41_golovach_golovachev_semen_dmitrievich_thmb

Родился 15 февраля 1910 года в селе Степановне Александровского района.

Он был летчиком-испытателем, человеком, давшим путевку в небо многим машинам новых образцов, которые внесли свою лепту в нашу Победу.

Летчик Н. Румянцев так описывает один из полетов Головача.

Головач (Головачев) Семен Дмитриевич

«Возле самолета в летном костюме стоял Семен Дмитриевич Головач — невысокий, крепкого сложения майор с волевым лицом. Ему было доверено испытание опытного образца. Не торопясь, он забрался в кабину истребителя и закрыл фонарь.

Внешне Семен Дмитриевич был спокоен. Но никто, кроме него, не знал, как он волновался перед полетом. Сознание огромной ответственности за испытание новой машины не покидало летчика. И только когда взревел мотор, волнение улеглось.

Истребитель легко оторвался от бетонной дорожки и пошел в зону.

И вдруг мотор вспыхнул.

Все это произошло неожиданно, на глазах десятков людей, находившихся на аэродроме. Поступило короткое распоряжение: покинуть самолет! Но Семен Дмитриевич прекрасно знал, сколько времени, сил и средств ушло на изготовление новой машины, как ждут ее на фронте. Не мог же он допустить, чтобы труд всего коллектива предприятия пропал даром, а причина аварии осталась невыясненной.

Напрягая все силы и волю, мобилизуя весь свой опыт, Головач сделал крутой разворот и благополучно посадил горящий самолет на свой аэродром. Подоспевшие пожарники потушили пламя, врачи оказали летчику первую помощь. Причина аварии была установлена».

В другой раз на самолете этой же марки Головач снимал максимальную скорость на заданной высоте. Полет подходил к концу. И вдруг машину затрясло настолько сильно, что она могла вот-вот развалиться. Каждая секунда полета была связана с большим риском для жизни летчика. Головач по радио доложил о случившемся и получил указание действовать по обстановке, в случае необходимости покинуть машину. Уменьшив скорость до минимальной, летчик привел истребитель на аэродром. И сразу была выяснена причина тряски.

Когда на смену поршневым самолетам пришли реактивные, от летчика-испытателя потребовались еще большее мужество и летное мастерство. Головач летал в любых метеорологических условиях, с перегрузками, на предельно больших и предельно малых высотах. За многолетнюю службу в авиации он освоил более 50 типов машин, начиная с тихохода У-1 и кончая современными скоростными реактивными самолетами.

С 1929 по 1957 годы Семен Дмитриевич выполнил около 12 тысяч полетов, в том числе 4700 в годы войны.

Многие его рацпредложения внедрены в производство и дали большую экономию.

За боевые заслуги перед Родиной и безупречную службу в авиации С. Д. Головач награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и шестью медалями.

В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за отвагу и мужество, проявленные при испытании реактивных боевых самолетов, Головачу Семену Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1963 году полковник Головач по состоянию здоровья был уволен в запас. Семен Дмитриевич еще несколько лет работал в гражданской авиации, передавая молодым летчикам свой богатейший жизненный и профессиональный опыт.

21 ноября 1974 года С. Д. Головач умер.



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии