С жильем в Юзовке, Сталино и Донецке было туго — его никогда не хватало, а желающих его получить всегда было предостаточно. В разное время в какой-то степени удавалось лишь отчасти снять остроту этой проблемы. В середине 20-х годов прошлого века жилищную ситуацию в городе улучшило строительство новых рабочих поселков, среди которых первенцем стал Стандарт, который расположен на территории современного Ленинского района.

Выходцы из трудовых армий
Из учебников истории, а представители старших поколений — из своего жизненного опыта, хорошо знают, какое положение занимал Донбасс во времена Советского Союза. Всесоюзная кочегарка являлась одним из главных промышленных центров СССР. Большую роль в системе тяжелой индустрии советского государства играли, в частности, металлургический завод и угольные шахты в Юзовке. Правда, одно время (в начале 20-х годов ХХ века) судьба сегодняшнего ДМЗ висела буквально на волоске.
 
После окончания Гражданской войны из-за нехватки денег и дороговизны восстановительных работ и реконструкции технического оборудования на заводе некоторые специалисты предлагали его закрыть, а на другом месте выстроить совсем новое предприятие. Однако, после посещения Юзовского металлургического завода в начале 1922 года высокой комиссии из Москвы все-таки было принято решение дать предприятию шанс на вторую жизнь.
 
И все мы хорошо знаем, что какова бы не была самая современная техника на предприятии — на ней работают и управляют этими сложными механизмами люди, которым необходимо было где-то жить. А с жильем в тогдашней Юзовке, которая в 1924 году была переименована в город Сталин, сложилась на то время просто катастрофическая ситуация. В сохранившихся архивных документах имеются многочисленные просьбы о предоставлении не просто рабочим, а высококвалифицированным специалистам и ответственным служащим, хоть какого-либо жилья для них. На март 1925 года в заводоуправлении лежало 3540 заявлений рабочих на предоставление им квартир.
 
Но ведь поставленные руководством страны промышленные задачи все равно надо было выполнять, поэтому проблема обеспечения жильем рабочих города Сталина была поднята до государственного уровня. Для этого вначале было решено использовать те методы, которые лежали в основе деятельности так называемых трудовых армий.
 
Напомним, что с конца 1920 и в течение 1921 года на территории нашей губернии действовала Донецкая трудармия под командованием давнего друга поэта Сергея Есенина политического комиссара Георгия Пылаева. Однако в скором времени в руководстве советского государства поняли, что таким способом быстро восстановить промышленность в Донбассе не удастся из-за низкой эффективности этих полувоенных объединений, поэтому трудармии были расформированы, а на их месте были созданы государственные рабочие артели (ВОГРА). Они должны были удовлетворять потребности народного хозяйства в «дисциплинированной и подвижной организованной рабочей силе», вытеснить частных подрядчиков в сфере труда, бороться с безработицей.
 
Правлению Всероссийского объединения государственных рабочих артелей подчинялись отделения, созданные вместо прежних трудовых округов и армий. Донецкая трудовая армия была преобразована в 1922 году в Донецкое отделение, состоявшее из 8 военно-трудовых отрядов – бывших полков трудовой армии. Основой для работы артелей служили договоры, заключенные между хозяйственными организациями и трудовыми частями. Военно-трудовые отряды Донецкого отделения использовались в шахтах Донбасса, участвовали в проведении облав, направлялись на предприятия треста Югосталь для обслуживания коксовых печей. Но такие артели быстро обанкротились, не выдержав конкуренции со свободным рынком труда, который был тогда при нэпе.
 
После ликвидации ВОГРА в течение ноября 1922 г. — февраля 1923 г. на его базе было создано Российское акционерное общество строительных, транспортно-грузовых и заготовительных работ с главной конторой в Москве. Целью деятельности этого акционерного общества было объявлено организация «валового и квалифицированного труда» в государственных интересах. Отделения ВОГРА, переименованные в агентства, перешли в новое АО. Их сеть за короткое время развернулась по всей стране. Агентства пользовались хозяйственной самостоятельностью, получая от правления лишь общие директивы и указания, производственные планы и подвергаясь с его стороны периодическим проверкам. С марта 1924 года основной упор в деятельности данного акционерного общества был сделан на проведение массовых строительных работ. Вот с таким отделением руководство Сталинского государственного комбината и рудников заключило официальный договор на постройку нового рабочего поселка на своей заводской земле.
 

