Продолжаем публиковать фотографии из фотоальбома «Донбасс 1917-1957». Вашему вниманию часть альбома «Всесоюзная кочегарка». Весь текст далее мы оставили неизменным.

«…К отбойщику подполз, таща за собой салазки, тягалыцик… На него тяжело было смотреть, — это была агония труда. Он бился, скользил и падал, как привязанный на цепи… Я услышал его порывистое, шумное дыхание и то особенно болезненное кряхтение, похожее на стон, которое вырывают из груди чрезмерные человеческие усилия».

Эти строки из очерка А. Серафимовича, как и знаменитая картина русского художника Н. Касаткина «Шахтер-тягалбщик», воскрешают в памяти горняков старшего поколения эпизоды каторжного труда в дореволюционных донецких шахтах.

Уголь грузится комбайном на конвейер.

В некоторых шахтах мощные конвейерные линии заменили канатную откатку на уклонах.

Н. Касаткин. «Шахтер-тягальщик»Н. Касаткин. «Шахтер-тягальщик»

Породопогрузочная машина. С ее помощью проходчики грузят уголь и породу в вагонетки. Механизация этого трудоемкого процесса близится к завершению. Только за первый год шестой пятилетки с применением породопогрузочных машин в шахтах Сталинской области было пройдено свыше 400 тысяч погонных метров откаточных штреков и других горизонтальных выработок.

В начале шестой пятилетки строители угольных шахт Донбасса начали применять сборный железобетон для крепления горных выработок. Экономичные конструкцик повышенной прочности заменили дерево и металл.

Новая техника, пришедшая в донецкие шахты, породила новы о прогрессивные методы организации труда. Прославленный командир производства, начальник участка шахты № 5—6 имени Димитрова Иван Иванович Бридько один из первых организовал труд в лаве по графику цикличности. За одиннадцать лет работы по графику коллектив участка добыл около 200 эшелонов сверхпланового угля» снизил себестоимость и сберег полтора миллиона рублей. Опыт Бридько применяют многие Шахтерские коллективы. Дважды Герой Социалистического Труда Иван Иванович Бридько в шахте.

Советская власть открыла перед рабочими широкую дорогу к знаниям. После десятилетки на донецкую шахту прибыл Виктор Сутоняко. Молодой шахтер учился в школе механизаторов, водкп врубовые машины, и когда конструкторы создали комбайн «ККП-1» для пластов крутого падения, ему поручили испытание этой новой машины. Вклад шахтера в развитие новой техники был отмечен Сталинской премией.

Вскоре В. Сутоняко поступил на Высшие инженерные курсы при Донецком индустриальном институте имени Н. С. Хрущева. Прошли три года напряженной учебы, и В. Сугоняко уже с дипломом горного инженера возвратился на родную шахту имени Румянцева, в Горловке.

В штреке горловской шахты № 4—5 «Никитовна» идет геодезическая съемка. Ведут замер маркшейдер В. Леонов и его помощница Т. Флоксина.

Донецкий поэт, почетный шахтер Павел Беспощадный три десятка лет тому назад, веря в будущее, писал:
Он идет, этот сильный век.
Слышу грохот и лязг его брони. На всю шахту один человек
Будет, будто шутя, коногонить. Век такой пришел!

Эта подземная диспетчерская очень напоминает зал управления крупным железнодорожным узлом. С помощью системы автоматической сигнализации, централизации и блокировки регулируется движение электрических поездов на путях подземного транспорта шахты.

Подземный трамвай доставляет шахтеров в отдаленные места работы.

С многих шахт Донбасса на центральные обогатительные фабрики уголь доставляется по подвесным канатным дорогам.

В 80-х годах прошлого века гениальный русский ученый Д. И. Менделеев выдвинул гипотезу о подземной газификации угля, которую впоследствии высоко оценил В. И. Ленин. Великий химик говорил о возможности получения горючего газа непосредственно в пласте,без выдачи угля на поверхность.

Смелый замысел ученого впервые осуществлен советскими специалистами в Донбассе. Задолго до Отечественной войны в Лисичанске была построена первая в мире станция подземной газификации угля, избавляющая шахтеров от труда под землей. Всеми процессами превращения угля в газ управляют с этого пульта на поверхности.

Проходчик-скоростник Иван Васильевич Пилипенко. Под его руководством комплексная бригада шахтостроителей добилась выдающегося производственного успеха, превысив мировой рекорд скорости проходки вертикальных стволов большого диаметра. Иван Васильевич Пилипенко награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда и удостоен Ленинской премии за усовершенствование методов проходки.

В Донбассе трудятся целые «династии» шахтеров. На шахте № 1—2 «Горская» Ворошиловградской области известна семья старого кузнеца Василия Митрофановича Ревенко. Большим уважением в коллективе пользуется отец и его четыре сына: слесарь Василий, механик участка Михаил, Герой Социалистического Труда машинист комбайна «Донбасс» Иван и механик участка Григорий.

Рост добычи угля на шахтах Донбасса.

Донбасские пейзажи.

Первый секретарь ЦК КПСС тов. Н.С. Хрущев и первый секретарь ЦК КЦ Украины А.И. Кириченко на шахте-новостройке «Ветка-Глубокая» в Сталино. 1956 год

 

    Литература:

  • Фотоальбом «Донбасс 1917—1957»
    Автор-составитель альбома
    Яков Лазаревич КОВИЧ,
    Текст Б. ГЕРЦЕНОВА и А. ЛЕЙКИНА.
    Ответственный редактор Л. СКОБЦОВ.

    В альбоме участвовали фотокорреспонденты: Л. АЗРИЕЛЬ, Р. АЗРИЕЛЬ, П. БЕЛИКОВ, И. БОНДАРЕНКО, Б. ВИТКОВ, С. ГЕНДЕЛЬМАН, Г. ГРИЩЕНКО, 3. ДОБРОМЫСЛОВ, А. ЖИЛЯКОВ, А. ИВАЩЕНКО. Е. КОММ, Л. ЛЮТРОВНИК, М. МЕДУХОВСКИЙ, М. МЕЛЬНИК, Н. МИРОНОВ, Г, НАВРИЧЕВСКИЙ, Я. ПАВОЛОЦКИЙ, А. СЛУЦКИЙ, Г. СОКОЛЬСКИЙ, Я. ТАБАРОВСКИЙ, Е. ХАЛДЕЙ. Л. ШЛАПОБЕРСКИЙ.
    Цветные фото: Л. АЗРИЕЛЯ, С. ГЕНДЕЛЬМАНА, Е. КОММА, Н, МИРОНОВА, Я. ПАВОЛОЦКОГО, Е. ХАЛДЕЯ.
    Художественное оформление И. БОГДАШЕВСКОГО и А. ШИМКО. Карты и схемы А. САЛИТАНА.
    Диаграммы худ. В. ДУБРОВИНА.
    Корректор М. ЕРМОЛЕНКО.



2 Комментарии

  • (will not be published)

Подписаться на комментарии