2. 900x200.

Родился 25 марта 1923 года в Славянске.

Николай Семейко шел ведущим звена штурмовиков. Под крылом тянулись укрепления Миус-фронта. На правом берегу реки — извилистые линии вражеских траншей, окопы, огневые точки. Умелым маневром летчик выводит звено из зоны обстрела и делает новый заход на группу немецких танков, замеченных у небольшой дубовой рощи. И вот уже посыпались бомбы, ударили пушки штурмовиков.

Семейко Николай Илларионович

А зенитки били все яростней. Но дело было сделано, и Семейко приказал брать курс на аэродром. Вдруг рядом с его самолетом выросла шапка разрыва…

Едва-едва дотянул он израненный Ил-2 до наших расположений.

За отвагу и героизм, проявленные при прорыве укреплений на Миус-фронте, Николай Семейко был награжден орденом Красного Знамени.

Еще большей выдержки, смелости и находчивости потребовали бои под Мелитополем, превращенным гитлеровцами в узел обороны. Вылетая по 2—3 раза в день, Семейко штурмовал войска, огневые точки, боевую технику гитлеровцев.

В самый разгар боев за Мелитополь штурмовики получили задание атаковать цель, прикрываемую многослойным огнем вражеской зенитной артиллерии. Задачу усложняла низкая облачность, приходилось действовать только на малых высотах.

Уже не одна группа Илов пыталась выходить на эту цель, но все возвращались ни с чем. Тем временем противник накапливал силы для контрудара. Тогда выполнить задание поручили Николаю Семейко.

Группа Илов взяла курс на цель. Уже будучи у нее, Илы демонстративно изменили направление, обманув этим маневром гитлеровцев. Те решили, что наши штурмовики имеют другое задание. И тогда Семейко скомандовал:

— В атаку!

Он первым бросил свою машину в пике. За ним устремились товарищи, бомбя и расстреливая фашистов.

Заговорили вражеские зенитки, но было уже поздно…

За эту операцию Николай Семейко был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Развивая наступление, советские войска вышли к Днепру. Одним из важных этапов этой исторической битвы явился штурм Запорожья. Гитлеровцы изо всех сил стремились удержать этот опорный узел и бросали туда все новые и новые войска. Ранее они это делали ночью. Но теперь, понеся большие потери и не имея возможности залатать дыры в своей обороне, немцы подбрасывали резервы и днем. К северу от Запорожья разведчики обнаружили мотомеханизированную колонну противника. Дежурной в то время эскадрилье Николая Семейко было приказано: «Уничтожить врага на марше!»

…Советские штурмовики неожиданно появились из-за леса. Они буквально растерзали вражескую колонну.

На аэродром возвратились уже под вечер. Только успели приземлиться, как поступил новый приказ: «Ликвидировать понтонную переправу близ Каховки!»

Днем летчики дважды вылетали на поиски немецкой переправы.

Но все их усилия были напрасны: гитлеровцы переправлялись ночью, на день разбирали и прятали понтонный мост в прибрежном кустарнике.

Осеннее солнце уже скрылось за горизонтом, и тени от днепровских круч легли на водную гладь, когда группа Илов, ведомая Николаем Семейко, поднялась в воздух. И вдруг Николай заметил, что на левом берегу Днепра гитлеровцы заканчивают наводить переправу. К ней вереницей потянулись потрепанные в боях отступающие немецкие войска.

Штурмовики легли па боевой курс. Уже на подходе к цели Семейко делает разворот и бросает самолет в пике. Бомбы ложатся точно. Летчики, следовавшие за Николаем в других машинах, разрядили боевые кассеты. Немецкая переправа прекратила существование.

При выходе из пике самолет Семейко попал под огонь вражеских зениток. Крупные осколки снарядов изрешетили кабину, Николай был тяжело ранен. Кровь заливала глаза. К тому же вышла из строя часть приборов системы управления.

Были мгновения, когда Николаю казалось, что его покидают последние силы. Превозмогая боль, он удерживал самолет в боевом порядке группы. И только когда штурмовики полностью выполнили задание, он, управляя одной рукой, повел машину на посадку.

Когда стрелок-радист Павел Кудрин кинулся к своему боевому другу, тот был без сознания.

Из госпиталя Николай вернулся в родной полк, уже воевавший в небе Белоруссии. Тогда же Н. И. Семейко вручили орден Отечественной войны 1-й степени.

Курс Илов пролегал вдоль железнодорожной линии Орша — Борисов — Минск. Вот промелькнула станция Толочин. На путях — несколько вражеских железнодорожных эшелонов.

Штурмовики развернулись па бомбежку. Николай бросил бомбу прямо на паровоз. Дмитрий Набинский и Анатолий Недбайло уничтожили паровоз второго эшелона. Так основная железнодорожная магистраль Белоруссии оказалась временно парализованной.

Успешные боевые действия Семейко в 1944 году отмечены орденом Александра Невского и третьим орденом Красного Знамени. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за произведенные 144 успешных боевых вылета и выдающиеся боевые подвиги в борьбе против немецко-фашистских захватчиков ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Указ был опубликован 21 апреля. Но Николай Семейко так и не смог о нем узнать.

Отважный сокол погиб в бою 20 апреля 1945 года…

Спустя месяц в штурмовом авиационном полку читали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Николая Илларионовича Семейко второй Золотой Звездой Героя Советского Союза посмертно.

Донбассовцы свято чтут память о своем крылатом витязе. В Славянске школа № 12, где учился Николай Семейко, названа его именем. Юноши и девушки, вступающие в жизнь, видят в подвигах Н. И. Семейко пример беззаветного служения Отчизне.

  • Автор: Александр Алексеевич Токарев.
  • Кавалеры Золотой Звезды. Донецк, «Донбасс», 1976.


Войдите, чтобы оставить комментарий