Российский серил «Кадеты» взорвал Украину. Вышколенные суворовцы с экрана сводят с ума женщин и вызывают симпатии мужчин. После фильма популярными стали не только актеры. Другими глазами люди посмотрели на людей в военной форме, чья профессия после распада Советского союза почему-то перестала быть уважаемой. А ведь когда-то выйти замуж за офицера мечтала каждая девчонка. «Комсомолка» разыскала одного из первых выпускников суворовского училища. 

Днепропетровчанин Александр Рыбка стал кадетом сразу после войны. И сегодня экранные «Кадеты» возвращают его в беспокойную юность.

Начальник училища – копия сериального генерала

Первое в Украине суворовское училище было организовано сразу после войны (прим. alexey: в мае 1946 года) на базе переехавшей в Сталино (Донецк) Ижевской артиллерийской спецшколы. И стало называться – Сталинское артиллерийское подготовительное училище. В него в 1946 году и поступил парубок из села Гуляй-Поле, сирота Саша Рыбка. Он с детства грезил о военной карьере. Хотел сражаться за родину как отец-партизан, которого фашисты расстреляли в 1942. В училище брали в основном сирот. 

Из 26 ребятишек половина была из Ижевска, а половина с Донецкой и Днепропетровской областей. 

- Сначала «ижевцы» шиковали среди нас, «хохлов», — вспоминает Александр Михайлович, — но потом мы их поставили на место.

Артиллерия времен Великой отечественной войныАртиллерия времен Великой отечественной войны

- Сериальные «кадеты» сильно отличаются от вас? 

- Кое в чем. На них, например, белые рубашки, а у нас были только кители зеленого цвета, которые одевались прямо на майку. А внизу — синие брюки с красными лампасами и черные ботинки. У киношного комвзвода часто расстегнут пиджак или воротник рубахи. В наше время такое считалось непозволительным.

Время было суровым, поэтому никаких приколов, как в сериале, сталинские суворовцы не себе не позволяли. Да и воспитывали нас гораздо строже. Ютились все в одной комнате, а спали на двухъярусных кроватях. 

По словам бывшего суворовца, жили, пожалуй, не так весело, как в фильме, но дружно. Все было проще и дисциплинированнее. 

- Зато наш начальник училища, генерал-майор Иорданский, — с гордостью констатирует полковник, – по своему характеру и привычкам точная копия сериального генерала! И по голове гладил, и советы давал, и утешал. Вот только был повыше да похудее. И многих мальчишек спас от тяжелого детства.

- А танцевали так же хорошо, как герои фильма?

- Лучше, — смеется бывший суворовец. – Ведь нам преподавали манеры по высшему разряду. Когда учили правильно есть, клали под мышки книги – в такой позе ни локти на стол не поставишь, ни за хлебом через стол не потянешься. А бальные танцы и игра на фортепиано поначалу вызывали смех. Ведь время было суровым, голодным. А тут – музыка и танцульки! Мы их поначалу стеснялись.

Но вскоре выяснилось, что наше искусство вызывает восхищение у девчат женской школы №30, куда суворовцев регулярно водили на вечера. Бывшие деревенские мальчишки выглядели настоящими джентльменами. А когда надевали парадную форму – с белыми ремнями поверх черных шинелей – посмотреть на кадетов сбегалось все женское население города.  

- Мы покоряли девчонок так же, как сериальные кадеты среди своих поклонниц, — приосанивается Александр Михайлович. – Школьницы бегали к нам в училище, подкарауливали на улице. 

Вышколенные, спортивные ребята, умеющие танцевать, вести культурный разговор (этому их обучали специально), «шпарить» по-немецки и кушать, пользуясь вилкой и ножом, — в те времена были редкостью.

Вора забили до смерти

Один случай на всю жизнь врезался в память Александра Рыбки.

Среди ребят завелся воришка. Вначале он крал хлебные пайки. А потом перешел к простыням, наволочкам и полотенцам. Долгое время злоумышленника не могли вычислить. Но как-то ребята поймали его на горячем. И решили сами разобраться с обидчиком.

- После отбоя, когда свет всюду потушили, слышу, как что-то в комнате зашуршало, — хмурится кадет, — а вскоре раздался страшный крик. Это воспитанники, накрыв воришку двумя одеялами, мутузили его ремнями с бляхами, ботинками и даже железными прутьями от кровати.

Кошмар продолжался минут 15. Дежурный, услышав возню, начал стучать в запертую ключ дверь, но когда ему удалось саблей сломать замок, все прикинулись спящими. Выстроив всех по команде, обнаружили, что недостает одного. Подняли одеяло, а там лежал окровавленный воришка. 

- Через два дня он умер в санчасти, так как у него были отбиты все жизненные органы, а виновных в его избиении, несмотря на дотошное следствие, так и не нашли, — сокрушается отставник.

Где же вы, друзья-однополчане?

После того, как в 1948 году по состоянию здоровья Александра списали из Сталинского артиллерийского подготовительного училища, с украинскими воспитанниками он больше не виделся. 

- Тогда было не принято переписываться, — вздыхает собеседник, — к тому же, жизнь разбросала нас по всему Союзу.

Лишь недавно он узнал, что один из них, Гребенюк, погиб на Дальнем Востоке. А другой – Владимир Рожков – обосновался где-то в Днепропетровской области, куда наугад Рыбка отправил письмо.

- Вот если бы удалось всех собрать в нашем городе, — мечтает экс-суворовец, — мы бы такую вечеринку закатили! 

В мае 1948 года, без объяснения причин, были закрыты артиллерийские подготовительные училища в Сталино и Ереване, а в следующем, 1949 году, эта же участь постигла Одесское, Минское и Ростовское артиллерийские подготовительные училища. Воспитанников, перешедших в 9-й и 10-й классы, переводили в оставшиеся подготовительные и суворовские училища, причиняя душевные травмы юношам, которые своими сердцами были крепко привязаны и к городам, и к полюбившимся учебным заведениям. Но на такие тонкости в армии никто внимания, естественно, не обращает.

Таким образом, Сталинское артиллерийское подготовительное училище просуществовало всего лишь 2 года.



Войдите, чтобы оставить комментарий