Загадка одной буквы в названии поселка

Непосредственно сам договор был подписан от имени треста Югосталь, в подчинении которого находились завод и угольные рудники в городе Сталине, и харьковского отделения строительного акционерного общества («Украинским Левобережным отделением» так правильно оно называлось).

Первая страница договора между Югосталью и АО СтандартПервая страница договора между Югосталью и АО Стандарт

«Город Харьков, марта 17 дня 1925 года. Мы, нижеподписавшиеся: Правление Южного металлургического треста /Югосталь/ в лице председателя правления Николая Гавриловича Иванова, с одной стороны, и Российское акционерное общество строительных, транспортно-грузовых и заготовительных работ, именуемое в дальнейшем «Стандарт», в лице доверенного правления инженера Иосифа Георгиевича Урысон, — заключили настоящий договор», — таким образом начинается этот документ (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р231, оп.1, д.584, лл.23–27). Так впервые появилась название «Стандарт», тем самым выяснилось, что наш рабочий поселок получил свое имя именно от названия строительного акционерного общества, а не только как считали ранее многие наши историки из-за возводимых по единому стандарту домов.

Стандарт Дом по Куйбышева, 33Стандарт Дом по Куйбышева, 33

Примечателен здесь еще и такой факт, что инженер-строитель Урысон (1892 г.р., уроженец города Москвы), подписавший этот документ от «Стандарта», был через тринадцать лет репрессирован. Тогда он был уже доцентом кафедры «Строительные машины» инженерно-строительного института им. Куйбышева. Его арестовали 23 марта 1938 года и приговорили к 5 годам лагерей за контрреволюционную агитацию. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно, но он был реабилитирован в июне 1996 года прокуратурой Москвы. Однако вернемся к тексту договора.
 
Согласно него «Стандарт» принимал на себя обязательства «построить на Сталинском и Петровском комбинатах дома-общежития, а равно и другие постройки на общую ориентировочную сумму в 850 тыс. рублей…». «Все работы «Стандарт» производит своим аппаратом по проектам, чертежам и описаниям, выдаваемым Югосталью по сметам, взаимно согласованным и, в случае необходимости, проверенным каким-либо нейтральным учреждением (Окринжем, Губинжем и т. д.) в г. Харькове, или на месте производства работ, с соблюдением общепринятых технических условий и указаний технического надзора Югостали на местах, причем все работы должны быть закончены в течении семи строительных месяцев, считая со дня выдачи авансов», — отмечалось в договоре.
 
Среди всего прочего в документе оговаривалось, что «Стандарт» за свой счет «заготовляет, доставляет к месту работ и хранит все необходимые для производства постройки, материалы, инструменты, необходимые приспособления, а также оплачивает рабочую силу, технический и административный персонал». В свою очередь, Югосталь должна была поставлять «Стандарту» камень, песок, шлак, известь и бесплатно воду для варки пищи и нужд рабочих. Кроме этого рабочие, нанятые «Стандартом», имели право пользоваться банями и прачечными комбината.

Массовое строительство новых домов началось весной 1925 года. Это время подтверждается документами. «Главная масса построек 1924/25 годов была сосредоточена в заводе в участках — «Колония Стандарт» и Смолянинова гора. На рудниках: шахта №10 бис и №11 Ново-Смоляниновского рудника. Колония Центрального рудника строилась на «Колонии Стандарт», — говорилось в отчетном докладе Сталинского комбината горсовету об итогах жилищного строительства на 1 января 1927 года (ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.52, л.167). А еще раньше почти на два года, начальник строительного цеха комбината Николай Самойлов в докладной записке руководству предприятия докладывал, что в «в 1925 году надлежит построить 150 каменных типовых домов на две семейных квартиры каждый, что даст Сталинскому комбинату 300 квартир. Причем каждая квартира состоит из 2-х жилых комнат, кухни, теплого ватерклозета с выгребом при нем, кладовой и погреба».

Но здесь пока остается не до конца раскрытой одна загадка. А именно в названии поселка. На сохранившемся до сих пор одноэтажном доме, построенного в то время, на современной улице Куйбышева,33 в Ленинском районе города Донецка висит табличка «Стандард.1925». Также написание названия акционерного общества с буквой «Д» в конце слова имеется в различных других документах и даже чертежах. Почему произошло таким образом? Как же все-таки правильно называлось акционерное общество «Стандарт» или «Стандард» — выяснить это пока точно не удалось. А между тем получается, что наш рабочий поселок получил как бы свое второе название, поменяв всего лишь одну букву в нем.
 
На Стандарте есть черты «города-сада»
Новый рабочий поселок должен был возникнуть на свободной заводской земле на Ларинской стороне, т. к. отсюда было не так далеко добираться на предприятие и рядом уже находились старые заводские поселки. Интересен тот факт, что жилые дома должны были появиться и на территории бывшего там Английского кладбища (по всей видимости, новый поселок строился на месте старого юзовского кладбища, которое находилось рядом со старым еврейским кладбищем (оно было в районе современного универмага «Радуга» и Ленинского РОВД). — Прим. автора).
 
Проект месторасположения «Новой рабочей колонии» был официально утвержден Народным комиссариатом труда УССР. Конструкции зданий отличались простотой и экономичностью. Как заверили корреспондента  обитатели тех домов 1925 года постройки, живущие в них по современной улице Стратонавта Украинского, эти здания не были такими уж и плохими — летом в них не было сильно жарко, а зимой — холодно. Общая площадь типового 2-х квартирного одноэтажного жилого блока составляла около 50 кв.м: полезная площадь — спальня 13,72 кв. м, столовая — 12,28 кв. м, кухня — 10,32 кв. м; служебная площадь — передняя — 4,1 кв. м, кладовая — 1,2 кв. м, уборная — 1,23 кв. м. Цена одного такого дома планировалась в сумме 7 тыс. 900 рублей.
 
С фамилиями архитекторов поселка Стандарт тоже пока окончательной ясности нет. На плане «Новой колонии» и чертежах жилых домов не указано имен их авторов, кроме одной неразборчивой подписи начальника техбюро. Не исключена возможность, что общее проектирование поселка было сделано по образцу московского архитектурного дизайнерского бюро «Стандарта», которое возглавлял один из известных трех русских братьев-архитекторов — Леонид Александрович Веснин. Это предположение отчасти подтверждается, что в создаваемом поселке были элементы так называемого «города-сада».

схема Новой колонии. 1925 годСхема Новой колонии. 1925 год

 
В проекте поселка в подмосковном Подольске (1922 год) Л. Веснин создал комплекс, состоящий из стандартных жилых домов, школы, больницы, рынка, детских приют, бани-прачечной и т. д. И в самом центре нашего поселка был запланирован большой сад. Рядом с ним, составляющие общественный центр «Новой колонии», находились: Базарная площадь, футбольная спортивная площадка, школы, рабочие столовые, больница и амбулатории. Все они были хорошо связаны дорогами со всеми жилыми кварталами. Также в самом центре будущего рабочего поселка планировалось построить клуб-театр (будущей ДК Металлургов — ныне Центр славянской культуры).
 
По сохранившимся архивным документам, выяснилось, что к нашему поселку имеет отношение один из известных харьковских архитекторов. Им был Виктор Карпович Троценко (1888–1978), выполнявший тогда заказы для треста Югосталь. Есть данные, что именно у него консультировались и проходили «привязку» к местности строительные планы Сталинского комбината. Не исключено, что по его проектам были сделаны двухэтажные здания казарм для холостяков.
 
