1 марта 1912 года на шахте Итальянка в Макеевке произошла трагедия — прогремел взрыв газа, в результате которого погибли 56 шахтеров. Это страшное событие широко освещалось в печатных изданиях того времени. Еженедельный иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами «Искры» (№ 12, Воскресенье, 18 марта 1912 г.) отвел разворот под фотографии с места трагедии.

«Русско-донецкоеРусско-донецкое общество. Шахта Итальянка. Макеевка. Донецкий бассейн. Начало XX века

1-го марта в угольных копях русско-донецкого о-ва, близ станции Макеевка, в шахте «Итальянка» в момент, когда там находилось 170 углекопов, произошел взрыв газа. Результаты взрыва ужасны. Извлечено 50 трупов и 30 раненых. Остальные углекопы в момент взрыва находились, к счастью, на работе в другом отделении шахты и успели спастись, отделавшись незначительными ожогами. Подобная катастрофа произошла 18 июня 1908 г. в Юзовке, в Рыковском руднике, где погибло 270 углекопов.

«ШахтаШахта «Итальянка», где произошла катастрофа. Перед шахтой две группы углекопов, готовых к спуску для извлечения трупов погибших товарищей. Макеевка, Донецкий бассейн, 1912 год

«ПеревозкаПеревозка трупов с места катастрофы. Розыски погибших родственников

«ТрупыТрупы погибших углекопов в бараке

«СпасенныеСпасенные углекопы в больнице

«ПриготовлениеПриготовление к общему отпеванию. Установка 50 гробов

«КК кладбищу. Длинная траурная процессия

«ОбмываниеОбмывание трупов

«ОтпеваниеОтпевание под открытым небом

«ПриготовлениеПриготовление братской могилы

В первом выпуске газеты «Правда» взрыву на шахте в Донецком бассейне была посвящена заметка «Къ взрыву въ шахтѣ «Итальянка»»

Къ взрыву въ шахтѣ «Итальянка»

Министерствомъ Торговли и Промышленности изданъ отчетъ о результатахъ обслѣдованія взрыва гремучаго газа и каменноугольной пыли на шахтѣ «Итальянка», происшедшаго 1-го марта 1912 года и повлекшаго за собою гибель 56, а также ожоги в пораненія 14 рабочихъ.

Для выясненія причинъ катастрофы д.с.с. Хованскому, Члену Горнаго Совѣта, было поручено образовывать на мѣстѣ особыя совѣщанія. Въ то же время на командированныхъ лицъ было возложено обратить особое вниманіе на тѣ мѣры, которыя слѣдовало бы установить на будущее въ цѣлях большей безопасности, производства горныхъ работъ вообще и въ Донецкомъ бассейнѣ въ частности.

Взрывъ произошелъ на 7-й продольной выработкѣ, по близости глухой печи, въ которой, вслѣдствіе плохого провѣтриванія, образовалось скопленіе газа, вышедшаго на продольную и тамъ воспламененнаго папиросой, спичкой или лампой одного изъ трехъ бывшихъ здѣсь рабочихъ.

Согласно заключенію Комиссіи, производившей обслѣдованіе, устройство и дѣйствіе вентиляціи на рудникѣ, въ общемъ удовлетворяло требованиямъ закона. Но, въ частности, были допущены управленіем рудника нарушенія какъ требованій установленныхъ правилъ, такъ и необходимыхъ мер предосторожности въ отношеніи вентиляціи.

Что касается вопроса, — «были ли приняты всѣ предписываемыя закономъ мѣры предосторожности для предотвращенія взрыва» изъ ряда упущеній обслѣдованія отмѣчаетъ одно, имѣющее связь съ взрывомъ на рудникѣ, а именно, то, что при завинчиваніи предохранительныхъ лампъ при помощи крючка мялась сѣтка лампы, и такая лампа съ поврежденной сѣткой представляла явную опасность при работахъ въ средѣ газа. Однако, лампы съ такими сѣтками выдавались рабочимъ.

Газета ПРАВДА, №1 от 22 апреля (5 мая) 1912 г. — воскресенье.

Современное расположение шахты Итальянка («Красный горняк», «Шахта имени Л.Н.Кагановича», «Октябрьская», «ЧП Горняк 95») на карте:

 

  • Подготовил alexey

 



27 Комментарии

  • Aryason

    А это — местоположение шахты «Итальянка» на современной карте

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    Aryason, спасибо за дополнение и за координаты шахты.
    Только мне немного неясно в журнале ИСКРЫ написано: «близ станции Макеевка». Имеется ввиду другая станция, или у них это было «близ», или журнал располагал неточными сведениями?

    Изменить
  • Aryason

    В то время Макеевка — это слобода или поселок включенный позже в территорию современной Макеевки, которая на тот момент называлась Дмитриевкой.
    Т.е. современная станция города Макеевки не имеет к описанной в статье никакого отношения.

