми глазками. Я дмитріевцы не знали, какъ отличить китайца отъ китаянки: никакой разницы ни въ костюмахъ, ни въ косичкахъ, ни въ походкѣ между ними не было. — Баба! — Нѣть, мужчина. — Да нѣть, женщина! Торговецъ галантерейнымъ товаромъ, въ лавкѣ котораго можно было найти и деготь, и мыло, н мятные пряники, даже поспорилъ по этому случаю съ сосѣдомъ, продававшимъ рабочимъ старые брюки и пиджаки… Провѣрить, —мужчина или женщина двигались по улицѣ, было, дѣйствительно, трудновато. Китайцы остановились въ гостиницѣ а тотчасъ же по всему поселку и по окрестностямъ разнесся слухъ, что пекинскіе гости занимаются врачеваніемъ зубовъ и не только врачеваніемъ, но и вытаскиваютъ изъ зубовъ червей… Дмитріевцы повалили иъ гостиницу… Да и какъ не пойти. Къ китайцамъ отправились не только болѣвшіе зубами, но и многіе обыватели, у которыхъ были здоровенные зубы, способные перегрызть каменную плиту. Китайцы ломаннымъ русскимъ языкомъ объясняли паціенту, что они „врачи», „дантисты» и брали впередъ по 50 коп., по рублю, а съ нѣкоторыхъ содрали даже по пятеркѣ. Засунувъ въ ротъ паціенту палочку, китаецъ, къ величайшему изумленію и ужасу болящаго, вынималъ у него изъ зуба маленькихъ червячковъ н торжественно показывалъ ихъ почтеннѣйшей публикѣ… Фокусъ продѣлывался такъ что пціентъ не успѣвалъ замѣтить, какъ червячки попадали къ нему въ рогъ вмѣстѣ съ палочкой. О китайцахъ заговорили во всѣхъ домахъ и обыватели, встрѣчаясь, не интересовались уже никакими другими новостями, слухами и сплетнями. — Были у китайцевъ? — Идемъ сегодня. Но —увы, —и въ поселкѣ Дмитріевскомъ нашлись скептики. Собравшись впятеромъ, они пригласили китайца и кнтцянку, илй какъ ихъ называли въ поселелкѣ „китайку» въ магазинъ Байчурнна и оодичили фокусниковъ. Послѣ обличенія, китайцамъ, какъ сообщаетъ мѣстный лѣтописецъ, „надавали изрядныхъ тумаковъ»… За три дня „зубные врачи» изъ Пекина выручили до 300 рублей, а затѣмъ полиція, составивъ протоколъ ихъ выселила, ихъ изъ поселка. На „тумаки» китайцы и „китайки», впрочемъ, особенг Л іе обидѣлись: — Мало-ди что случается съ „артистами»… Зато обыватели посрамлены. Большинство посѣщавшихъ „зубныхъ врачей» состояло изъ мѣстныхъ торговцевъ. Когда онн теперь сходятся на базарѣ, —по адресу исчезнувшихъ „артистовъ» раздаются очень крѣпкія слова… Въ Валкахъ еще не было китайцевъ, червей —пріѣдутъ потомъ, но валковцы могутъ показать фокусы, не хуже китайскихъ… Правда ли, что въ Валкахъ изъ библіотеки-читальни комитета попечительства о народной трезвости изъяты, по рѣшенію комитета, слѣдующія книги: „Соборъ парижской Богоматери» Гюго, „Домби и сынъ» Дикенса, „Прошлое, настоящее и будущее вселенной» Клейна, „Химія въ обѣденной жизни» Лассажъ-Кояа, „Географическій сборникъ „Америка», допущенный во всѣ библіотеки и т. и. книги въ такомъ же родѣ до сочиненій Карамзина и „Химіи» Роско (зіс)! включительно?… Одинъ изъ поставщиковъ биоліотекп, приславшій намъ списокъ изъятыхъ книгъ, остроумно вопрошаетъ: — Читалп-ли сами г.г. члены комитета исключенныя ими изъ библіотеки книги? Ну, хотя бы „Николая Някльби» Дикенса, котораго тоже выбросили изъ библіотеки. И затѣмъ: — Что это за враждебное отношеніе къ химія? Изъяты всѣ популярныя книги о химіи. А географія? Положимъ, и безъ географіи можно путешествовать по рецепту Простаковой, но вѣдь библіотека устроена не для вазовскихъ Митрофанушекъ. Изъяли Дикенса, Гюго, даже Потапенко. Нѣтъ въ библіотекѣ Щедрина, Достоевскаго, Станюковича… Зато, навѣрное, оставили „Русское Знамя» и „Душеспасительное чтеніе»… Бѣдные валковцы!… Не весело живется и па ст. „Попасной», Екатерининской желѣзной дороги. Жителямъ Попасной не даютъ, впрочемъ, повеселиться. Мѣстные любители, наир., задумали устроить спектакль и поставить двѣ пьесы —одну украинсую, другую русскую. Изъ украинскихъ выбрали „Гришньщу», изъ русскихъ „Сыщика» Мясницкаго. Заготовили декораціи, обстановку, заказали афиши. „Гришныцу» разрѣшили, но затѣмъ воспретили къ постановкѣ. „Сыщика» сначала прочитали и, не найдя никакихъ намековъ, позволили сыграть. Такъ и не удалось устроить украинскій спектакль. Украинцы очень огорчены и не могутъ утѣшиться. Мы ихъ успокоимъ: — Бываетъ хуже… Въ Ромнахъ за одно только желаніе поставить спектакль едва было не лишился живота завѣдующій еврейской гимназіей об» щества приказчиковъ г. Гуревичъ.

Очень прош: рййельскій персоналъ передѣлалъ для постановки на учительскомъ спектаклѣ древне-греческій разсказъ „Соломв 4 *. Передѣлка самая, что ни на есть безоидная и только недреманное око могло усмотрѣть въ ней потрясеніе основъ. Изъ Кіева въ гимназію былъ сдѣланъ вапросъ… Выла назначена, какъ намъ пишутъ, даже ревизія училища ■ ревизоръ вое искалъ крамолу… Но Не нашелъ… Йотъ что бываетъ съ попыткой устроить ученическій спектакль… А вотъ что случается тогда съ подателями депешъ на телеграфѣ. Пріѣхалъ въ тѣ же Ромяы инспектор ртраіового общества „Нью-Іоркъ*, устроилъ *і городѣ агентство и далъ телеграмму: „Соргѣииаовалъ, устроить, далъ работу агентамъ». Да телеграфѣ депеша покавалась подоарШльаой… Даля знать въ полицію… Воиевская поддай*, вообще отличающаяся необычайной эверНей, нагрянула къ кнспек- Хру и произвела „выемку*: кскали, кска, ѵерврыл ярѣ вкспегторсие чемоданы I нааіи полтора пуда… рекламъ „Нью- ІЬрна». Раба Божьяго ниспектора, судя по радосгюму току полученнаго явь Роменъ пясьма. окутан съ міромъ, сдѣлавъ лишь краткое* вкушеніе за отирал ку аягадочной телеграммы. Телеграмма, которая, какъ вадвте, ввела, въ заблужденіе даже „спеціалистовъ 1 *… Въ Волчанскѣ… впрочемъ, о Волчанскѣ я прочиъ мѣстахъ до слѣдующей бесѣды… А. Епифанскій.



Войдите, чтобы оставить комментарий