Харьковский зодчий родился в с. Нижняя Сыроватка Сумской области, специального образования не получил, С 1909 г.ода работал техником-чертежником у известных архитекторов Харькова. В 1914 году сделал проект вокзала в Новомосковске, принимал участие в конкурсе на памятник Николая Лысенко в Киеве в 1913 году. В 1924 г. получил звание архитектора в Харьковском художественном институте, затем он там и преподавал. Виктор Троценко является автором идеи композиции пл. им. Дзержинского. Проектировал рабочие поселки для Харькова, Днепропетровска, Макеевки, школы и больницы в Донбассе и Кривом Роге, дома-коммуны. Участвовал в работах по проектированию Театра массового музыкального действа на ул. Сумской (не построен).
 
Не взирая на взаимные обвинения
Создание рабочих поселков, в т.ч. и Стандарта, шло довольно сложно. Свои коррективы вносила погода. «Непрерывные дожди дают частичную задержку в работе», — констатировали на совещании по жилстроительству 6 июля 1925 года. К тому же заказчик и строительная организация часто обвиняли друг друга в невыполнении своих договорных обязательств. В областном архиве сохранилось как минимум около десятка жалоб производителя работ акционерного общества «Стандард» в городе Сталино инженера А.А.Зайцева руководству комбината о недопоставках песка, щебня и т. д. В этих записках выдвигалась угроза прекращения работ.
 
В-свою очередь, управление комбината также было недовольно ходом строительных работ. 22 июля начальник строительного цеха комбината Николай Самойлов в категорической форме потребовал от «Стандарда» немедленно «восстановить продолжение работ по постройке 2-х этажных домов на бывшем Английском кладбище». «Доводим до вашего сведения,что постройка Стандардом на Ново-Смоляниновском руднике 2-х этажных казарм производится крайне медленно. Вместо 120 каменщиков работает всего 37 человек. Леса также нет, работа производится недоброкачественно… Просим вашего воздействия на Стандард», — такие слова написал 25 октября 1925 года в правление треста Югосталь в Харьков управляющий делами Сталинского комбината В.А. Волошин.

Планы домов поселка СтандартПланы домов поселка Стандарт

А в середине ноября после осмотра построек, возводимых «Стандардом» этим специалистом, главный строитель комбината инженер В.Ф.Воробьев заявил, что причина невыполнения сроков кроется в отсутствии рабочей силы, наймом которой должно было заниматься акционерное общество. «Мало штукатуров, этернитчиков совсем недостаточно, плотников не хватает, столяров почти только половина нужного количества, из-за чего никак не можете окончить срочно нам необходимые дома на «Ларинском кладбище», — говорится в документе (ГАДО, Ф-Р231, оп.1, д.592, л.110). По оценкам заводских специалистов, готовность новых домов в строящихся поселках достигала тогда лишь 50%
.
И все-таки строительство первых рабочих поселков в городе Сталине было завершено. Всего было сдано в эксплуатацию 261 дом и водопровод на «Новой колонии» на общую сумму 3 млн. 145 тыс. 600 рублей. Было возведено: при заводе — 6 домов двухэтажных каменных; 179 одноэтажных 2-х квартирных каменных и шлакобетонных домов; одно каменное двухэтажное общежитие; четыре шлакобетонные казармы для холостяков и семь деревянных, обложенных кирпичом, казарм для них; один дом лесника; на рудниках — пять каменных двухэтажных общежитий и 40 одноэтажных 2-квартирных шлакобетонных домов. В то же время осталось незаконченных 28 домов разных типов на общую сумму более, чем в 600 тыс. рублей.

 

дом с табличкой Стандард.1925 г. дом с табличкой Стандард.1925 г.

Все это строительство в 1925–1927 годы позволило несколько снизить жилищную проблему в городе Сталине. «Подводя итоги жилстроительства по городу Сталино за 1926/27 годы, дает возможность констатировать общий энергичный рост его в особенности по группе индивидуального строительства рабочего населения», — отмечалось в докладе окружного инженера горсовету города Сталино. А дома рабочего поселка Стандарт еще доживают свой век и в современном Донецке.



4 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий