2222

Совсем недавно прошла презентация плана реконструкции Донецкого театра оперы и балета «Донбасс Опера». Начальная стоимость оценивается в 120 млн. грн. В ходе реконструкции зданию придадут первоначальный вид, который задумывался автором проекта архитектором Людвигом Котовским. Однако нам удалось найти документы, доказывающие, что первым автором проекта нового театра в городе Сталино был другой зодчий.

Первоначальные наброски проектирования нового театра в Сталино

Осенью прошлого года «Донецким новостям» удалось выяснить, что задумка строительства нового театра в городе Сталино появилась у городской власти в 1931 году. В начале следующего года группа архитекторов под руководством тогдашнего зодчего №1 Украины Якова-Симона Ароновича Штейнберга уже проводила первоначальные наметки проектирования зимнего театра.

На заседании президиума Сталинского горсовета 21 мая 1932 года (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р279, оп. 1, д. 595, л. 25) среди трех десятков вопросов городская власть обсуждала и первые результаты работы группы архитекторов. Тогда было констатировано, что они «отвечают запросам горняков и металлургов Сталинщины».

Городская власть при этом указала зодчим на то, что надо «сделать проект театра с расчетом максимального удовлетворения рабочих зрителей с расчетом приблизить сцену театра к зрителю и зрителя к сцене». В мае 1932 года еще до конца не было определено предполагаемое количество зрительских мест в театре. Для его уточнения давался недельный срок.

Одно из пожеланий чиновников касалось входа в театр, который просили «запроектировать с 1-й линии», т. е. с нынешней улицы Артема. Также в документе указано: принимая в расчет, «что помещение для строительства театра расположено недалеко от складских помещений УРК, обязать ОКХ (отдел коммунального хозяйства. — Прим. автора) приступить к проработке вопроса на предмет перенесения складских помещений». Хотя при этом и оставляли возможность использования этих складов, которые находились на месте сегодняшнего бульвара Пушкина, для нужд нового театра.

Еще об одном интересном моменте можно узнать из протокола №28 заседания президиума горсовета от 21.05.1932 года. Оказывается, в первоначальном проекте театра планировались постройка там детских яслей и возможность прохождения через театр демонстраций (это явление тогда было весьма распространенным). Но горсовет эти новшества в своем решении исключил. В конце документа также обращалось внимание архитекторов на то, что надо «уложиться в соответствующую норму по кубатуре за счет сужения и повышения площади театра».

Сейчас же появился повод снова вернуться к данной теме, благо удалось за эти прошедшие месяцы обнаружить кое-какую новую информацию по этому делу.

Среди переписки с вышестоящим руководством Донецкого обкома КП(б)У и облисполкома имеется докладная записка на имя Сталина и Молотова, написанная не ранее 31.07.1935 г. (ГАДО, Ф-П 326, оп. 1, д. 450, л. 21-22, 31). В ней говорится: «Город Сталино, областной центр Донбасса с населением свыше 300 тыс., имеет единственное старое театральное помещение, перестроенное из бывшего кино и вмещающее всего 700 человек. Здание построено еще в 1900 году, пришло в негодность (имеет трещины и отход стены). Невзирая на проведенный в 1934 году капитальный ремонт, здание дальше нельзя эксплуатировать и следует разобрать. Вопрос о строительстве театра назрел уже давно, и разрешение его не терпит дальнейшего отлагательства».

Из этого документа мы узнаем, что обком партии и облисполком поднимали перед центром этот вопрос в 1934 году и второй раз при составлении планов на 1935 год. Им было заявлено, что «можно вернуться к этому вопросу в начале 2-го полугодия текущего года». Руководство Донецкой области просило у Сталина и Молотова выделить 500 тыс. руб.: на разработку рабочих чертежей — 100 тыс. руб., на освоение строительной площадки — 150 тыс. руб., на заготовку строительных материалов — 250 тыс. руб.

И вот здесь появляется имя архитектора, которое до сих пор не упоминается в официальной истории нынешней «Донбасс Оперы». В докладной записке сказано, что «наличие технического проекта театра, разработанного московским архитектором Аркиным, дает возможность немедленно приступить» к строительству.

За основу взяли проект москвича Аркина

Мы знаем, когда начались первые практические шаги по строительству театра. В областном архиве, где хранится подшивка газеты «Сталинский рабочий», в номере за 4 сентября 1935 года есть короткое сообщение ТАСС, текст которого мы приводим дословно: «В Сталино будет построен театр. Москва (ТАСС). Совнарком СССР отпустил 200 тыс. рублей (как видим, больше половины требуемой первоначальной суммы. — Прим. автора) на подготовительные работы к строительству театра в Сталино».

Проект Аркадия Аркина

Проект Аркадия Аркина

В номере газеты за 9 сентября 1935 года есть заметка Л. Долгина «Наш будущий театр» с описанием будущего строительства и фото первоначального проекта. Вот основные выдержки из ее текста: «Совнарком СССР ассигновал 200 тыс. рублей на подготовительные работы по постройке в Сталино нового здания театра. Это сообщение не может не обрадовать каждого из нас как новое доказательство неограниченного внимания, оказываемого партией и правительством социалистическому Донбассу…

Здание нового театра будет строиться по проекту известного московского архитектора тов. Аркина. Площадкой для будущего театра выбрана господствующая над городом терраса, расположенная по главной оси территории Соцгородка. В архитектурном отношении это будет одно из красивейших зданий — настоящий величественный памятник, достойный столицы Донбасса.

На широкой площади перед главным фасадом организуются основные подступы к зданию, переходящие в трибуны. Легкая воздушная колоннада перед фасадом несет на себе летнюю террассу-фойе, откуда главные двери ведут в квадратный холл, где расположены кассы и лестницы к гардеробной, в вестибюли и фойе. Дальше — широкий парадный марш ведет на уровень партера зрительного зала. В верхнем — третьем — этаже расположены фойе, читальные залы, комнаты для тихих игр и др.
Зрительный зал, рассчитанный на 1400 мест, включает партер, амфитеатр и балкон, причем конструктивно так устроен, что дает возможность вынести театральное действие за рампу, для чего имеются просцениум и боковые площадки. Особенное внимание будет уделено внутреннему архитектурному оформлению.

Ориентировочная стоимость театра — 4 млн. рублей. Театр будет строиться из кирпича и железобетона. Сейчас уже готовы технические проекты, дающие возможность немедленно приступить к освоению строительной площадки и заготовке строительных материалов».

Написала о будущем театре и главная областная газета «Социалистический Донбасс». Из заметки «Новый театр», опубликованной под рубрикой «Что мы строим» в номере за 16 ноября 1935 года, мы узнаем следующее: «Громадное, красивое здание нового театра, против дома Доннарпита, в Соцгородке, явится главным украшением главной магистрали г. Сталино — улицы им. Артема». Дальше идет совсем уж неожиданная для нас информация: «Фасад театра с большими мраморными колоннами будет выходить к новой гостинице». Получается, что театр планировался фасадом к строящейся в тот год гостинице «Донбасс» (ныне «Донбасс Палас»). Это удивительно!

Продолжаем чтение газетной заметки в «Социалистическом Донбассе»: «Широкий вход поведет зрителей в сверкающий мрамором и бронзой вестибюль. По широким, нарядным лестницам войдет дальше зритель в большие фойе зрительного зада и бельэтажа. Новый театр рассчитан на 1400 мест. В зрительном зале и бельэтаже будут установлены мягкие кресла. Кроме зрительного зала театр будет иметь большой выставочный зал и репетиционный зал. В плане строительства ничего не забыто. Декорационная и пошивочная мастерские. Большие буфеты. Специальные курительные комнаты. Артистические уборные и т.д.

На сооружение театра будет затрачено 5 млн. рублей. Строительство театра намечено закончить к 20-й годовщине Октября (к 7 ноября 1937 года. — Прим. автора). Для стройки будут использоваться местные материалы: черный мрамор из Красного Луча, гранит из Старой Карани и т.д.».

В подписи под фото будущего театра в Сталино в газете «Сталинский рабочий» также указано, что проект был разработан московским архитектором Аркиным.

Для сегодняшних авторов проекта капитальной реконструкции Донецкого национального академического театра оперы и балета «Донбасс Опера» им. Соловьяненко, по всей видимости, огромный интерес должна представлять копия Пояснительной записки к проекту театра в г. Сталино архитектора Аркина (ГАДО, Ф-П326, оп. 1, д. 450, л. 23-24).

