«И когда мы плакали,
Когда мы вспоминали Зайон
И как нам спеть песню Короля Альфа
На этой странной земле?»
(Из песни ямайских растафари)

Санскрит – язык пустотно-многозначный. Каждое слово имеет достаточно «места», чтобы повернуться новой гранью в зависимости от контекста. Даршан (от слова «дарш» — «смотреть», «видеть», «созерцать») – это и реальное смотрение на что-либо, и медитативное созерцание святых и святынь как сакральный акт, священнодействие, но, также, и мировидение, мировоззрение, миропонимание (поэтому индийские философско-религиозные системы и называются даршаны). То, что приковывает наш взгляд (прежде всего внутренний), «заставляя» концентрироваться на чем-то значимом для нас, вглядываться в это нечто всем своим существом – это и есть даршан, процесс, который нас кардинально меняет. Мы буквально семантизируемся объектом концентрации и уже мыслим его категориями, «поем его песни». Даршан – это творческий акт самопознания и катарсиса, базовая основа нашего самадхи. И здесь важна уже не сама точка всматривания, а мы сами, так как эта точка уже внутри нас. И, таким образом, мы уже становимся даршаном.

Город тоже может быть зоной пристального «всматривания», а, значит, и «переселения» в наш внутренний мир. «Благодаря ностальгии я снова нахожу сокровища», — писал в своих дневниках М. Элиаде. Это особое состояние он называл «онтологической ностальгией», которая позволяет приблизиться к богам и присоединиться к Бытию. По его мнению, ощущение ностальгии как особой утраты порождает стремление вспомнить, вернуть идентичность. Поэтому возвращение в прошлое через реконструкцию его разорванной ткани приобретает особый смысл самоидентификации.

Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк

Каждый город – это особый многомерный метатекст, который можно читать линейно как свиток или всматриваться в бесконечную глубину одного иероглифа, пытаясь постичь полутона всех его смыслов. Мне всегда был ближе и понятнее язык чаньских пустотно-белых полотен Ван Вея, а основным методом чтения иероглифов я считаю особый даршан – созерцание пространства между знаками и облаками мыслей. Наверное, именно поэтому в моем прочтении донецкого городского метатекста есть любимый иероглиф для созерцания – бульвар Пушкина, место странное, даже мистическое, своего рода портал в иной мир (а может и в мир иной). Моя память хранит различные культурные слои нескольких исторических эпох, которые проступают из небытия, когда я кисточкой «онтологической ностальгии» смахиваю напыление агрессивной современности и вижу тени тех, кто жил бульваром 20–30 лет назад. Это были люди разных миров, но моему свидетельствующему сознанию особо мил один мир – мир «городских сумасшедших», цвет «третьей культуры».

Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк

Свой уход из советской реальности эти «бродяги дхармы», гностики периода развитого социализма начинали с Индии, открывая для себя веданту, переписывая от руки все 13 классических упанишад – от «Чхандогьи» и «Брихадараньяки» до «Кены» и «Мандукьи». Они практиковали йогу и дзен-буддизм, добывали даосскую «пилюлю бессмертия» и постигали тайны тариката маулавийя, проходили посвящения в тантрические садханы и погружались в сновидения по Кастаньеде. Как писал А.Ровнер, «по выражению лица можно было угадать антропософа, последователя Рудольфа Штайнера, который с придыханием говорил: «Доктор сказал…» или «Оказывается…» — после чего излагалась какая-нибудь сногсшибательная идея о том, что делает человек через миллион лет после смерти или как все происходило в лемурийскую эпоху, какие духи тогда были, какого цвета и какие у них были коготки». Можно добавить, что легко определялись по отдельным признакам и последователи Кришнамурти, и гурджиевцы, сторонники Рамакришны и почитатели Судзуки. И, конечно, восторженные адепты Ауробиндо Гхоша, вечно влюбленные в Мать. Это был причудливый мир учителей и учеников, движений, концепций, практик и просветлений. Странная и милая смесь Порфирия Иванова и Бхагаван Раджнеша, загадочный и пьянящий коктейль из Бодхидхармы и шаманизма, Вивекананды и оккультизма. Мой любимый Руми писал в «Маснави»: «Прежде, чем в этом мире появились сад, лоза и виноград, наши друзья уже были пьяны вином бессмертия». Это и о наших бульварных пилигримах, искавших свой Священный Грааль (кстати, именно на бульваре Пушкина и было дано откровение одному местному гуру, что Грааль, эта «Чаша Жизни», находится именно в Донецке, где-то под нашими ногами).

Все эти люди были духоведами, знатоками измененных состояний сознания. Они искали тайные смыслы в бутылке кефира, пили сому на кухнях Донецка и добывали мескалино из домашних кактусов в трехлитровых банках из-под березового сока. Это было донецкое подполье, местный андеграунд, гольфстрим «третьей культуры». Здесь были сыроеды, поклонники «тибетского гриба», мужчины, путешествующие в астрал, и одинокие дамочки с Рерихом в сердце и махамантрой по воскресеньям. Особенно радостно было видеть в едином братском союзе инопланетян с Сириуса, пришельцев из Шамбалы и стройные ряды юных бодхисаттв, которые, сидя на полу, внимали откровениям «православных старцев», ходивших почему-то в китайских кедах на босу ногу. Это была реализованная мировая гармония.

Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк

И все эти сказочные существа что-то творили, какую-то «нетленку»: стихи, пьесы, сказки, картины, сны и самих себя. Уже упомянутый мною А.Ровнер писал: «Мы понимали, что искусство растет из мистических корней. Оно не является социальным придатком, как учили Маркс и марксизм, и не сублимацией наших сексуальных позывов, как учил Фрейд». Так и хочется сказать «Аминь». Все эти люди творили город и были городом, а их искусство вырастало из бульвара. Да, они жили в своем мире, камерном и химерном, но по-своему эмоционально открытом и честном. Этот мир имел свои пересечения с Донецком в пространстве между Кальмиусом и ставками, но особенно на бульваре Пушкина. Именно там молодой мэтр и уже бодхисаттва Сергей Самаров, весь в теплом донецком сентябре, прочитал свои стихи о городе автору эссе в далеком и уже почти нереальном 1981 году:
«В позабытых забоях
Слежавшийся угольный пласт
Не добыт, но разведан,
Веков отпечаток хранит.
И в разломе пласта
Отшлифованный временем глаз
С мезозойскою розой
В одной колыбели лежит.

И рудничный сквозняк
Полусплющенной крепью двоя
Рудокопа на царство
Венчает пастуший рожок.
Терриконные груди
Вздымает большая земля,
И полощется в небе
Лазурно-зеленый флажок.
Антрацит пресловутый
Повылизан детской рукой
Этот город возник
На костях первобытной эпохи
Казнены терриконы
Для жизни в черте городской
Толчея, вавилон
Через сердце степные дороги».

Этого легендарного донецкого гуру уже развеяли пеплом над ставками, но в моем ностальгическом даршане он шагает с посохом по бульвару, весь открытый смыслам и стихам.

Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк

«Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки», — сказал Екклезиаст. И на бульваре в третьем тысячелетии центральное место заняли не менее мистические и химерные существа и символические лингамы – скульптурные творения, которые, как мне кажется, были семантизированы ушедшими тенями прошлого. Что-то есть в них от элиадовской онтологической ностальгии. На оазисе бульвара, зажатого песками магистральных улиц, эти образы уже живут жизнью полноправных хозяев вечно изменчивого городского ландшафта. Здесь и сказочные существа из пушкинских произведений, и первобытная архаика курганов, и гимн женщине, отяжелевший в камне, и украинская степь с ее неповторимым очарованием. Но центральная часть моего даршана – это монументально-декоративные скульптуры Георгия Беро, воплощающие символы донецкого края: уголь, металлургию, науку, культуру, архитектуру и спорт. Из этих шести композиций гениальный художник сумел создать особый текст, в котором есть не только современность города, но и очаровательный коктейль из его прошлого и будущего. Используя шамот, кованую медь и цветное стекло, Георгий Беро, человек, которого я искренне люблю, сумел поселить ускользающие тени в свои сказочные замки. Его понимание бульвара в сердце Донецка – это порождение новых фильтров, отвечающих новой ситуации, которая задается не только обновленным метатекстом города, но и жизненными условиями нового тысячелетия. И это всегда порождение иных текстов, или, говоря словами Хайдеггера, проектирование, забегание вперед себя. И процесс этот не только и не столько гносеологический, сколько онтологический: понимание смыслов – это, как утверждает В.Налимов, всегда овладение ими, осуществляемое путем распаковки истинно заложенного в мироздании. В этой системе представлений понимание и творчество становятся синонимами. Постигнув в озарении свой город, Г. Беро воплотил свое видение, свой особый даршан в своих скульптурах, что приковывают взгляды новых поколений, текущих через бульвар. Его душа украинского грека, впитавшая ароматы донецкой степи и смыслы своей неслучайности на этой благословенной земле, давно живет по вечным законам Любви. (Отметим здесь, что природа смысла еще недостаточно раскрыта в парадигме нашей культуры.) И неслучайно именно скульптурные композиции Г. Беро и его семьи уже привлекают внимание в новой точке моего донецкого даршана – в Музыкальном парке возле «летающей тарелки» стадиона, уравновешивая миры и времена и открывая новый портал за вуаль «прекрасного далёка».

Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк Скульптура Георгия Беро, бульвар Пушкина, Донецк

Но бульвар с вечными чернобривцами, которые никогда ему не изменяли, мне кажется, всегда будет главной медитативной темой в этом самом мистическом городе на восточном краю моей Украины. Перефразируя Альфреда Жарри, можно сказать: «Места, которые мы любим, возобновляют истинную Субботу». Во всем городе может быть любой день недели, но на бульваре Пушкина для меня всегда Суббота, где отдыхает моя душа.

 

 



4 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий