1927_god_zemlyanie_raboti_na_stroitelstve_travmaynoy_linii_900x200

К средине 1920-х годов город Сталин из-за стремительного роста стал испытывать определенные неудобства. Население города перевалило за 50 тысяч человек. Срочного разрешения требовала проблема водоснабжения и транспорта. И здесь свои услуги предоставил Донецкий горный техникум имени товарища Артема, преобразованный в 1926 году в Донецкий горный институт.

Интересное замечание высказал в своих мемуарах один из организаторов региональной науки Т.Г. Фоменко: «Я занимался в провинциальном институте, но он располагал в основном талантливым профессорско-преподавательским составом. Это были не местные кадры, а «условно высланные» из Москвы и других крупных городов за различные политические «провинности». В то время Юзовка (впоследствии Сталино, а ныне Донецк) рассматривалась как ссыльное место для людей, совершивших не особенно опасные преступления против политики руководителей партии того времени».

Ученые и студенты  техникума и института многое сделали для развития коммунального хозяйства города, для его благоустройства. Весной 1925 года тогда еще представители горного техникума приступили к геодезическим съемкам и составлению топографического плана города. Составленный тогда топографический план в течение ряда лет служил Горкомхозу основным документом для выполнения различных строительных  работ.  Работами по съемке местности руководил профессор А.М.Первушин.

Профессор А.М. Первушин, 1935

Профессор А.М. Первушин, 1935

В литературе, посвященной истории донецкого трамвая и политеха, имена людей, стоявших у истоков идеи городской железной дороги (так тогда именовали трамвайные линии) несколько разнятся. Встречается фамилия профессора Панявского. Каких-либо биографических данных этого человека обнаружить не удалось. В литературе 1950-60-х пальма первенства отдается профессорам А.М. Первушину и А.И. Тулпарову. По их инициативе  в июле 1926г. был закончен проект  трамвайной линии.

Что мы знаем о людях инициировавших дальнейшее развитие города? О профессоре Тулпарове известно не так много. О нем мы поговорим немного позже.  Лидером же этого тандема был профессор Первушин.

Алексей Михайлович Первушин родился 5 марта 1868 в г.Красноуфимске Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Образование получил в Московском высшем техническом училище. В студенческие годы (апрель 1894г.) был арестован за революционную деятельность, просидел полгода в Московской губернской тюрьме, потом был выслан под надзор полиции в г.Пензу.

С 1919г. преподаватель курса паровых котлов и деталей машин в Казанском политехническом институте, избран профессором. В августе 1924г. приглашен на работу в Донецкий горный техникум, где руководил предметной комиссией. Основатель кафедры «Детали машин» и первый ее заведующий (с сентября 1929г. по 1951г.). В возрасте 86 лет вышел на пенсию и до конца жизни проживал в Люберцах Московской области. Его имя сегодня носит кафедра «Основы проектирования машин» ДонНТУ, установлена стипендия им. А.Первушина для лучших студентов механического факультета. Первушин был деканом горноэлектромеханического факультета, постоянным техническим консультантом машиностроительных заводов Донбасса. Под его руководством было сделано техническое оснащение городской макаронной фабрики.  Умер Алексей Михайлович в 1958 году.

Профессор Симонов А.Л. о своем учителе писал: «За выдающиеся заслуги в развитии науки и подготовке высо­коквалифицированных инженеров А.М. Первушину в 1945 году было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники УССР. И это не случайно — он являлся не только прекрас­ным лектором по курсам «Детали машин», «Паровые котлы», но и великолепным организатором учебного процесса. Являясь дека­ном горно-электромеханического факультета, Первушин А.М. стал у истоков создания на кафедрах лабораторий и предметных ауди­торий. Это был прекрасный ученый и человек».

Реклама о строительстве трамвайной дороги. 1925 год.

Реклама о строительстве трамвайной дороги. 1925 год.

Под руководством Первушина был сделан проект моста и первого трамвайного маршрута №1 (Железнодорожный вокзал Сталино – Сталинский металлургический завод).  Механизации не было ни какой, насыпи возводили вручную. Удалось найти газетное объявление в окружной газете «Диктатура труда» опубликованное в конце 1926 года: «Донецкий горный институт (бывш. Донтехникум) объявляет закрытые торги на сдачу подвозки балласта для электродороги».  В тексте указывались требуемые объемы шлака и песка, общая стоимость работ – 45 000 рублей. Желающие принять участие в торгах должны были подать заявки в закрытых конвертах в канцелярию Горного института, с приложением квитанции о перечислении на расчетный счет института залоговой суммы в 4500 рублей. Проведение торгов назначили на 1 декабря.

Объявление в газете "Диктатура труда". 1926 год.

Объявление в газете «Диктатура труда». 1926 год.

Весь следующий год велись подготовительные работы. В начале ноября 1927г. газета «Диктатура труда» опубликовала короткое сообщение: «Загородная линия электродороги и все остатки материалов по ее постройке передаются в настоящее время Окрместхозом Горкоммунхозу. Эксплуатация дороги Горкоммунхозом начнется в ближайшее время. Ведутся подготовительные работы к составлению проекта постройки городской сети трамвайной линии. Прокладка путей начнется ранней весной, одновременно с перемощением улиц».

Земляные работы на строительстве трамвайной линии. 1927 год

Земляные работы на строительстве трамвайной линии. 1927 год

Через несколько дней вышла большая корреспонденция о готовности трамвайной линии с подзаголовком: «Загородная электродорога скоро начнет работать. Ожидается получение 8 трамвайных вагонов, 3 электровозов, прибыл паровоз-танк». Через несколько месяцев этот паровоз был использован при испытании на максимальную нагрузку трамвайного моста, построенного по проекту профессора Первушина.

Испытание трамвайного моста. 1928 год.

Испытание трамвайного моста. 1928 год.

Корреспондент беседовал с заведующим техническим отделом Окрместхоза инженером Кролем. Тот рассказал, что «контрагентом Окрместхоза по постройке трамвайной дороги является Донинститут. (Стоимость проекта по предварительным расчетам составляла 700 тысяч рублей). Пока Донинститутом закончена прокладка земляного полотна, построены мосты, проложены водосточные трубы в некоторых местах, проложены шпалы и рельсы. Осталось только засыпать шлаком межпутевые пространства. Эта работа может быть выполнена после того, как будут уже установлены необходимые и имеющиеся уже в наличии 440 столбов для подвески питательного провода электродороги. Установка столбов началась уже несколько дней назад.

В достаточном количестве заготовлены также все нужные материалы для проводки электролинии (провода, подвески и др.). Наблюдаются лишь некоторые затруднения в подыскании материалов  для кронштейнов и стыковых соединений, изготовление которых передано заводу Горного института. Окрместхоз ведет переговоры с управлением Екатерининской железной дороги о передаче вагонов с грузом с железнодорожного пути станции Сталино на трамвайный путь. Если это право Окрместхозу будет предоставлено, загородную линию с 1 ноября можно уже будет использовать под паровую тягу. Паровоз-танк для этой цели уже с Луганского завода и находится в трансбазе Югостали.

Постройка городской сети трамвая передана целиком Горкомхозу. … В настоящий момент идет лишь усиленная заготовка материалов необходимых для этой постройки. Часть материалов Горкомхоз получит от Окрместхоза по окончанию постройки им загородной линии. Другая часть изготавливается на соответствующих заводах. В Москву послан представитель Горкомхоза для принятия уже изготовленных на заводе «ГЭК» 8 трамвайных вагонов (4 моторных и 4 прицепных). На том же заводе изготовлено 3 электровоза для Окрместхоза, получение которых ожидается в декабре сего года.

Первый трамвай. 1928 год.

Первый трамвай. 1928 год.

Электроэнергия в количестве 150 квт для загородной линии будет подаваться первое время из Ветковской подстанции Сталинкомбината. А когда трамвайная сеть будет готова и в городе, вся необходимая для питания подвесных проводов электроэнергия 500 квт  будет подаваться целиком из Рутченковской электростанции.  …. Для перевозки рабочих на первое время – до получения трамвайных вагонов, Сталинкомбинат, возможно, предоставит обыкновенные железнодорожные вагоны. Трамвайное же движение по городу начнется не раньше будущего года».

К вышесказанному следует добавить, что все основные работы на строительстве городского трамвая выполнялись студентами техникума. Руководителем работ – прорабом – был также студент, позднее доцент Донецкого индустриального института С.И. Евстратов.

Трамвайное движение в городе началось 15 июня 1928 года. Первоначально в эксплуатации находилось четыре трамвая по два вагона в каждом. В июне 2014 года Донецкому трамваю исполнилось 86 лет.

Литература

  1. Тимофей Григорьевич Фоменко «У подножия    (воспоминания)», электронная версия.
  2. Зборщик М.П., Овчаренко Т.І. «Відомі вчені технічної освіти і науки Донецького національного технічного університету (1921-2001)», Донецьк, 2002.
  3. Донецкий ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт за 40 лет», Сталино, 1961.
  4. Газета «Диктатура труда», 1926-1927гг.
  5. Донецкому трамваю 70 лет. Донецк, 1998.
  6. Донецкий индустриальный институт за 20 лет, 1921-1941 г.г., Сталино, 1941.
  7. Труды Донецкого Техникума им. тов. Артема в Сталине. Том I, Сталин, 1925.
  8. Алексей Лаврентьевич Симонов. К 100-летию со дня рождения/Составитель Л.Д. Ковалева, Донецк, 2009.


5 Комментарии

  • Алюрка

    А где находился означенный выше трамвайный мост?

    Ответить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Судя по немецкой карте — в районе Ветки

      Ответить
      • Алюрка

        Это по какой карте? Той что от Жарова-Ясенова? Не вижу я там в районе Ветки моста. Может повылазило? Покажите

        Ответить
        • fedor1
          fedor1

          Это существующий мост над ж/д путями ветки ДМЗ от ст. Передача к заводу. Мост расположен между остановками трамвая «Южная проходная» Точмаша и ост. ул. Куиджи.

          Ответить
  • pavelech

    Предлагаю Вашему вниманию отрывок из статьи Ясенова «Был на Гладковке пост…» 
    tpht://www.donjetsk.com/retro/2536-byl-na-gladkovke-post.html«А вот чего мы уже здесь не видим – так это «истока» гладковского куста. Получается, к тому времени участок от парка Ленинского комсомола до «дороги жизни» уже полностью разобрали. Впрочем, есть еще люди, прекрасно помнящие, где он пролегал – чуть южнее проспекта Титова (то есть, по территории спортивного комплекса «Локомотив»). Как говорил когда-то один из собеседников сайта «Донецкий» Вячеслав Пильтенко, «над ней на пересечении с Челюскинцев был мост, по которому проходил трамвай 1-го маршрута. Трамвай грохотал по мосту смертным грохотом. Было жутковато. Конечно, мальчишки, чтобы доказать, что они – настоящие мужчины, поднимались по насыпи под самый мост и высиживали там во время прохождения трамваев. Поселковые короли, не моргнув глазом, выдерживали по нескольку прохождений кряду…»

    Ответить
  • (will not be published)

Подписаться на комментарии