В новом театре действие максимально выносилось в зрительный зал и предусматривалось место для хора

Из этого документа мы сегодня можем узнать больше новых подробностей о проекте нового театра. К примеру, участок, отведенный под строительство, «занимает центральное положение, находясь на наиболее возвышенном месте. Все это диктует спокойную осевую композицию сооружения, которое как наиболее общественное сооружение в городе Сталино должно архитектурно господствовать в отношении города».

«На площади перед главным фасадом театра организуются главные подступы к зданию и разбивается сквер (на месте существующей посадки). Парадные подступы переходят в трибуны… Перед фасадом выступает колоннада, несущая летнюю террасу главного фойе, служащую трибуной к площади», — читаем в пояснительной записке архитектора.
По проекту Аркина, в цокольном этаже в его правой и левой части должны были быть сосредоточены административные помещения театра, помещения для музыкантов и т. п. Над этими помещениями на уровне партера предполагались главный буфет (в правой части) и выставочный зал (в левой). Зрительный зал театра задумывался архитектором с партером, амфитеатром и балконами, его общая вместимость рассчитывалась на 1370 человек (в партере и амфитеатре — 770 зрителей, на балконах и в боковых ложах — 600). Высота зрительного зала 13 м, ширина 24 м, ширина одного зрительского места 45 см.

«Организация зрительного зала и связь со сценой дает максимальную возможность вынесения действия в зрительный зал. При этом используются для обыгрывания боковые площадки и боковые трибуны (места убираются)», — отмечается в документе. В помещении, прилегающем к портальной стенке, мог размещаться хор. Таким образом, утверждение, что в театре ничего не предназначалось для пения, не совсем верно!
В здании задумывалась приточно-вытяжная вентиляция по немецкой системе. Также театр могли использовать для проведения в нем съездов и митингов. Общая плошадь здания составляла 60 тыс. кв. м.

Аж два архитектора Аркина!

Корреспондент «ДН» попытался выяснить: кто же это такой — московский архитектор Аркин? В необъятных просторах Интернета обнаружился еще один удивительный факт: там есть аж два Аркина — братья Аркадий Ефимович и Давид Ефимович Аркины. Они сыновья известного врача, психолога и педагога дошкольного образования, впоследствии действительного члена Академии педагогических наук РСФСР Ефима Ароновича Аркина (1873-1948 гг.).

Архитектор Аркадий Аркин

Архитектор Аркадий Аркин

Начнем рассказ с младшего из братьев — Аркадия (1908 г., Дмитров, Московская губерния, Российская империя — 1983 г., Москва, СССР). Во всех энциклопедиях он числится советским архитектором, градостроителем. В 1931 году он окончил Художественно-технический институт в Ленинграде. По его проектам в основном в 50-60-х годах прошлого столетия в Москве был построен ряд зданий, среди которых и пристройка к старинному зданию на Поварской, 50/Большой Никитской, 53 (Центральный Дом литераторов им. А.А. Фадеева).

В справочниках значится и ряд нереализованных проектов Аркадия Аркина: Красного стадиона на Воробьевых горах (в 1924 году он участвовал в создании проекта в составе группы студентов ВХУТЕИНА, в 1925 году проект получил Гран-при на Международной выставке декоративного искусства в Париже), театра им. Немировича-Данченко (1932 г.), Института востоковедения (1934 г.), застройки юго-западного района Москвы (1934 г.), Дома правительства в Симферополе (1934 г.). Удивительно, что все эти нереализованные замыслы архитектора приходятся на 30-е годы ХХ века — на то время, когда задумывался новый театр в городе Сталино.

Мог ли Аркадий Аркин принимать участие в конкурсе по созданию нашего театра оперы и балета? В принципе мог. Но не исключена возможность того, что участником этого проекта был и его старший брат Давид. Косвенным подтверждением этого может служить все та же заметка о будущем строительстве в газете «Социалистический Донбасс». В ней есть такая фраза: «Проект театра, выполненный известным московским архитектором проф. Аркиным, позавчера (14 ноября 1935 года. — Прим. автора) был предметом обсуждения совещания, созванного зам. пред. облисполкома».
Давид Ефимович Аркин (1899 г., Москва, Российская империя — 1957 г., Москва, СССР) — советский искусствовед, художественный критик и историк архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учился в Московском университете (1916-1922 гг.). С 1934 года профессор Московского архитектурного института (вспомним, что в заметке в газете «Социалистический Донбасс» архитектор Аркин назван профессором).

