Рассказ о Донецких площадях был бы неполный без рассказа об участке земли в самом центре Юзовки. Эта территория никогда не была площадью в соответствии с классическим определением площади, как архитектурного ансамбля. Но к городским площадям Юзовки она имеет непосредственное отношение.

В 1915 году вокруг этой территории «кипели нешуточные страсти». Этот клочок земли стал камнем раздора между жителями Юзовки и Новороссийским обществом.

Об этих событиях рассказал Валерий Петрович Степкин в своей книге «История Донецка». Вот глава из его книги:

Борьба за сквер в центре Юзовки

Главное управление по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел 1915 года была получена телеграмма на имя Министра внутренних дел от Общества благоустройства в Юзовке: «Новороссийское Общество возбудило ходатайство об изменении плана поселка Юзовка, причем под застройку отвела единственный в поселке сквер. Общество благоустройства в Юзовке, поддержанное уездной и губернской земскими управами, просило губернское присутствие о неразрешении постройки сквера — единственного места для гуляния и отдыха беднейшей части населения, места снабжающего Юзовку, с ее скученным населением, наполненную постоянным дымом и газами, хотя бы незначительным количеством свежего воздуха. [Просим] о незастройке этого места хотя бы до разрешения вопроса о преобразовании Юзовки в город».

Сквер, о котором идет речь, располагался между Садовым проспектом и Свято-Преображенским собором и представлял собой пустынную местность с редким кустарником. Вот это место и решено было застроить Новороссийским Обществом.

24 апреля 1915 года на имя Министра внутренних дел было получено прошение от жителя поселка Юзовка Павла Емельяновича Зузули.

Фото 1 Телеграмма ПЕ Зузули.Фото 1 Телеграмма ПЕ Зузули.

В прошении Павел Емельянович, в частности, отмечал: «Площадь существует с 1873 года и если 42 года назад площадь, как самими владельцами поселка, так и обязательными постановлениями Губернской Земской Управы признавалась необходимой при населении поселка в 10 тысяч, то в настоящее время, когда поселок на той же территории достиг 60 тысяч населения, она является крайне необходимой, как единственный в центре вентилятор-отдушина при страшно перегруженном населении поселка, тесноте дворов, благодаря скученности населения, застроившего участки с четырех сторон, без солнечного света и воздуха и тесноте улиц, отсутствия площадей, при громадном движении на улицах. Застройка этой единственной в центре площади угрожающе отзовется на здоровье населения, в особенности бедного класса, лишенного минимальных санитарных удобств в жилищах, и в часы досуга не могущего пользоваться более сносным воздухом для отдыха, местом, которым служила все время центральная площадь.

В обязательном постановлении в третьем пункте сказано, что в центре каждого села и поселка должна находиться площадь, а если поселок значительный, то и несколько. В Юзовке при 60 тысячном населении в центре только одна площадь, которую Губернское правление разрешило застроить Новороссийскому Обществу, вопреки ясно выраженному постановлению Губернского Земского Собрания, утвержденному надлежащими властями: толкование же губернского строительного отделения, что площадь еще остается возле храма, нахожу также неправильным. Так как при таком толковании или применении Строительного Устава, урезав большую часть площади, оставив малый клочок ее, назвав также площадью, можно во всех городах и селах России застроить все площади. С застройкой центральной площади поселка Юзовки, никакой площади в ее санитарно-гигиеническом отношении для оздоровления населения в центре Юзовки нет. Палисадники же (углы площади), на которой находится Преображенский храм, загороженные заборами площадью для жителей считать нельзя.

В виду наступления строительного сезона и возможности немедленной застройки площади — к чему уже приняты Новороссийским Обществом меры, как-то: рубка деревьев и т.п., ходатайствую у Вашего превосходительства о приостановлении застройки до рассмотрения правильности моей жалобы и ходатайствую также о назначении специальной комиссии Губернской и Уездной Земской Управы со специалистами…»

И пошла работать бюрократическая машина Государства Российского. 26 июня 1915 года Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел составил подробнейший ответ в Главное Управление по делам местного хозяйства, где отмечалось, что «поселок Юзовка, согласно статьи 212 Строительного Устава должен быть отнесен к разряду селений, а следовательно на него распространяются все правила, установленные в разделе седьмом Строительного Устава». Далее отмечалось, что сделав новый план застройки, Новороссийское Общество не согласовало его с местными земскими начальниками, а следовательно, нельзя план считать утвержденным или им руководствоваться, несмотря на то, что он прошел через Екатеринославское (губернское) Строительное отделение и утвержден Екатеринославским губернатором.

Новороссийское общество, естественно, протестовало против подобных выводов. 18 августа из Министерства внутренних дел Екатеринославскому губернатору ушла очередная депеша за подписью Управляющего Министерством князя Щербатова.

Губернатор принял сторону Новороссийского Общества и ходатайствовал от утверждении нового плана, предоставленного Новороссийским Обществом. Техническо-строительный комитет Министерства пришел к заключению, что новый план составлен не в порядке статьи 229 строительного Устава и представлен на утверждение не земской управой, а собственником поселка, а посему не подлежит ни рассмотрению Строительным отделом, ни утверждению губернатором.

Последняя справка по этому делу получена 26 июня 1916 года. Через год Юзовка стала городом. А еще через полгода произошла национализация земли государством рабочих и крестьян. На карте современного города незастроенное пространство сквера существует почти в первозданных границах: сквер Павших коммунаров и сквер Сокол.

PS. Павел Емельянович Зузуля был известен не только как фотограф и владелец фотоателье в Юзовке и в Дмитриевке (сейчас это город Макеевка). Он владел типографией. Кроме этого он был активным участником Юзовского отделения Союза Русского народа.

Проживал П.Е. Зузуя на 7-й линии в собственном доме. По свидетельству старейшего донецкого краеведа Самуила Завельевича Альтера этот дом стоял на месте трехэтажного особняка, втиснувшегося между пятиэтажкой и торговым центром по ул. Постышева (между Горбольницей №1 и Дворцом бракосочетаний). Сейчас на этом месте каменная ограда рядом с домом 36 по ул. Постышева

Фото 2. Виньетка Фотографии Прогресъ ПЕ Зузули в Юзовке и ДмитриевкеФото 2. Виньетка Фотографии Прогресъ ПЕ Зузули в Юзовке и Дмитриевке

 

Автор благодарит Валерия Петровича Степкина за разрешение на публикацию главы из его книги и любезно предоставленные фотографии.

  • Автор: Семен Левада

Фотографии:

 

  • Фото 1 и 2 —  Из личного архива Степкина В.П..

 

 

Литература:

 

  1. Степкин В.П., «История Донецка», Донецк: Издательство «Апекс»,  2004.
  2. Степкин В.П., «Фотоателье Юзовки».

 

 

 



Войдите, чтобы оставить комментарий