    Мне когда-то самому пришлось решать ребус с расположением шахты «Итальянка». В одной из глав «Прогулки по донецку 2″ Е.Ю.Ясенов разместил её на проспекте Павших коммунаров. Надо было срочно вносить ясность и пришлось окунаться в историю соседнего города.

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    Aryason, действительно, я не учел, что Макеевка начала ХХ века — это южная часть современной Макеевки. Интересно, всё же, какая станция имелась ввиду в ИСКРАХ под МАКЕЕВКОЙ…

    Изменить
  • Aryason

    Вопрос не коректный.
    В газете четко сказано «близ станции Макеевка».
    Вопрос в том, как сейчас нызывается эта станция.
    В то время существовало две ветки. Точно не скажу,как они назывались, но одна подводила к заводу «Унион» (макеевский металургический) с севера, друга, та что постарше — с юга.
    На этой южной вветке и была та самая станция Макеевка, другой просто не было.

    Кстати парадокс с двумя Макеевками существует до сих пор.Даже адрес на конвертах пишут город Макеевка, псоселок Макеевка, дом такой то

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    Aryason,
    > Вопрос в том, как сейчас нызывается эта станция.
    Я это и имел ввиду.
    Про село Макеевку слышал. Забавная ситуация: г. Макеевка, село Макеевка

    Изменить
  • Иса

    «Итальянок» на территории нынешних Донецкой и Луганской областей было несколько. На всех работали итальянцы? А у меня есть эти «Искры» за 1912 год. Алексею — если надо можно с ними поработать.

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    to Иса: ответ на вопрос: «почему шахта называлась Итальянка», — для меня пока неочевиден. Возможно, что из-за работающих там итальянцев, возможно и нет. ИМХО, такая версия довольно сомнительна

    Изменить
  • Galley

    Станция Макеевка есть и сейчас и находится за микрорайоном «Октябрьский» (т.е. в селе Макеевка), её обсуживает «Макеевпогрузтранс» (уголь с шахт возит), а до и после войны там электрички ходили. Кстати, если ехать по объездной от Чайкинского кольца до кольца ш.Капитальной на подъеме перед школой есть тополиная роща и крест под будущую церковь. На том месте было большое кладбище довоенное потом его сровняли. Не исключено что там и хоронили шахтеров с «Итальянки». От станции и кладбища до шахты «Октябрьская» километра 3.

    Изменить
    • dmitry

      Официальное название этой шахты в 1912г «Италия» ,у меня есть отчет о расследовании аварии 1912 года.В отчете было 2 приложения:выкопировка из плана горных работ с указание места обаружения тел и трупов лошадей,и во 2-ом- список погибших.Первое у меня есть.Макеевкой и округой занимаюсь лет 30.Много оригинального материала открытки,фотооткрытки старой Макеевки,Юзовки,Харцызска,Славянска,Сятогорска(более 50+путеводитель 1909г) Бахмут,Краматорск.Много материала по Бурозу большое фото служащих Екат. горнопромышленного общества с Бурозом много групповых.Название «итальянка» взялось ,я думаю, по вине нерадивых фотографов тех лет.К 300- летию дома Романовых из казны были выделены средства на оплату труда фотографов по съемке Российской «глубинки»,я читал,кто-то снял,а название спросил у местных.Есть много интересной информации,можем вместе «добить» ее.Пишите sima.mak@mail.ru лучше звоните 095 576 86 14 Дмитрий

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    спасибо, Galley, за дополнения

    Изменить
  • Вадим

    Интереснейшая статья и редкие фото!!!
    Предположение Galley о том, что погибших 01.03.1912 горняков хоронили на старом кладбище с. Макеевка не совсем верно. Н. Хапланов в своей книге Макеевка. История города. Книга 1 (Донецк ООО «ИПП «Проминь», ООО «Алан», 2006 г) на стр.304 пишет: «Похоронили погибших в городском парке (впоследствии — Пионерском)». Это — второй абзац снизу.
    В книге не указано, откуда взята именно эта информация, но доверять ей, думаю, можно. У западной стены парка действительно располагалось кладбище.
    Aryason, в г. Макеевка действительно существует поселок Макеевка. Но на конвертах название поселка практически никто не пишет (и вообще в составе адреса в каких-либо документах). Просто указывают индекс 86128 (в СССР было 339028). А вот улицы указывают обязательно! Селом этот поселок называют местные жители между собой. Часто даже не произносят слово Макеевка. Ты где живешь? В селе. И всем ясно.
    На старом кладбище села Макеевки, вероятно, хоронили еще первых его поселенцев — крепостных пана Иловайского. В середине 80-х от кладбища оставался еще десяток могил. Сейчас осталась одна. Там тайно был похоронен летчик сбитого в 1941 году самолета. Говорят, его хоронили вместе с умершей в поселке девочкой (для конспирации). За этой могилой присматривают люди от военкомата. К стати аэродром-то был близко — возле Чайкинского кольца (примерно там, где сейчас высоковольтная подстанция).
    Galley верно указывает на существование по сей день той самой станции Макеевка. На сколько мне известно, она делится формально на 2 станции «Юбилейная» — та, что обслуживает «Макеевпогрузтранс» и станцию Макеевка, куда приходит 2 раза в сутки пригородный поезд.
    Galley так же указывает, что ходили электрички. Думаю, имеются ввиду пригородные пассажирские поезда. Электропоездов там, на сколько мне известно, никогда не было. А пригородный дизель поезд прибывает до сего дня.
    А вот о названии «Итальянка» трудно судить. Н. Хапланов в своей книге где-то указывал, что в документах она именуется то «Италия», то «Итальянка». Мой дед на ней работал в 60-х. Не знаю почему, но родители мне говорили, что основателем шахты был итальянец. Потом продал ее крупным капиталистам. Эта информация — просто народная молва и документально не подтверждалась. Но определенная логика здесь есть. Стоит так же сказать, что «Итальянка» находилась не на том самом месте, где сейчас ЧП «Горняк-95″. Она располагалась на месте закрытого ШСУ №2. Теперь там находится Укруглереструктурезация (ну и название, мог ошибиться, но суть ясна). Примерно до 1992 года около ШСУ №2 находился вентствол ш. «Октябрьской». Это был ствол той самой «Итальянки». В Викимапии можно это все увидеть. Ссылку не дам — слишком медленный сейчас Инет.