Он автор нескольких книг, среди них «Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности», «Архитектура современного Запада» (1934 г.), «Мастера искусства об искусстве» (1934-1938 гг.), «Париж. Архитектурные ансамбли города» (1937 г.). И вот что интересно: сегодня нам известны его работы как искусствоведа и историка архитектуры, но мы абсолютно ничего не знаем о его проектах как архитектора или рисунках к этим проектам.

Почему же имя профессора Московского архитектурного института Давида Аркина или его брата Аркадия не значится среди авторов проекта нашего оперного театра? Во-первых, уже после войны Давид Ефимович был обвинен в космополитизме, как и архитектор Яков Аронович Штейнберг, принимавший участие в проектировании нашего театра оперы и балета. Во-вторых, у Аркадия Аркина тоже не все было благополучно по тогдашним советским меркам: его жена Антонина Серебряницкая-Аркина в конце 20-х — начале 30-х годов была арестована как член меньшевистской молодежной организации.

Да и сам Аркадий Ефимович весной 1925 года был арестован ОГПУ и приговорен к трем годам ссылки в Краснококшайск (Марийская АССР). Его только один раз допрашивали, и «никаких уличающих документов не было ему предъявлено, если не считать таковыми портрет его работы Карла Либкнехта и иллюстрации к стихотворению Блока «Двенадцать». Только личное обращение его отца, профессора Ефима Ароновича Аркина. в президиум ОГПУ с просьбой пересмотреть дело его сына помогло вернуть архитектора в Москву. Однако ему, видимо, все равно не доверяли!

Роль архитектора Людвига Котовского в строительстве театра

А что же архитектор Людвиг Иванович Котовский? Получается, что он не принимал участия в создании театра оперы и балета в современном Донецке? Нет, это не так!
Этот известный у нас в городе зодчий участвовал в проектировании и строительстве здания театра самим деятельным образом. Он уже с самого начала входил в ту первую группу архитекторов. Ведь докладчиком вместе со Штейнбергом на заседании в горсовете 21 мая 1932 года был именно Котовский.

Проект Котовского

Проект Котовского

Вообще, в те годы очень мало архитектурных изменений в городе происходило без его ведома, т. к. Людвиг Иванович на тот же 1935 год возглавлял научно-технический совет при Горкомхозе горсовета — основного заказчика и разрешающего органа для нового строительства в городе. Поэтому неудивительно, что когда в ноябре 1935 года было решено создать специальную проектно-строительную контору по возведению нового театра в городе, то руководить грандиозной стройкой был назначен именно Людвиг Иванович Котовский.

Мы сегодня пока точно не знаем, что в конце 1935 года случилось с архитектором Аркиным и его проектом, но 19 января следующего года состоялось совещание архитекторов и работников искусств, которые рассмотрели новые проекты театра в Сталино. Свои работы представили архитекторы Котовский, Белецкий и Эберг.
Все присутствовавшие на встрече высказались за принятие проекта Людвига Ивановича Котовского. Затем пару дней в клубе им. Шевченко проходил общественный просмотр проекта театра. А 23 января 1936 года в Донецком облисполкоме с участием секретарей обкома КП(б)У состоялось уже детальное обсуждение этого проекта нового театра в Сталино.

В итоге в проект зодчего были внесены некоторые изменения. Так, секретарь обкома партии Саркисов высказал «мнение о необходимости сделать главный фасад более монументальным, уменьшить количество колонн, но сами колонны сделать большими. Также предложено вместо скульптурных фигур на фасаде разработать одну целую скульптурную группу». Все присутствовавшие высказались за овальную форму зала с одним балконом и ложами в партере. И стоимость строительства театра уже возросла с 5 до 7 млн. рублей.

При Людвиге Котовском было завершено начатое в 1936 году строительство. Поэтому совсем не зря в газете «Социалистический Донбасс» перед открытием театра 12 апреля 1941 года были помещены стихи в честь этого архитектора:

Котовского благодарим!
Красив, наряден, строг и ярок
Театр, сооруженный им,
Его предпраздничный подарок.

Ты вдохновенный труд вложил
В скупые линии проекта
И благодарность заслужил
От нас, товарищ архитектор!

Только вот Людвига Ивановича Котовского нельзя называть единственным автором проекта здания театра оперы и балета. Свою лепту внесли и другие архитекторы. И это уже доказанный исторический факт!



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии