О том, как создавался уникальный мемориальный комплекс «Освободителям Донбасса», который был открыт ровно четверть века назад, 8 мая 1984-го, нам рассказал один из его создателей, известный донецкий скульптор Александр Порожнюк.

Решение о возведении в Донецке памятника, посвященного освободителям шахтерского края от фашизма, украинское правительство и ЦК Компартии Украины приняли еще в 1960-е. Но вначале всем казалось, что это нереально, чтобы дончанам позволили возвести у себя в городе мемориал подобного масштаба: такие работы доверяли лишь столичным творческим коллективам. И один киевский коллектив начал было работать над этим, но все заглохло еще на начальной стадии разработки идеи. На том месте, где киевляне планировали возвести этот памятник, построили городской Дворец пионеров.

Монумент «Освободителям Донбасса» в Донецке

Монумент «Освободителям Донбасса» в Донецке

— А мы начали работать над будущим памятником в 1976-м, — вспоминает Александр Порожнюк. — В 1978-м нашу группу утвердили. В нее вошли четыре человека: архитекторы Владимир Кишкань и Михаил Ксеневич, скульпторы Юрий Балдин и я. Главным в нашей группе был Владимир Кишкань. Причем не по должности – не потому, что он был главным архитектором Донецка. К слову, именно он выдержал войну с чиновниками республиканского масштаба, чтобы возведение в Донецке такого монумента доверили самим дончанам. Кишкань был и главным генератором идей. Идея памятника с фигурами солдата и шахтера давно созревала, хотя и после утверждения группы мы еще два года искали разные варианты. Очень много было идей, но конкретно эта принадлежит Юрию Балдину. Именно он предложил такую концепцию: соединить фигуры шахтера и солдата таким вот образом. Было это в 1980-м. А в жизнь эту идею воплощала вся группа. На проектирование и строительство ушло четыре года…

Головы фигур солдата и шахтера лепили на дне недостроенного плавательного бассейна Донецкого госуниверситета. Каждая голова высотой и шириной в два метра. Александр Порожнюк лепил шахтера, Юрий Балдин – солдата. На окружающую «его» голову платформу каждый скульптор взбирался с ведром или тазом гипса. Натурщиков не было: каждый из образов – собирательный. Солдат – совсем еще молодой мужчина, не по годам повзрослевший юноша. Открытый взгляд. Заостренные черты лица. Шахтер – уже зрелый муж. Познавший трудную жизнь. Возможно, в тылу врага он был партизаном-подпольщиком. Потом своим трудом ковал меч Победы, которым солдат освободил от фашизма все человечество. А может, солдат и шахтер – один и тот же человек, но в разные годы жизни?..

Там же, в бассейне, гипсовые модели голов покрывали медью. Методом раскроя. Сначала производилась выкройка: из металлических листов двухмиллиметровой толщины вырезались фрагменты. Например, площадка (передняя часть) носа, его крылья… Эти фрагменты сваривали аргонной сваркой. Сварочные работы под руководством архитекторов проводили специалисты-форматоры. Оставшиеся после сварки швы зачистили, зачеканили. Гипс, покрытый медью и ставший ненужным, выбивался. Так что и головы, и в целом фигуры, и знамя, и меч внутри – полые, в них находится металлический каркас, который и держит всю эту конструкцию. Этот каркас варили на заводе имени Ленинского Комсомола Украины (нынешний «Донгормаш»), там же покрывали медью корпуса фигур.

Александр Порожнюк убежден: важность монумента для Донецка трудно переоценить:

— Этот ансамбль имеет огромное военно-патриотическое, гражданское, художественно-архитектурное значение. Мы выполнили и очень важную социальную задачу. Сейчас мало кто помнит, что на месте монумента был цыганский поселок. По сути – трущоба. Официально, по документам, там была улица Приовражная, и мы проводили ее реконструкцию. Поселок был снесен, его жители получили квартиры. Вся территория была освоена: вокруг памятника-обелиска — так по документам назывался монумент – была разбита парковая зона, которая стала продолжением парка имени Ленинского Комсомола. Все работы были проведены на средства местного бюджета. На сам памятник и на благоустройство территории вокруг него было потрачено в общей сложности восемьсот тысяч рублей. Конечно, основная часть стоимости – в техническом сооружении. Это, прежде всего, очень сложная инженерная конструкция. В сооружении монумента участие принимало множество организаций: местные тресты «Донецкшахтострой», «Донецкметаллургстрой», «Донецкстальконструкция», а также «Днепрстальконсрукция» из Днепропетровска. Медь привозили с Артемовского завода цветных металлов. Черный гранит – с Правобережной Украины. В работах по возведению памятника в Донецке участие приняли даже московские ученые. На такой большой высоте ветер, задувая в знамя, создает эффект пропеллера. — Мы специально создали двухметровую модель памятника. Ее возили в Москву, в Институт аэрокосмических исследований имени Жуковского. Там эту модель помещали в аэродинамическую трубу – проверяли, как потоки воздуха влияют на ее устойчивость.

Было много и других сложностей. Под монументом – выработки шахты имени Калинина, да и в целом очень сложные горно-геологические условия. Все это учитывалось при возведении монумента. Проводились большие дренажные работы.

Монумент «Освободителям Донбасса» в Донецке

Монумент «Освободителям Донбасса» в Донецке

Монумент планировали открыть к 40-летию освобождения Донбасса, в сентябре 1983-го. Но к этому сроку завершить работы не успели. Поэтому открытие монумента было приурочено к 39-й годовщине Великой Победы и состоялось 8 мая 1984-года.

Высота фигур – восемнадцать метров. Над землей (учитывая высоту постамента и то, что еще выше фигур солдата и шахтера поднимается знамя) памятник возносится на высоту 30 метров.

По фронтону постамент окаймляет стела. Под монументом раньше горел вечный огонь, который, увы, оказался невечным. Постамент под наклоном поднимается от поверхности земли к монументу. И это напоминает наклонные угольные пласты. И не только угольные. Но и временные, и смысловые…

Облицованный черным гранитом постамент, на котором стоят фигуры, полый внутри. Там находятся помещения. Не только над землей, но и под основанием памятника, высота крупнейшего зала восемнадцать метров. Общая площадь этих помещений около трех тысяч квадратных метров. В этих помещениях при возведении монумента планировали создать музей. Но грянула перестройка – и стало не до строительства и созидания…

Внутри мемориала «Освободителям Донбасса» планировался музей

В Донецке насчитывается более 250 памятников истории и культуры. Мемориалы и памятные знаки дарили угольной столице, как другие города, так и сами дончане.

Среди работ местных скульпторов — памятники «Освободителям Донбасса»

Рождение памятника — дело нескорое. Композицию «Освободителям Донбасса» возводили 12 лет. По словам Александра Порожнюка, большая часть времени ушла на подготовку проекта. Ведь этот монумент крупнейший на юго-востоке Украины и главный памятник военной истории города и области. Ещё в 1984 планировалось, что внутри монумента будет создан музей, однако тогда от этой идеи отказались. Сегодня скульптор намерен компенсировать былые недоработки. «Внутри памятника — огромное пространство, которое я задумал использовать для создания музея. И музей будет, сейчас этим вопросом занялись вплотную», — говорит скульптор.

    Автор: Владимир Прозоровский
    Фото: Денис Козленко. 2012 год


Войдите, чтобы оставить комментарий