    Изменить
  • BreakeR

    Если действительно написано «близ станции Макеевка» — тогда это и есть станция «Макеевка» (Точнее «Макеевка-грузовая»). И, кстати, ее тупиковый путь, который сейчас упирается в объездную дорогу, на старых картах уходит дальше к неизвестной мне шахте от которой сейчас остался сдвоенный террикон. И, к тому-же, по обеим сторонам существующего сейчас тупика станции расположены четыре заросших террикона (один севернее и три южнее ж/д пути) в непосредственной близости от станции… Может это и есть та самая шахта?
    А вот к шахте «Октябрьская» ж/д ветка идет от станции «Мишино» (обслуживающей Металлургов и коксохимиков с южного направления), которая до 1917г. называлась «Бузановка». И со станцией «Макеевка» она связана огромным крюком, проходящим через станции «Калиново» и «Марковская». Так что шахта «Октябрьская» отпадает однозначно, а вот ее вентствол подходит под описание и действительно расположен недалеко от станции «Макеевка».

    Изменить
  • Вадим

    BreakeR, то что это — станция «Макеевка — Грузовая» нет сомнений. А на счет «Итальянки», нет сомнений, что это — «Октябрьская». Здесь первоначально был ствол: http://www.wikimapia.org/#lat=48.0151... Об этом было давно известно от старожилов (в т.ч. инженера по ТБ Макеевугля в 50-х гг, Валентина Правдина). Кроме того, Н. Хапланов в своей книге «Макеевка. История города. Книга 1″ на стр. 294, последний абзац, пишет: «…и на «Италии», которая впоследствии называлась «Октябрьской», «Жовтневе», а ныне носит название «Горняк-95″…» Для меня сомнений никаких!!!
    Журналисты и сейчас не блещут точностью, даже в местной прессе. А если человек приехал из Москвы? Вероятно, написал свои ориентиры. А новый вентствол «Октябрьской», который находится вблизи указанной станции, построен в 1980 — 1981 гг. На том месте было дореволюционное кладбище, по большей части заброшенное.
    Жаль, что быстро не найду карту Макеевки начала ХХ века. Но хочу сказать, что переезд через «объездную» дорогу был еще в 60-х годах. Узнал об этом примерно год назад случайно, но информация достоверная. Путь вел на шату №9, за АТП-11471. Вот ее терриконы:http://www.wikimapia.org/#lat=48.0217... Вокруг станции было еще несколько шахт. Вот эти терриконы http://www.wikimapia.org/#lat=48.0130... , видимо, относились к одной шахте. Названия ее не помню (нужно искать, читать). Но точно не «Италия» и точно знаю, что восстанавливалась в 1943 году. Когда была закрыта не знаю — очень давно. К стати терриконы не заросшие, а озелененные еще в 70-х.
    P.S. Доказываю не из принципа, просто интересна история Макеевки.

    Изменить
  • ссссссссс

    а где взялось понятие:итальянский надвиг?

    Изменить
    • Vladimir Sokolyanski

       Это не понятие а название надвига горных пород и он как раз и находится на геологических картах Горняк-95 и  соответственно Италии, т. к. это впринципе одна шахта. Почтовый адрес до 60-х у нас был Новая Италия и № дома.

      Изменить
  • андрей

    По поводу взрыва,могу сказать одно:людей зае…ла эта власть.на нас зарабатывают,купаются в роскоши,а людям нечего кушать.Мужики молодцы,только так можно изминить ситуацию в стране.я за

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий